Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды24 марта 2015 22:00

Гостья из будущего: работа над ошибками

Мы попытались объяснить самые необычные и забавные ляпы в культовом телефильме [фото]
Источник:kp.ru
Мы попытались объяснить самые необычные и забавные ляпы в культовом телефильме

Мы попытались объяснить самые необычные и забавные ляпы в культовом телефильме

Чем отличаются поклонники от фанатов? Первые – довольствуются малым: раз в два-три года смотрят любимый фильм и от того безмерно счастливы.

Фанаты другие. Объект своего нездорового интереса они боготворят исключительно «вопреки», потому что давно и основательно разобрали его по кадрам. Их пытливый взгляд фиксирует все промашки сценаристов, каждый операторский ляп и любую ошибку режиссера.

Оно и понятно – когда ты назубок знаешь слова «Прекрасного далека» и на полсекунды раньше героев произносишь любые реплики из фильма, волей-неволей начнешь спотыкаться на несостыковках. Но негатива тут нет – это, как сложные взаимоотношения с предметом своей страсти. Вроде знаешь все его недостатки, но все равно принимаешь. А некоторые изъяны даже вызывают умиление.

В общем, не сочтите за попытку принизить значимость культового фильма, но сегодня поговорим о забавных и наивных ляпах «Гостьи из будущего». Заодно попробуем дать объяснения всем ошибкам картины с точки зрения жанра, в котором она снята. Ведь, фантастика – она и в Африке фантастика. И на нее можно списать любые погрешности.

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДВАЛ

ЛЯП. Кстати об Африке. Есть в нашем любимом фильме локация, антураж которой не объяснишь ни с точки зрения здравого смысла, ни с помощью буйной фантазии. Ну, скажите, пожалуйста, зачем в подвале полуразрушенного дома, где господа из будущего прячут машину времени, стоят античные колонны, а стены расписаны в африканском стиле? Хотя, с колоннами, как раз все ясно – они нужны, чтобы эффектно взорваться в финале фильма. Но рисунки?

Авторы фильма говорят, что подобными узорами на стене добивались эффекта таинственности.

Авторы фильма говорят, что подобными узорами на стене добивались эффекта таинственности.

КАК ЭТО МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ. Авторы «Гостьи» говорят, что добивались эффекта таинственности. А как интерпретировать африканскую этнику на стенах с рациональной точки зрения? Предположим, что граждане из второй половины XXI века зачем-то сделали все, чтобы привлечь внимание к месту, где оставили высокотехнологичный прибор для перемещения во времени…

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОНИКИ

ЛЯП. Когда Коля изучает машину времени, нам показывают ее пульт управления. Незатейливо и бесхитростно. Разноцветные квадратики, похожие на Кубик Рубика, оставим на совести декораторов – все-таки в середине 80-х годов прошлого века эта головоломка пользовалась бешеной популярностью. Интересно другое, на кнопке ПУСК почему-то написано DNL System. Те, кто на закате СССР увлекался электроникой, знают, что за английской аббревиатурой скрывается словосочетание Dynamic Noise Limiter — динамический ограничитель шума, используемый в магнитофонах. Как архаичная система шумоподавления попала в прибор из будущего – науке не известно.

Надпись на английском перекочевала на пульт управления Машины времени с импортных кассетных магнитофонов.

Надпись на английском перекочевала на пульт управления Машины времени с импортных кассетных магнитофонов.

КАК ЭТО МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ. Скорее всего, это попытка инженеров второй половины XXI века запутать незваных гостей из XX века. Мол, ничего тут интересного нет, обычный магнитофон с шумопонижением, идите дальше. Наивные. Знали бы они, что настоящие советские радиолюбители даже детали из войсковых радиолокационных станций умудрялись приспосабливать в своих электронных поделках.

ПТЕРОДАКТИЛЬ – НЕ ДРУГ ЧЕЛОВЕКА

ЛЯП. Человекоподобный робот Вертер стал настоящей находкой создателей фильма. В каноническом тексте Кира Булычева такого персонажа нет. Но после выхода фильма, он все же появился в новых книгах о приключениях Алисы Селезневой. Народный артист Евгений Герасимов, воплотивший образ биоробота, весьма оригинально двигался и говорил, за что на пару лет его герой стал главным действующим лицом анекдотов для младшего и среднего школьного возраста. А смерть Вертера (или как там, у роботов – поломка?) от серии прямых попаданий лазерных лучей в корпус - один из самых драматичных моментов фильма.

Автор картины с "птерозавром" немного напутали, подставив мудрого робота.

Автор картины с "птерозавром" немного напутали, подставив мудрого робота.

Впрочем, в наш «разбор» Вертер попал не просто так, а по делу. Многим запомнился рассказ механического бюрократа о неверной инвентаризации гадины из Мезозойской эры. Дескать, записали, ее как «птерозавр», а она на самом деле - «птеродактиль». А это выглядит примерно, как противопоставление собаки и овчарки – по сути, одно и то же.

КАК ЭТО МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ. Сомнительно, что доктор исторических наук Игорь Всеволодович Можейко, он же Кир Булычев, не знал, что птеродактиль – это подотряд отряда птерозавров. Поэтому скромно предположим, что ошибка робота - всего лишь наглядное доказательство превосходства человеческого мозга над искусственным интеллектом.

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НУМЕРОЛОГИЯ

ЛЯП. Еще одна фактическая ошибка, которую озвучил Вертер. Когда робот попытался подобрать для Коли подходящее развлечение в 2084 году, он сообщил, что сегодня в столичный Космопорт прибывает «Третья звездная экспедиция». Но, как только гость из прошлого попадает на место, мы отчетливо читаем на табло… «Первая межгалактическая экспедиция».

Табло космопорта показывает несколько другой рейс, чем тот, о котором говорится в фильме.

Табло космопорта показывает несколько другой рейс, чем тот, о котором говорится в фильме.

КАК ЭТО МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ. Ну, во-первых, Вертер мог попросту не пройти очередное обновление программной версии (владельцы «айфонов» поймут), вот и «подвисал» временами. Во-вторых, чисто теоретически, «звездная» одиссея вполне может считаться «межгалактической» - современной космологии наше предположение не противоречит. Правда, порядковые номера экспедиций напрочь ломают эту прекрасную теорию.

ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ КРЕТИНИЗМ

ЛЯП. И снова чудеса робототехники. Следующей странности тоже дал старт наш любимый андроид. То ли у Вертера не был откалиброван блок GPS, то ли ГЛОНАСС дал сбой, но когда он объяснял Коле маршрут до Космопорта, сообщил – «Доедешь на автобусе до Проспекта Мира».

Это вам не автобус, а кабина телепортации!

Это вам не автобус, а кабина телепортации!

Герасимов топает до остановки, находит «автобус», а точнее - кабины для мгновенной телепортации, и что мы видим… Оказывается, никуда ехать не надо, Коля уже на месте. Надо лишь внимательно прочитать таблички на дверях автобуса. Все они указывают маршруты, где отправной точкой значится все тот же «Проспект Мира».

Все таблички указывают маршруты, где отправной точкой значится все тот же «Проспект Мира»

Все таблички указывают маршруты, где отправной точкой значится все тот же «Проспект Мира»

Но и это еще не все. Мало того, что табличка «Проспект Мира – Лужники» вообще висит не на двери, так еще другие табло регулярно меняются местами. Например, мы видим, что «автобус» под номером 3 следует до Площади Пушкина.

Изначально автобус направлялся до площади Пушкина, но в следующий момент, этот маршрут уже ведет к Большому театру!

Изначально автобус направлялся до площади Пушкина, но в следующий момент, этот маршрут уже ведет к Большому театру!

Но в следующий момент, этот маршрут уже ведет к Большому театру. А еще через мгновение – путь к храму искусств перемещается на дверь под номером 2. Думаете, это все? Ошибаетесь!

Через мгновение, к Большому театру следует уже маршрут номер 2...

Через мгновение, к Большому театру следует уже маршрут номер 2...

Коля знакомится с дедушкой Павлом. Стоят они у автобуса, который перемещает желающих с «Проспекта Мира» по шести разным маршрутам, и новый знакомый сообщает Герасимову, что ему, по всей видимости, надо на карнавал. А это в свою очередь значит, что надо добраться до… Правильно! Проспекта Мира.

Коля – послушный мальчик. Он открывает четвертую дверь (она прежде вела на Улицу Горького), и с Проспекта Мира попадает к легкоузнаваемой стеле на ВДНХ, которая как раз и находится, где?... Все там же – на Проспекте мира.

КАК ЭТО МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ. В 2015 году протяженность Проспекта Мира – почти девять километров. Что там будет в 2084 году – одному Глобе известно. Поэтому предположим, что есть несколько одноименных остановок, которые разместились на улице.

ТЕЛЕПОРТАЦИЯ С ИЗЪЯНОМ

ЛЯП. Пока Коля разбирался, как работают автобусы-телепортаторы, мы периодически видели его затылок. И что странно, прическа регулярно менялась. Вот он аккуратно подстрижен, а спустя секунду – волосы сзади закрывают шею. Следующий крупный план – стрижка снова украшает голову подростка. Подобные метаморфозы особенно заметны, когда школьник из прошлого путешествует к Московскому морю (такое, кстати, реально существует).

В одной и той же сцене у героя...

В одной и той же сцене у героя...

...разная длина волос.

...разная длина волос.

КАК ЭТО МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ. Создатели фильма говорят, что проблема возникла потому, что сцену, когда Герасимов заходит в дверь автобуса, снимали в Москве у ВДНХ, а его прогулку по берегу моря – в Гаграх. Причем, разрыв между съемками – не меньше полгода. За это время актер успел уже несколько раз подстричься. Но поскольку мы договорились объяснять все погрешности с точки зрения фантастики, предположим, что автобус использует, мягко говоря, негуманный способ телепортации. В точке отправления пассажир сканируется, копируется и уничтожается, а в точке прибытия его тело, мозг и душу собирают вновь. Но, как и во всем, к чему прикасалась рука человека, в приборах телепортации есть минимальный, но реальный шанс на сбой. Длина волос – как раз такой случай. Звучит жутковато, но подобный способ перемещения в пространстве всерьез рассматривают некоторые современные физики.

ГОЛОС ИЗ ПРОШЛОГО

ЛЯП. Мечта Коли сбылась – он попал на космодром. Здесь он знакомится с группой школьников, которые отправляют спутник, чтобы поддерживать «постоянный контакт» со сверстниками из Австралии. Понятно дело, что сценарист с режиссером вряд ли догадывались в начале восьмидесятых годов о грядущем интернет-буме, поэтому их логику можно понять. Странно другое, школьники разговаривают с Колей голосами, которые через пару серий мы будем слышать постоянно. Это голоса одноклассников Герасимова из 1984 года, среди которых есть даже его лучший друг Фима Королев.

В сцене со школьниками из будущего, ребята разговаривают с Колей голосами, которые через пару серий мы будем слышать постоянно.

В сцене со школьниками из будущего, ребята разговаривают с Колей голосами, которые через пару серий мы будем слышать постоянно.

Любопытно еще, что в этой сцене засветилась юная брюнетка Инна Чуркина, о которой спустя десяток лет все услышали под другой фамилией – Гомес. Знаменитая модель и актриса снялась в «Гостье» в 13 лет.

КАК ЭТО МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ. Сначала фильм снимали, а озвучивали уже после – в студии. Вот и решили не заморачиваться, не стали приглашать эпизодических героев, и вручили микрофоны ребятам, которые играли в основном составе. А с точки зрения фантастики, этот недочет можно объяснить теорией вероятности: возможно, что Коля встретил в Космопорте потомков своих однокашников, которые дружно унаследовали от предков тембр голоса. Один шанс на миллиард, но исключать нельзя.

ГЛАЗ-АЛМАЗ

ЛЯП. Главный герой попадает в служебное помещение, где подслушивает разговор двух сотрудников порта (актеры Вячеслав Невинный и Михаил Кононов), дескать, куда-то запропастились 16 контейнеров с Плутона с 600 килограммами алмазов. Затем из ящика с надписью «Сатурн» появляются космические пираты, а все те же товарищи в комбинезонах и кепках с надписью «Космопорт» смотрят накладные и цитируют – «потерялись 18 контейнеров с Плутона».

Посылка с Плутона, которая с Сатурна... которая с Плутона... Путаница!

Посылка с Плутона, которая с Сатурна... которая с Плутона... Путаница!

КАК ЭТО МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ. Вспоминается стихотворение Маршака «Багаж». И строки - «однако, за время пути собака могла подрасти». Похоже, у нас тут такой же случай. Но не понятно, каким образом пропажа 16-18 ящиков с Плутона связана с пиратами, путешествующими с совсем другой планеты. Скорее всего совпадение, либо Крыс и Весельчак добирались до Земли транзитом через Сатурн.

БРЮКИ ПРЕВРАЩАЮТСЯ, ПРЕВРАЩАЮТСЯ…

ЛЯП. Главные антагонисты фильма – космические пираты - ребята изобретательные. То они неведомым способом умудряются достать внушительный бластер из комбинезона без карманов. То на руке Весельчака пропадает, а затем снова появляется перстень. А ближе к финалу истории эстафету «игры в прятки» от кольца перехватывает бежевый пиджак, который возникает из ниоткуда.

Перстень в картине то исчезает, то вновь появляется на руке космопирата Весельчака.

Перстень в картине то исчезает, то вновь появляется на руке космопирата Весельчака.

Внушительный пистолет появляется у пиратов из ниоткуда!

Внушительный пистолет появляется у пиратов из ниоткуда!

КАК ЭТО МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ. Учитывая, что пираты без особых усилий умеют превращаться в кого угодно, даже в козла, не стоит удивляться и их навыкам формировать из воздуха необходимые предметы. Кстати, в ситуации с говорящим козлом, замечен еще один ляп. Когда парнокопытное трансформируется обратно в Весельчака, у него во рту появляется трава. При этом благородное животное никаким силосом не баловалось.

ЦИФРЫ ИСЧЕЗАЮТ В ПОЛДЕНЬ

ЛЯП. Вернемся к общественному транспорту будущего. Странности с автобусами-телепортаторами уже разобрали. Теперь посмотри, что происходит в фильме с флипами. Доподлинно известно, что съемочная группа заказала их в Латвии в количестве пяти штук. Каждый обошелся примерно в пять тысяч рублей (для сравнения – в 1983-84 годах можно было купить «Запорожец» за 5400-5600 рублей).

В первой серии Коля переглядывается с девочкой, которая садится во флип под номером 485 и улетает. Сам он занимает машину 123. Мальчик поднимается вверх, камера плавно перемещает обзор на стоянку флипов и мы видим… припаркованный флип под номером 485, который умчался минуту назад. А пока Коля летит в Космопорт, его воздушное такси несколько раз меняет номер с 123 на 12.

Герой собирается освоить чудо-транспорт будущего - флип.

Герой собирается освоить чудо-транспорт будущего - флип.

Флипы в полёте. Обратите внимание на номера!

Флипы в полёте. Обратите внимание на номера!

Погоня за космическими пиратами, а затем от них, тоже не вносит ясности в занимательную нумерологию. Крыс и Весельчак садятся во флип 198, но в небе мы видим уже знакомую машину с бортовым номером 485. Коля же остается верен простым числам и вновь садится в воздушное такси 123, которое временами становится 12.

Такая же чехарда с номерами происходит и во время бегства Герасимова из Космозоо в Институт времени.

КАК ЭТО МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ. Разумеется, мы понимаем, что с пятью флипами особо не разыграешься. А переписывать каждый раз номера – накладно и хлопотно. Но если попытаться найти объяснение в рамках жанра, допустим, что на любимом Колей воздушном такси 123 во время полета постоянно отклеивалась цифра «3», а затем восстанавливалась благодаря передовой технологии будущего. Правда, как объяснить «пиратский» флип, меняющий номер с 198 на 485?..

УЛЫБНИТЕСЬ, КАСКАДЕРЫ

ЛЯП. Каскадеры в «Гостье» - отдельная песня. Фильм полон трюков, поэтому главных героев подстраховывали трюкачи. Впрочем, их кастинг вызывает вопросы, поскольку, например, дублер Вячеслава Невинного не обладал столь внушительными габаритами. Это видно во время сцены падения пирата в озеро из флипа. Кстати, если приглядеться, на этом кадре можно заметить советский рейсовый автобус и полуразвалившийся дом.

В сцене падения в озеро пират Весельчак изрядно постройнел. Благодаря каскадёру, его подменяющему.

В сцене падения в озеро пират Весельчак изрядно постройнел. Благодаря каскадёру, его подменяющему.

Еще явные различия между актерами и их дублерами заметны в сцене прыжков из окна школы. Весельчак внезапно облысел, а Алиса подросла и поменяла носочки на гольфы. Забавно, что по сюжету герои прыгают из одного и того же окна, но отчетливо видно, что из разных.

Каскадёры внешне мало чем походили на реальных героев картины.

Каскадёры внешне мало чем походили на реальных героев картины.

КАК ЭТО МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ. Вновь вспоминаем, что космические пираты могли превращаться в кого угодно. И не стоит удивляться, что в экстремальных ситуациях, они меняли облик. Алиса, похоже, обладает тем же талантом.

АЛИСА В ЗАЗЕРКАЛЬЕ

ЛЯП. На протяжении всего фильма нас очень радуют операторы и другие члены съемочной группы. Вы спросите, как нас могут радовать те, кого мы не видим? Ошибаетесь – хорошо видим. С завидной регулярностью. Любая отражающая поверхность в кадре позволяют нам разглядеть не только силуэты, но даже лица создателей фильма.

Членов съемочной группы можно заметить в отражающих поверхностях.

Членов съемочной группы можно заметить в отражающих поверхностях.

Тут оператор оказался на стратегическом объекте, в космическом порту!

Тут оператор оказался на стратегическом объекте, в космическом порту!

КАК ЭТО МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ. Фильм у нас фантастический, верно? Поэтому предположим, что в зеркалах, окнах и дверях мы видим обыкновенных призраков. Эка невидаль, что мы, привидений не видели, что ли!

Ну, а если серьезно, то работа над фильмом заняла два года. И идет он больше шести часов. А выявить, а тем более переделать кадры с ляпами было и дорого, и сложно.

Не ошибается тот, кто ничего не делает. И будь у Павла Арсенова такой же бюджет и голливудские спецэффекты, как у его коллеги Джеймса Кэмерона, он снял бы кино ничуть не хуже, чем «Терминатор», который вышел в том же 1984-ом году.

Но мы нашу «Гостью» любим не за комбинированные съемки и трюки каскадеров. А за душевность, глубину глаз Алисы и надежду на прекрасное будущее. Которое, хочется надеяться, не будет к нам жестоко.

КСТАТИ

Кир Булычев как советский Жюль Верн: Он предсказал часы Apple Watch, планшеты и "безумное" мороженое

Действие "Ста лет тому вперед" разворачивается в 2082 году – через 104 года после публикации повести Кира Булычева. Но многие вещи, описанные в ней, вошли в наш обиход уже сейчас, в 2015-м. Пожалуй, в истории литературы лишь Жюлю Верну удалось так точно описать будущее с его субмаринами и полетами на Луну (подробности)

МЕЖДУ ТЕМ

Алиса нашла мужа в коробке из-под телевизора

Последние лет двадцать советской власти по заказу ТВ сняли примерно пять действительно приличных телефильмов для маленьких зрителей. И лучшие среди них - «Приключения Электроника» по Евгению Велтистову и «Гостья из будущего» по Киру Булычеву (подробности)