Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Политика2 декабря 2016 15:02

Путин — о цензуре в искусстве: Кто и что вам пытался запретить?

Президент попытался разобраться, на кого жалуются деятели культуры
Санкт-Петербург. 2 декабря 2016. Президент РФ Владимир Путин на совместном заседании Совета по культуре и искусству и Совета по русскому языку. ФОТО Михаил Метцель/ТАСС

Санкт-Петербург. 2 декабря 2016. Президент РФ Владимир Путин на совместном заседании Совета по культуре и искусству и Совета по русскому языку. ФОТО Михаил Метцель/ТАСС

Вряд ли можно было найти более подходящее место, чем «культурная столица», чтобы провести разом два государственных Совета — по культуре и по русскому языку. Правда, в ходе разговора выяснилось, что одно от другого тоже надо защищать, но это была самая небольшая проблема, возникшая за огромным овальным столом в Президентской библиотеке Санкт-Петербурга.

Напомнив во вступительной речи об особой роли и отечественной культуры, и русского языка, Владимир Путин восхитился возникшей тягой россиян к музеям.

- Все больше людей отдают предпочтение, если будет позволено по-русски так сказать, умному досугу, - заявил он. - Достаточно сказать, что число посетителей музеев у нас достигло почти 120 миллионов человек в год. Вообще, не знаю, в какой-то другой стране мира, сопоставимой по населению, есть ли такие показатели? Очень сомневаюсь!

Он и сам внес в этом году вклад в общий ажиотаж — не удержавшись и сходив на популярнейшую выставку Серова. И хотя выставки в последнее время — скользкая тема, Путин был к этому готов.

- Свою позицию о вмешательстве в творческую деятельность я высказал в рамках Послания и повторю, что принцип свободы творчества считаю абсолютно незыблемым, - напрямую перешел к широко обсуждавшейся теме госцензуры президент - Однако у всех свобод всегда есть вторая сторона: ответственность. И это мы с вами тоже хорошо знаем. И у художника, у «властителя дум», так сказать, мера этой ответственности особенно высока. С одной стороны, любые хулиганские выходки, попытки сорвать спектакль, выставку абсолютно недопустимы и должны пресекаться по всей строгости закона. Мы так и будем делать. В то же время в самой творческой среде должна быть определена грань между циничным, оскорбительным эпатажем и творческой акцией.

- В минувшие месяцы в профессионально-театральной среде возникли опасения в ограничении свободы творчества, - поделился сомнениями худрук «Театра Наций» Евгений Миронов. - Они во многом связаны с противоправными действиями ряда чиновников, в том числе в провинции, которые запрещали к показу некоторые спектакли, ссылаясь на представителей тех или иных общественных организаций. Тревогу вызывают безнаказанные действия активистов, которые позволяют врываться в театры на спектакли, вызвавшие их неодобрение, разрушать экспозиции выставок.

- Кто и что пытался запретить? - Путин решил, пользуясь случаем, разобраться в вопросе досконально. - Чтобы у нас был предметный разговор. Вот так по-честному!

- Спектакль «Иисус Христос — суперзвезда» в Омске, - привел пример Миронов. - Но мы боимся цепной реакции. К нам сто раз подходили доброжелатели и советовали из спектакля «Сказки Пушкина» убрать эпизод про попа и его работника Балду.

- А кто запретил-то его? - не отставал Путин.

- Власти, - менее уверенно ответил Миронов.

- А какие конкретно власти? - пошел на принцип глава государства. - Министр культуры здесь, это вы запретили?

- Я точно не запрещал, - открестился Мединский. - Сейчас пытаемся разобраться. Министр культуры Омска — бывший директор драмтеатра, ему бы и в голову такое не пришло.

- Надо с этим разобраться. Понимаете, такие вещи мы должны доводить всегда до логического завершения. Потому что просто так с обеих сторон сказать "запретили", а вторые говорят "мы к этому никакого отношения не имеем" - надо понять, что реально происходит. Только поняв, что происходит, можно сделать и выводы правильные и понять соответствующее решение. Еще есть примеры? - продолжил Путин.

- Например, срыв гастролей театра «Сатирикон» в Санкт-Петербурге, - сказал Миронов.

- Это не запрет. Тут тонкая грань между эпатажем, провокацией и так называемыи «активистами», - не согласился президент. - Эти активисты в редакцию «Шарли Эбдо» пришли и расстреляли людей. Вот вопрос — надо ли было этим карикатуристам оскорблять представителей ислама. Другое дело, что художники не хотели никого оскорбить, но оскорбили. Это очень тонкая грань. Все зависит от нашего с вами такта. Чиновники действуют не потому что они хотят что то сдержать, хватать ни не пущать, многие не хотят, чтобы такие трагедии как в Париже повторились.

Тема настолько его завела, что он решил перейти на более близкий ему язык.

- Может быть, пример покажется неуместным, но я его приведу, - вспомнил Путин о спорте. - В дзюдо есть оценка «ипон». За что дается «ипон», в правилах четко сказано - «бросок должен быть проведен сильно и быстро», но поди разберись, где он там был «сильно и быстро»! Но выработаны критерии в профессиональном сообществе, и не дай бог на больших соревнованиях их нарушить. Судью просто снимут и не допустят больше никогда к работе. Вот такие критерии и должны быть в вашем сообществе. Тогда и мне будет легче останавливать чиновников.

Проблему конфликта современных деятелей культуры и русского языка подняла президент Российской академии образования Людмила Вербицкая.

- Сейчас даже реклама — вся с ошибками! - взывала она. - А сколько иностранных слов? Почему у нас говорят консенсус, хотя есть слово согласие? Почему креативный, а не творческий, подросток, а не тинейджер? А что с этими кофе-брейками делать? Кофе-пауза!

Режиссер Александр Сокуров в конце своей речи попросил президента облегчить судьбу украинца Олега Сенцова, осужденного за терроризм.

- Он осужден не за творчество, а за то, что он взял на себя совершенно другие функции, как утверждают органы следствия и суда, а именно - фактически посвятил свою жизнь террористической деятельности, - ответил Путин. - Мы должны исходить из того, что мы живем в правовом государстве, и вопросы такого рода, конечно, должны решаться судебной системой. Дело совершенно не в том, что он думает по поводу событий, которые произошли в Крыму. Дело в его намерениях и в подготовке противоправных действий, в результате которых могли пострадать наши с вами граждане.

- Но по-русски и по-христиански, - не сдавался Сокуров. - Милосердие выше справедливости.

- По-русски и по-христиански мы действовать в этой ситуации не сможем без решения суда, - был тверд президент. - Да, есть определенные правила и нормы, которыми мы можем воспользоваться, но для этого нужно, чтобы созрели соответствующие условия. Я понимаю, что тема чувствительная, буду иметь это в виду.