Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
В мире27 июля 2015 17:15

Станут ли союзниками Россия и Саудовская Аравия?

Экспансия «Исламского государства» вынуждают Москву и Эр-Рияд налаживать более активное сотрудничество
Сергей БАЛМАСОВ
Недавно Россию посетил преемник Наследного принца, министр обороны Саудовской Аравии Мухаммед Бен Сальман

Недавно Россию посетил преемник Наследного принца, министр обороны Саудовской Аравии Мухаммед Бен Сальман

Фото: РИА Новости

ОБЩАЯ ОПАСНОСТЬ

В ситуации стремительно меняющейся обстановки на Ближнем Востоке два былых соперника, Россия и Саудовская Аравия, продолжают сближение. После недавних обменов высокопоставленными делегациями Эр-Рияд заявил о готовности вложить в российскую экономику инвестиции на 10 млрд. долларов и купить крупные партии оружия (раньше поставки туда вооружений были монополией США). Одна из причин этого удивительного сближения – усиление общей опасности со стороны «Исламского государства» (ИГ) - запрещенной в России террористической организации.

После серии майских терактов джихадистов против Саудовской Аравии соответствующая угроза проявилась летом и для России. Экстремистская организация «Имарат Кавказ» объявила о переходе в подчинение «Исламскому государству» и создании на российском Северном Кавказе нового филиала ИГ.

Важно заметить, что до недавнего времени основные джихадистские организации ориентировались именно на Саудовскую Аравию или на ее «негосударственные фонды», нередко связанные со спецслужбами этой страны. По сути, они служили инструментами продвижения ее влияния в мире. Это касалось и целого ряда исламистских структур, действовавших в России и периодически совершавших здесь теракты. Особенно отчетливо «рука» Саудовской Аравии в последние два десятилетия ощущалась в Чечне, а также в Дагестане. По крайней мере, значительная часть финансовых поступлений поступала местным боевикам именно от саудовцев.

СДАТЬ "АГЕНТОВ-ПРЕДАТЕЛЕЙ"

Подобное «наследие» препятствовало реальному сближению двух стран. Поэтому одна из немногих (если не единственная) возможность для официального Эр-Рияда доказать искренность своих намерений наладить диалог с Москвой – «сдать предавшую их агентуру» в России. Формально саудовцы к этому готовы, поскольку в силу явного дрейфа исламских радикалов в сторону «Исламского государства» им ничего иного и не остается. По сути, Москва и Эр-Рияд уже дозрели до вывода своего сотрудничества сразу в стратегическую плоскость – сферу безопасности. Не случайно третьего человека в саудовской иерархии – «наследника наследного принца» Салмана – в ходе его июньского визита в Россию сопровождал целый сонм из глав саудовских спецслужб.

Учитывая те вызовы, с которыми Саудовская Аравия столкнулась в последние месяцы, речь уже идет о ее банальной выживаемости. Соответственно, вся ее агентура, перешедшая или переходящая на сторону «Исламского государства», с точки зрения саудитов, не заслуживает никакого снисхождения. И передача российским спецслужбам информации о конкретных лицах, каналах вербовки и передвижения боевиков и денежных средств может стать не просто банальной местью за «измену», но и выражением борьбы за свое собственное существование. И нельзя исключать, что последние нейтрализации вербовщиков ИГ в Ингушетии и Дагестане как раз и являются продуктом взаимодействия двух стран в сфере безопасности.

Между тем, дальнейшее развитие двусторонних связей способно устранить существовавшее недоверие между сторонами и вывести их сотрудничество на качественно новый уровень как в экономической, так и внешнеполитической сферах. Вопрос лишь в том, что именно высокопоставленные саудовские спецслужбисты привезли в Россию. Ведь у них с российскими коллегами есть и другие интересные темы для разговора. Например, о былых контактах саудовцев с ЦРУ и их совместной тайной работе против России…

ПРОБЛЕМА СИРИИ И ИРАНА

Впрочем, у Москвы и Эр-Рияда сохраняются острые проблемы из "наследия" прошлого. Саудовскую Аравию беспокоят связи России с Ираном и особенно с Сирией. Учитывая ту растущую роль, какую играет Тегеран в Закавказье, Средней Азии и вообще в регионе Большого Ближнего Востока, Россия не может игнорировать его интересы. Именно от характера диалога России и Ирана во многом и будет зависеть дальнейшее развитие связей между Москвой и Эр-Риядом.

Особенно острая проблема – отношение к сирийскому вопросу. На предложение Владимира Путина о создании коалиции против ИГ при участии режима Башара Асада и Саудовской Аравии Эр-Рияд ответил своей инициативой. В начале июля издающаяся в Лондоне просаудовская газета «Аш-Шарк аль-Аусат» вышла с передовицей, в которой говорилось: саудовцы готовы обсуждать возможность такой коалиции, согласившись на сохранение режима Асада в случае ухода его самого. Правда эта инициатива таит в себе одно «но»: уход Асада в сложившейся ситуации будет означать демонтаж сирийского правящего режима в целом, поскольку все там завязано на действующего президента.

ПОЧЕМУ ИМ БЛИЖЕ ПЛАН ПУТИНА

Нелюбовь саудовцев к Асаду объясняется тем, что незадолго до начала сирийского мятежа Дамаск очень больно «наступил» на интересы саудовского бизнеса в Ливане. В королевстве это расценили как «рейдерский захват» со всеми вытекающими последствиями. Кроме того, Саудовская Аравия не желает признавать стремления Ирана, в том числе опирающегося на сирийский режим, к региональной «гегемонии». Соответственно, выступить против своих же единоверцев-суннитов на стороне шиитов и «сатанинского» (для исламистов) режима Асада означало бы для саудовцев переключить их гнев на себя.

Между тем, в публикации «Аш-Шарк аль-Аусат» содержится важное признание: предложенный Владимиром Путиным план является более логичным, чем американский, сводящийся к стравливанию суннитов с шиитами. Таким образом, ответ Саудовской Аравии на инициативу Кремля следует расценивать скорее как положительный. Эр-Рияд выражает готовность обсудить это предложение официально, хотя и предлагает внести в него заметные изменения.

В любом случае, даже в таком ключе Саудовская Аравия демонстрирует готовность продолжать курс на дальнейшее сближение с Россией, хотя этот путь очень тернист...