Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество19 апреля 2004 7:28

Второй пилот башкирского Ту-154М Мурат Иткулов: «Я же говорил, что «Боинг» слева!»

Эти слова российский летчик воскликнул уже после столкновения с грузовым самолетом в небе над Германией
Источник:kp.ru

6 августа 2002 года «Комсомолка» опубликовала распечатку радиообмена экипажа Ту-154М «Башкирских авиалиний», столкнувшегося 2 июля того же года с почтовым «Боингом-757-200» компании «DHL». Эта трагедия унесла жизни 71 человека, в том числе 45 подростков и детей, а потом и швейцарского диспетчера Петера Нильсена. Напомним, из документа следовало, что экипаж российского самолета получил от Нильсена команду на снижение, которая вступила в противоречие с последовавшими затем указаниями бортовой системы предупреждения столкновений - ТКАС. Кроме того, диспетчер неправильно проинформировал башкирский экипаж о местоположении пересекающего его курс "Боинга". В результате командир экипажа Александр Гросс и проверяющий Олег Григорьев смотрели вправо-вперед, хотя опасность приближалась слева. Из распечатки следовало, что второй пилот Мурат Иткулов дважды обратил внимание коллег на указание системы ТКАС набрать высоту. Однако проверяющий, командир эскадрильи настоял на снижении, которого потребовал диспетчер. Экипаж "Боинга" тоже стал снижаться по указанию своей системы ТКАС. В результате самолеты столкнулись на высоте 10 650 м. Вчера редакции стало известно, что в опубликованной "КП" распечатке отсутствуют еще ДВЕ ФРАЗЫ Мурата Иткулова. Сразу после вопроса Олега Григорьева, который смотрел вправо-вперед по ориентировке диспетчера и искал "Боинг": "Б..дь, где он?" - последовал ответ Иткулова, который, видимо, смотрел на дисплей ТКАСа, выдающий визуальную информацию: "СЛЕВА ВОТ, ВОТ СЛЕВА!" В опубликованной "КП" распечатке последними словами экипажей была ругань. Но в действительности через две секунды после столкновения второй пилот Иткулов еще успел трагически воскликнуть: "Я ЖЕ ГОВОРИЛ, ЧТО СЛЕВА!" По словам экспертов, члены экипажа Ту-154М могли после столкновения быть в сознании около минуты. Источник в авиационных кругах ФРГ уклончиво подтвердил "КП", что башкирский экипаж действительно был жив: - Мы установили, что после столкновения еще бились их сердца. По предположениям экспертов, после столкновения в "отрубленной" килем "Боинга" носовой части "тушки" сразу погас свет, стало трудно дышать. Находившиеся в кабине инстинктивно хватались за все, что было под рукой. За последние секунды жизни пилоты, вероятно, успели понять свою ошибку и правоту Мурата Иткулова. Распечатка, опубликованная в "Комсомолке", была передана авиационным властям России. А ранее неизвестные слова Иткулова фигурируют в документах расследования. Спрашивается, почему авиационным властям России предоставили неполный радиообмен? - Последние слова Мурата Иткулова свидетельствуют о том, что летчик перед смертью убедился в своей правоте и подчеркивает это перед товарищами. Это высочайший профессионализм! - считает эксперт "КП". - С одной стороны, слова Иткулова позволяют как бы обвинять наш экипаж в том, что он мог сам сохранить жизнь себе и пассажирам, если бы в кабине эти слова восприняли. С другой стороны, эти фразы доказывают, что наши пилоты умели обращаться с ТКАСом. Возможно, отсутствие двух фраз в первоначальной распечатке свидетельствует о попытке уменьшить уровень знаний российских летчиков, якобы не понимающих, как обращаться с ТКАСом. Ведь в России этой системой оборудованы только лайнеры зарубежного производства и отечественные, допущенные к полетам за границу. А тренажеров в нашей стране, оборудованных ТКАСами, вообще не было. Безусловно, за сокрытием стоят сознательные действия расследователей. Мне знакома эта политика двойных стандартов: наши - хорошие, а русские - плохие. Можно предположить, что эту практику западников поддерживают и специалисты Межгосударственного авиационного комитета, ведущего расследования авиапроисшествий на территории бывшего СССР. Хотя, возможно, просто в МАКе полную распечатку тоже получили поздно. А может быть, они недооценили, что полная распечатка позволит летчикам страны сделать правильные выводы. Ведь, этот случай нужно внести в учебники. Но обратите внимание: о чем говорили пилоты "Боинга", которые были живы до самого столкновения их машины с землей, неизвестно. Кстати, фюзеляж американского самолета нашли в восьми километрах от обломков "тушки" По словам источника в авиационных кругах ФРГ, "за некоторое время до столкновения" правый пилот "Боинга" покинул свое рабочее место. По нашим данным, он ушел в туалет и был там в момент катастрофы... Очень бы хотелось, чтобы впредь в результатах расследований даже самых драматичных авиапроисшествий не было подобных недомолвок. Ведь не зря говорится, что авиакатастрофы - это кровавый, но опыт. И его надо использовать максимально для предотвращения похожих трагедий в будущем.