Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество5 сентября 2016 18:05

Не стало Новеллы Матвеевой

Поэтесса и бард, которого открыла для страны «Комсомолка», скончалась на 82-м году жизни [видео]
Поэтесса Новелла Матвеева в 1982. Фото Владимир Савостьянов /Фотохроника ТАСС/.

Поэтесса Новелла Матвеева в 1982. Фото Владимир Савостьянов /Фотохроника ТАСС/.

Новелла Матвеева начала писать удивительно рано. В девять лет она сочиняла уже такие стихи:

Из трещин серых стен ползет зеленый мох –

Такой живой-живой и юно-яркий!

И в сумерках сырых растет огромный вздох

Большого, темного, запущенного парка...

Казалось бы, поэтический дар очевиден. Лирически настроенные журналисты - да и она сама - находили знаменательным тот факт, что она родилась в Царском Селе, месте, которое словно бы опекал дух молодого Пушкина.

При этом первой публикации Матвеевой - девочке, выросшей в очень интеллигентной семье и пережившей много тягот в годы войны - пришлось ждать довольно долго. Она случилась только в конце 50-х. Ее стихи - и очерк о ней - напечатали в "Комсомольской правде", главной молодежной газете страны. И стихи произвели сенсацию: их полюбили и корифеи, такие как Корней Чуковский и Самуил Маршак, и молодые поэты. Не говоря уж о читателях и слушателях: Новелла Матвеева была бардом, сочиняла музыку и сама исполняла свои песни, и вышедшая в 1966-м пластинка с ее записями считается первой официальной бардовской пластинкой в СССР.

Поэтесса и бард, которого открыла для страны «Комсомолка», скончалась на 82-м году жизни. Фото: Виталий РОМЕЙКО

Поэтесса и бард, которого открыла для страны «Комсомолка», скончалась на 82-м году жизни. Фото: Виталий РОМЕЙКО

Одними поэтическими и музыкальными сборниками ее вклад в российскую культуру не исчерпывается. Она писала статьи и пьесы, переводила с других языков (в частности, работала над русской версией сонетов Шекспира).

Широкая аудитория запомнит Новеллу Николаевну, скорее всего, прежде всего по песням. "Я леплю из пластилина - пластилин нежней, чем глина, я леплю из пластилина кукол, клоунов, собак…", "Жил кораблик, веселый и стройный", и десяткам, десяткам других. Но она не была просто бардом; некоторые относят ее к крупнейшим российским поэтам ХХ века. "Я читывал, может быть, поэтов сильней, чем Матвеева, но не видывал более чистого случая гениальности. Ни один другой текст не внушал мне такого сильного желания жить, слышать и видеть и писать что-то самому; никакие другие стихи или песни не свидетельствовали так ясно и непреложно о божественной сущности искусства" - писал Дмитрий Быков в эссе о Матвеевой, озаглавленном "Чистейший образец".

В Москве попрощались с Новеллой Матвеевой. Фото: Виталий РОМЕЙКО

В Москве попрощались с Новеллой Матвеевой. Фото: Виталий РОМЕЙКО

ДВА СТИХОТВОРЕНИЯ НОВЕЛЛЫ МАТВЕЕВОЙ

Рембрандт

Он умер в Голландии, холодом моря повитой.

Оборванный бог, нищий гений.

Он умер и дивную тайну унес нераскрытой.

Он был королем светотени.

Бессмертную кисть, точно жезл королевский, держал он

Над царством мечты негасимой

Той самой рукою, что старческой дрожью дрожала,

Когда подаянья просил он.

Закутанный в тряпки, бродил он окраиной смутной

У двориков заиндевелых.

Ладонь исполина он лодочкой складывал утлой

И зябко подсчитывал мелочь.

Считал ли он то, сколько сам человечеству отдал?

Не столько ему подавали!

Король светотени - он все ж оставался голодным,

Когда королем его звали.

Когда же, отпетый отпетыми, низший из низших,

Упал он с последней ступени,

Его схоронили (с оглядкой!) на кладбище нищих.

Его - короля светотени!

...Пылится палитра. Паук на рембрандтовской раме

В кругу паутины распластан.

На кладбище нищих. В старинном седом Амстердаме

Лежит император контрастов.

С порывами ветра проносится иней печально,

Туманятся кровли и шпили...

Бьет море в плотины...Не скоро откроется тайна,

Уснувшая в нищей могиле!

Но скоро в потемки сквозь вычурный щит паутины

Весны дуновенье прорвется:

Какие для славы откроются миру картины

В лучах нидерландского солнца!

И юный художник, взволнованный звонкой молвою,

И старый прославленный гений

На кладбище нищих с поникшей придут головою

Почтить короля светотени.

А тень от него никогда не отступит. Хоть часто

Он свет перемешивал с нею.

И мастер контраста - увы! - не увидит контраста

Меж смертью и славой своею.

Всемирная слава пылает над кладбищем нищих:

Там тень, но и солнце не там ли?

Но тише! Он спит. И на ощупь художники ищут

Ключи неразгаданной тайны.

***

"Я леплю из пластилина…"

Я леплю из пластилина,

Пластилин нежней, чем глина.

Я леплю из пластилина

Кукол, клоунов, собак.

Если кукла выйдет плохо -

Назову её «Дурёха»,

Если клоун выйдет плохо -

Назову его «Дурак».

Подошли ко мне два брата,

Подошли и говорят:

«Разве кукла виновата?

Разве клоун виноват?

Ты их любишь маловато,

Ты их лепишь плоховато,

Ты сама в том виновата,

И никто не виноват.»

Я леплю из пластилина,

А сама вздыхаю тяжко.

Я леплю из пластилина,

Приговаривая так:

Если кукла выйдет плохо -

Назову её «Бедняжка»,

Если клоун выйдет плохо -

Назову его «Бедняк».

МЕЖДУ ТЕМ

Новелла Матвеева провела последние дни на своей подмосковной даче недалеко от Химок. Матвеева ушла из жизни 4 сентября, однако ее коллега, заместитель главного редактора «Литературной газеты» Леонид Колпаков, сообщил об этом лишь спустя сутки (подробности)

КСТАТИ

Новелла Матвеева: В поэзию пришла по лезвию

Челка выбивается из-под косынки, в руках семиструнная гитара - какой-то клуб, битком набитый посвященными слушателями, - она на сцене, поет своим высоким детским голоском свои стихи.

Любви моей ты боялся зря -

Не так я страшно люблю!

Мне было довольно видеть тебя,

Встречать улыбку твою.

«Я страшно тебя люблю», - говорим мы. Привычный оборот, обозначающий сильное чувство. Поэт, вслушавшись в привычное, обращается к первоначальному смыслу. Страшно - следовательно, боится тот, кого страшно любят. Поэт утешает: не бойтесь, если тот, кто любит, ничего не требует взамен (подробности)