Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды15 апреля 2015 22:00

Режиссер «Территории» Александр Мельник: «Американцы искали золото для себя, а мы - чтобы Гагарин в космос полетел!»

Сегодня на экраны страны выходит фильм по знаменитому роману Олега Куваева [фото, видео]
Всей съемочной группе пришлось месяцами жить в суровой красоте плато Путорана. Его дивные виды стали лучшими декорациями для фильма. Фото: кадр из фильма.

Всей съемочной группе пришлось месяцами жить в суровой красоте плато Путорана. Его дивные виды стали лучшими декорациями для фильма. Фото: кадр из фильма.

Фильм о реальном подвиге советских геологов, открывших грандиозное месторождение золота на Крайнем Северо-Востоке страны.

Накануне в редакции «Комсомолки» побывал режиссер картины Александр МЕЛЬНИК.

- Александр, позвольте полюбопытствовать, как вы рискнули замахнуться на Куваева? «Территория» - культовый роман поколений 70-80-х годов о Честной Работе. А это понятие ныне не в чести. Да и критики-интеллектуалы вас наверняка не поймут. В большом кино ныне тренд на ущербность, мелкотравчатость депрессивных героев. А уж СССР для них – и вовсе большой Совок, где жили унылые забитые людишки, не способные на высокие порывы. Так его и надо показывать! А тут вы с настоящими Мужчинами, Героями. Ох, обвинят вас в лакировке, советской пропаганде, не дай Бог, в сталинизме!

- Я знал, на что шел. В своем окопе пытаюсь отстоять право нашего народа на родную историю, чтобы не было в ней провалов, черных пятен, клеветы под именем «совок». Наши родители, деды одержали множество замечательных побед. Побед духа, силы, воли, литературных, художественных. К великому сожалению, за прошедшие 25 лет мы очень мало где приблизились к тем достижениям. И в области космоса, технологий, и в литературе, искусстве. Возникает резонный вопрос – критиковать то время легко, модно, но давайте попробуем хоть где-то дотянуться до него.

Куваев написал книгу о страсти человека к своему делу, одержимости, связанной с трудом, долгом, честью, достоинством. И о людях, которые ставят работу превыше всего. Настоящую, большую работу.

Мне давно хотелось рассказать о том времени, тех людях. Я очень люблю Север. Первый раз попал в 1976 году со стройотрядом в Магаданскую область, обустраивали месторождение Дукат. До сих пор горжусь очень этим опытом. В 1980-м уехал на полярную станцию, работал в море Лаптевых, в дельте Лены. Потрясающее ощущение от рядом находившихся людей. Интеллектуалов, настоящих героев, таких, как персонажи «Территории» Олега Куваева. И когда представилась возможность снимать, я даже не задумывался, какой фильм надо делать.

Александр Мельник.

Александр Мельник.

Фото: RUSSIAN LOOK

- Цель какая была?

- Композитор картины - финн. Когда закончили писать музыку, свели фильм, вечером сидим на «Мосфильме», усталые оба. И вдруг он говорит: «Александр, я должен тебе сказать – мы сделали потрясающее русское кино без пропаганды, но очень патриотичное». Может, это и была цель – рассказать о России и людях, населяющих нашу землю. Они достойны уважения за то, что были, что сделали. Недавно статья попалась на глаза, насколько хватит запасов разведанных полезных ископаемых. Золото на первой позиции стоит. 20 лет. Все, что разведано в мире, это 20 лет технологического использования ( микросхемы, чипы и т.д.) Через 20 лет его не будет. Возникает вопрос – а где эти люди, которые пройдут теми же путями, разведают, найдут, достанут, сделают и т.д. Для этого, мне кажется, нужен герой.

Я люблю работу философа Алексея Федоровича Лосева о том, что народ, который перестает творить мифы или уничтожает старые мифы, сам обречен на уничтожение. Мне хочется, чтобы эти мифы, настоящие, большие и красивые, существовали.

- Но ведь герои Куваева - не миф, а реальность. Как и открытое ими месторождение. Геолог Владимир Полеванов прошел всю «Территорию», дал стране 700 тонн золота, потом был вице-премьером РФ. Полеванов хорошо знал прототипов героев Куваева. Утверждает, что заповеди «Территории» реально были. Это касается не только желтого золота. В те же годы в Западной Сибири геологи открыли нефть, газ. Черное, голубое золото, которым до сих пор живет-кормится Россия, обогащаются олигархи. Теперь, согласны, нет в стране таких трудовых героев, о которых слагают легенды, мифы.

- Что касается критиков, мне важнее мнение зрителей. За последние недели объехал с картиной более 20 городов. Магадан, Владивосток, Ростов-на-Дону, Мурманск…Кто-то плакал, сопереживал, радовался, кто-то счастливым вышел. Были полные залы студентов, они стоя аплодировали и приветствовали нас после премьеры… Потрясающая реакция, совершенно неожиданная.

Девочка с дедом пришла в кино. Он - заслуженный геолог, лауреат многих наград, премий и т.д., матерый человечище! Но для внучки - всего лишь божий одуванчик, чья жизнь прошла в стране, где все было плохо, серо, грязно. В совке, короче. После фильма он стоит счастливый – жизнь прожита не зря, нас вспомнили, показали! Внучка плачет: « Я не ожидала, что вы такие герои, что совершили! И как бабушка тебя туда отпускала?!» Я обращаюсь к молодежи - сводите деда, отца в кино на «Территорию». Пусть возникнет связь поколений. Потому что, увы, поколения часто живут в разных реальностях, общаются разве что за праздничным столом. Очень важно, мне кажется, нашу картину смотреть вместе, потому что возникает гордость за тех, кто был до тебя. А раз есть гордость, значит, будет вызов определенный для молодого поколения. Стань таким, как они! Стань лучше!!! Стране нужны новые герои. Чтобы двигать Россию вперед.

- Где проходили съемки?

- На плато Путорана, за Полярным кругом. Территория размером с Великобританию. Затерянный мир с живописными каньонами и долинами. Плато Путорана часто называют «краем десяти тысяч озер и тысячи водопадов». Озера по совокупному объему сопоставимы с Байкалом по пресной воде. Край удивительной красоты, чистоты, дерзости природной. В летнюю экспедицию мы стояли лагерем на 150 человек, в палатках. Прилетели, все ходим, раскрыв рты, смотрим по сторонам: тут птички, там медведи, здесь рыба из реки выпрыгивает прямо на сковородку… Все по-настоящему! Чистая вода, воздух, солнце, которое не садится. Два-три часа было достаточно, чтобы выспаться и потом на площадке работать. Через неделю прилетает кто-то из новеньких и мы вдруг ощущаем поразительную разницу в восприятии мира и отношения к работе. Новичок уверен: два-три дня отработает и улетит дальше, как всегда в кино. Не получается. Сидит у нас недельку, адаптируется и уже ждет следующего новичка, чтобы сказать: «Слушай, старик, ты никуда не спеши, здесь время идет по-другому, здесь все по-настоящему!» Мы никуда не торопились, да. Это иногда вызывало раздражение. На площадке не было мата. Я просил, чтобы мы разговаривали нормальным языком, потому что в этой природе невозможно было говорить по-другому. И мы все успевали. Ощущение, что природа всегда готова сделать тебе подарок, если ты в ней живешь органично. Потом зимняя экспедиция на плато - при минус 30. Еще была экспедиция на Чукотку. В бухте Провидения снимали выход к океану, финал фильма. В ноябре-декабре, при коротком минимальном световом дне в 3-4 часа, при колоссальных температурных аномалиях, ветре страшном, океане замерзающем. Но получились очень красивые кадры.

- Натуральный Север, без обмана?

- Да.

- Говорят, вы сначала в Исландии хотели снимать родную «Территорию»?

- В Исландии создана производственная база. Все на месте, камеры, техника и т.д. Западный киномир организовал там целую индустрию. Все, что связано с Севером, снимают в Исландии. Была такая идея и у нас. Но потом поняли, что это уже все есть в кино… А то, что мы сняли и сделали в России, никакая Исландия даже близко не сравнится, просто потеряется на фоне Путорана. Хотя коллектив интернациональный. Финский композитор, гример из Англии, помогал французский оператор, снявший потрясающий документальный фильм «Океаны». Есть технологии, зачем изобретать велосипед… Все иностранцы говорили в одном ключе: «У вас потрясающая страна, почему мир об этом не знает?»

Константин Лавроненко сыграл главного героя - инженера Илью Чинкова. У этого настоящего человека был и реальный прототип - геолог Николай Ильич Чемоданов, первооткрыватель месторождений золота на Чукотке. Фото: кадр из фильма.

Константин Лавроненко сыграл главного героя - инженера Илью Чинкова. У этого настоящего человека был и реальный прототип - геолог Николай Ильич Чемоданов, первооткрыватель месторождений золота на Чукотке. Фото: кадр из фильма.

Да, у нас есть о чем рассказывать, показывать. Подобную картину в Америке никогда не снимут, потому что эта история «Территории» не типична для американцев. Там, вспомним певца их Севера Джека Лондона, все боролись за золото для себя. А мы золото здесь добывали для того, чтобы поднимать страну после войны, созидать, запускать в космос Гагарина… Это очень важный момент.

- В главной роли геолога Чинкова прекрасный актер Константин Лавроненко. Вы его снимали и в своем первом фильме «Новая Земля».

- Я очень хотел, чтобы он играл, попросил его прочитать роман. Потом период ожидания, ему нужно было отодвинуть какие-то проекты, от чего-то отказаться. В романе Чинков большой, рыхлый, здоровый. Я перепробовал толстяков, рыхлых, лысых, бородатых, нет, не то.

- Лавроненко - идеальный герой, настоящий мужик!

- Он и в жизни такой. Один взгляд чего стоит! Другим приходилось играть, а он просто садился в кадр и я понимал, что он настоящий, я верю этому Чинкову. Не важно, сколько килограмм весит, но внутри - мощь.

Вторую главную роль играет Григорий Добрыгин, известный по фильму «Как я провел этим летом». Гриша сейчас очень много снимается в Европе, с американцами. Евгений Цыганов, Петр Федоров, Егор Бероев, Ольга Красько…. Есть ребята, которые, может быть, не такие известные, но играют хорошие, серьезные роли.

- Могут стать открытием?

- Получился ансамбль. Мне кажется, зритель откроет для себя какие-то новые образы благодаря замечательным актерам нашим. И, конечно, потрясающая роль у Ксении Кутеповой, которая ведет весь рассказ, всю историю – она журналистка Сергушова, пишущая роман.

У нас огромная страна. Здесь столько пространства, места, богатства, что мы должны научиться делиться друг с другом, чуть-чуть отдавая от себя другому. В последнее годы нас же воспитывают в режиме индивидуализма. Ты лучше всех, ты живешь для самого себя. Человек доживает до какой-то вершины, а дальше двигаться некуда – все, себя уже накормил, напоил – так, что уже из ушей лезет. А делиться ни с кем не хочу и не могу, как это я кого-то приблизить должен к себе, кого-то поднять? Мне кажется, это неправильная позиция. В нашем фильме каждый переживает друг за друга и всегда готов придти на помощь. Это очень красивая северная история и, по-моему, очень русская.

ПЕРВОИСТОЧНИК

Роман Олега Куваева «Территория» впервые был опубликован в 1974 году в журнале «Наш современник». Он переиздавался множество раз, в том числе вышел в популярной серии «Роман-газета» тиражом в три миллиона экземпляров и стал для целого поколения культовой книгой (редкий случай, когда этот эпитет можно употребить по назначению). В 1978 году «Территория» была экранизирована, главную роль в картине сыграл Донатас Банионис.

А потом все оказалось забыто. И фильм, и Куваев, умерший через год после первой публикации «Территории» от сердечного приступа в 40 лет, и сам роман. Еще несколько месяцев назад его можно было купить только в букинистических магазинах. Само имя Олег Куваев стало ассоциироваться с совсем другим человеком - питерским художником, придумавшим Масяню (он, впрочем, тоже сейчас подзабыт). В определенном смысле «Территория» - не только фильм, но и возвращение прекрасного писателя.

Речь в «Территории» идет о группе геологов, работающих на Чукотке в 50-е годы. Главный инженер управления «Северстроя» Илья Чинков убежден, что на вверенной ему территории есть золото, хотя все вроде бы свидетельствует о том, что там есть только олово. Чинков собирается найти месторождение золота любой ценой, с помощью геологов, которые готовы рисковать ради этого жизнью.

ЗА КАДРОМ

Съемки «Территории» заняли полтора года (с лета 2011-го по конец 2012-го), на проект потратили полмиллиарда рублей. Впервые в России фильм снимали в ультравысоком разрешении 4К. На пленочные камеры - цифровых побаивались, потому что было непонятно, как они поведут себя на 40-градусном морозе.

Во время съемок на плато Путорана съемочная группа располагала только тремя спутниковыми телефонами: мобильная связь не работала, об интернете и речи не было. Добраться до ближайшего населенного пункта, Норильска, можно было только на вертолете. Или идти пешком 120 километров.

Актеру Григорию Добрыгину пришлось в голом виде бегать по замерзшему озеру, а также несколько раз переплывать бурную реку при температуре воды в +4 градуса. Добрыгин справился - он отлично плавает и к морозам за время съемок в картине «Как я провел этим летом» на Чукотке должен был привыкнуть.

На плато Путорана обитает множество росомах и медведей. Но самыми страшными зверями для всех участников процесса были комары.

Из редакции «Комсомолки» Александр Мельник уехал в аэропорт. Его ждал Северный полюс. 18 апреля - открытие полярной станции «Северный Полюс-42». Режиссер представит и подарит «Территорию» полярникам, остающимся на зимовку.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Геолог Полеванов прошел всю «Территорию» Куваева. И дал стране 700 тонн золота

О любимой книге «Комсомолке» рассказал Владимир ПОЛЕВАНОВ, бывший вице-премьер РФ, доктор геолого-минералогических наук, автор свыше 50 научных трудов и монографий по геологии и месторождениям золота России и мира. (подробности)