Сократус не смог посадить лайнер. Фото: пресс-служба правительства РО / Соцсети.
«КП» стали известны новые подробности расследования крушения «Боинга-737-800» авиакомпании FlyDubai в Ростове-на-Дону 19 марта, в которой погибли 62 человека. Следователи завершили изучение расшифровки черных ящиков рухнувшего лайнера, предоставленных экспертами МАКа, и сумели восстановить картину происходившего на борту злосчастного рейса.
ПИЛОТ СИЛЬНО НЕРВНИЧАЛ
Итак, следствие смогло детально разобрать данные обоих самописцев, речевого и параметрического, над расшифровкой которых с самого начала разбора катастрофы трудились десятки спецов Межгосударственного авиационного комитета. С 28 апреля по 12 мая, как сообщили «КП» в МАКе, в штаб-квартире этой организации совместно с представителями США и ОАЭ кропотливо прослушивали и протоколировали записи «черного ящика» - всего 2 часа 3 минуты и 49 секунд. Потом вместе с другими пилотами Flydubai, лично знавших членов экипажа разбившегося самолета, идентифицировали голоса пилотов, а затем уже протокол переговоров был передан в Комиссию по расследованию.
Борт FZ981 должен был сесть в аэропорту Ростова-на-Дону в 01.10 ночи, но, во-первых, он вылетел из Дубая на полчаса позже графика, а во-вторых, первая попытка зайти на посадку (в 01.39) не получилась, и за 6,7 км от взлетной полосы на высоте 525 метров командир воздушного судна Сократус принял решение отказаться от приземления. Самолет поднялся на высоту 2,5 км и ушел на северо-восток от воздушной гавани.
Пилот, судя по записям, нервничал: он несколько раз уточнял у диспетчера погодные условия, переспрашивал и даже путался:
Пилот: – Просто вызываю вас (…) э, есть какое-нибудь улучшение по погоде?
Диспетчер: - Скай Дубай 981, сейчас ветер 230 градусов, десятиградусные порывы силой до четырнадцать метров в секунду, видимость 5 тысяч... , поправка, шесть тысяч метров и ливневой дождь.
Пилот: – Окей, спасибо большое, есть ли предупреждения о сдвиге ветра?
Диспетчер: - Скай Дубай 981, нет.
Пилот: – Окей, спасибо. Когда смотришь в окно, сэр, выглядит намного лучше, чем раньше.
Затем он снова интересуется, нет ли улучшения погоды, и, получив информацию о том, что сдвига ветра на полосе нет, запрашивает разрешение на снижение для захода на посадку. При этом называет сначала один «эшелон», затем извиняется, меняет исходные данные.
Вместе с тем, Сократус, в голосе которого, по оценке экспертов, присутствовала явная нервозность. Он начал обсуждать варианты ухода на запасной аэродром в Минводах или Краснодаре, однако быстро отмел эти варианты, потому что и там погода была плохой, потом вновь вернулся к ним, и снова отказался. И принялся ждать улучшения метеоусловий.
«НЕ ВОЛНУЙСЯ, ТЯНИ!»
Еще через некоторое, осознав, что подарка от природы ждать не стоит, командир лайнера все-таки принимает решение садиться. И вот здесь — вновь нервы и паника.
На высоте двухсот метров, когда до взлетно-посадочной полосы оставалось совсем немного, Сократус, испугавшись, судя по всему, бокового ветра, неожиданно опять собрался уходить на повторный заход. И забрал управление у автопилота в ручной режим — для этого нужно было только коснуться штурвала и хоть немного изменить его положение.
И «Боинг» резко начал набирать высоту, но — стал терять при этом скорость. Нос лайнера задрался, появилась опасность сваливания.
И командир, пытаясь выровнять его (высота около 900 метров), делает движение штурвалом «от себя».
- Не волнуйся, тяни! - звучит в салоне последняя фраза — вероятно, это кричал второй пилот.
Но было уже поздно. Последние несколько секунд, пока продолжалось это неконтролируемое падение, в кабине был слышен страшный крик. И со скоростью более 600 км/ч под углом 50 градусов лайнер буквально втыкается в землю. Все. Никто из 55 пассажиров и 7 членов экипажа не выжил.
- В СМИ появилась информация, что все системы «Боинга» сработали «идеально», однако сейчас утверждать так не стоит, - сообщил «Комсомольской правде — Ростов-на-Дону» источник, знакомый с ходом расследования. Действительно, по отчету МАК, на момент катастрофы все системы самолета работали в штатном режиме и находились в исправном состоянии. Но следствие еще продолжается, режимы работы будут уточнены в соответствии с конкретными погодными условиями, для этого предстоит еще ряд тестов и исследований.
Экипаж и пассажиры Boeing 737. Вспомним всех поименно
Фоторепортаж с места авиакатастрофы в Ростове-на-Дону.
Соболезнуем родным и близким погибших.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Очевидцы крушения «Боинга» в Ростове-на-Дону: Вспышка в полнеба была, потом еще одна. Страшный грохот и из аэровокзала в ужасе выбегали люди!
Прилегающие обочины дорог, ведущих непосредственно к аэровокзалу Ростова-на-Дону традиционно «оккупированы» таксистами – и частниками-бомбилами, и так называемыми реестровыми. Именно они и стали очевидцами трагедии в ростовском аэропорту (подробности)