Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
УМНЫЕ ВЕЩИ10 февраля 2015 14:10

«Телевизоры шпионят за нами!»?

Наши корреспонденты разбирались, зачем они это делают и может ли обычный пользователь этому противостоять
Важно, что Samsung заранее предупреждает о сборе телевизором различных данных

Важно, что Samsung заранее предупреждает о сборе телевизором различных данных

Фото: РИА Новости

Компания сообщает, что ее «умные телевизоры» собирают и анализируют целый ряд данных – о содержимом, воспроизведенном на smart-TV, о поисковых запросах, о загружаемых и запущенных приложениях, а также о нажатии некоторых кнопок на пульте – и на основании этих данных и информации о местоположении пользователя подбирают рекомендованный контент. Отключить рекомендации службы Smart TV можно, но информацию телевизор собирать продолжит.

Кроме того, Samsung информирует о том, что система управления голосом телевизоров компании может фиксировать и передавать сторонней службе задаваемые вами голосовые команды для последующей обработки, которая должна улучшить работу имеющегося голосового сервиса, а также привести к улучшению его возможностей в будущих Smart TV. При этом компания очень корректно напоминает, что учитывая этот факт, а именно передачу голосовых команд сторонним структурам, лучше в словах, произнесенных для телевизора, не использовать личную и конфиденциальную информацию. Передачу голосовых данных телевизором можно отключить, но тогда не будут доступны некоторые возможности голосового управления.

Важно, что Samsung заранее предупреждает о сборе телевизором различных данных, информирует о том, что можно отключить, а также подчеркивает, что собранные данные в исходном виде компания не хранит и, тем более, не продает другим компаниям.

Все весьма корректно, но если массовая блогосфера и твиттеры негодуют по поводу того, что телевизоры начали «шпионить» за нами. Однако, профессиональное сообщество эта новость оставила почти равнодушной по двум причинам, хотя достаточно было бы и одной.

Во-первых, новость о том, что «умные телевизоры» фиксируют, анализируют и отправляют для последующей обработки некоторую информацию о ваших голосовых командах и профиле использования телевизора никого не удивила. Было бы странно, если телевизоры НЕ занимались работой с такими данными. Собирая данные о стабильности работы оборудования, пользовательских предпочтениях, правильности распознавания голосовых команд и прочую информацию со всего света компания получает данные, на основании которых совершенствует свое оборудование.

При этом информация максимально де-персонифицирована. Поясняю: компании все равно, смотрите вы «Дом-2», «Культуру», криминальные хроники, новости или порно на местном кабельном канале, эти данные для инженеров и дизайнеров совершенно бесполезны, поэтому на их получение, передачу, обработку и хранение никто не собирается тратить время, деньги и другие ресурсы. Ровно по той же причине никто из производителей телевизоров не будет вас подслушивать, хотя анализировать голосовые команды, уровень и частотные характеристики окружающего шума, вполне возможно, будут – это позволит внести соответствующие изменения в программное обеспечение, конструкцию динамиков. Ничего страшного и опасного в этом нет. Другое дело, что если Samsung заранее предупреждает о сборе телевизором некоторой статистики, то так корректно поступают далеко не все производители.

Во-вторых... если вы склонны к паранойе, дальше не читайте! Остановитесь ради вашего спокойствия! Так вот, во-вторых, если телевизоры лишь недавно получили smart-функции – в данном случае достаточную вычислительную мощность чтобы собирать локальную статистику и подключение к Интернету, чтобы собранные материалы передавать – то вокруг нас существует множество устройств, которые такими возможностями обладают давно и активно используются самыми разными структурами для сбора подобной статистики.

Компьютеры, смартфоны, навигаторы и многие другие устройства давно и вполне успешно «шпионят» за нами, собирая и отсылая различную техническую информацию, с нашего ведома или без такового. Слово «шпионят» не случайно взято в кавычки. Например, отправка в Microsoft данных о сбое вашего компьютера никак не назовешь шпионажем в том смысле, который мы обычно вкладываем в это слово. Отправка навигатором данных о точном местонахождении, скорости и профиле движения вашего авто в «Яндекс» для получения карты ситуации на дорогах тоже никого не удивляет, о том, что именно на таком принципе работают «Яндекс.пробки» знает, наверное, каждый школьник, но это тоже не шпионаж.

Сбором статистических данных занимаются не только «ихние» компании из Штатов, Кореи и Китая, но и вполне «нашенские» структуры. Операторы сотовой связи отслеживают различные параметры работы ваших телефонов, на основании чего принимают решение о развитии собственных сетей. Метрополитен фиксирует профили вашей активности, анализируя в том числе и данные о приложенном к турникету «проездном» – он же имеет собственный уникальный номер, вы знали об этом? – и эта информация наряду с другими данными будет использована для организации оптимального движение поездов. Аналогичным способом поступают банки, системы платежных терминалов, супермаркеты, кафе, социальные сети, интернет-провайдеры и множество других структур, таких примеров сотни и тысячи. Для сбора данных вполне успешно используют самые разные устройства – от компьютеров до пластиковых карт, от турникетов до камер наблюдения – просто теперь к ним добавлены еще и телевизоры, причем не все, а лишь некоторые. Если для кого-то это стало шокировало, то это уж его проблема. Сегодня такой «шокированный» подобен герою Мольера, который удивился, что говорит прозой. Для людей, хотя бы немного знакомых с современным цифровым миром это совсем не сенсация, а проходная новость из разряда «прочие».

Однако, проблема шпионажа – уже реального, без кавычек – со стороны умных устройств действительно существует. Если сбор статистических данных для совершенствования техники или для работы сервисов, примеры которого мы рассмотрели выше, де-персонифицирован, то есть масса технических возможностей для проявления внимания, скажем так, к каждому из нас лично. Эти возможности очень широки и доступны, к сожалению, слишком многим – не только государственным структурам, но и коммерческим, а зачастую даже частным лицам. Но это уже совсем другая история, к которой мы еще вернемся.