Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды9 февраля 2017 5:50

Почему «Битву экстрасенсов» признали лженаучной

Антипремия вряд ли повлияет на высокие рейтинги телепроекта
Жюри проекта "Битва экстрасенсов". ФОТО ТНТ

Жюри проекта "Битва экстрасенсов". ФОТО ТНТ

В день российской науки на третьей всероссийской премии «За верность науки» вручали премии по 100 тысяч рублей за достижения в просвещении и популяризацию науки. В одной из номинаций денег не давали, только звание – за популяризацию лженауки наградили проект «Битву экстрасенсов». Антипремию программа получила прямо к юбилею – в феврале ровно десять лет назад первый выпуск проекта вышел на канале ТНТ. В номинации за популяризацию лженауки конкурентами «Битвы экстрасенсов» были «Национальный совет по гомеопатии» (но они свое уже получили – комиссия РАН признала гомеопатию лженаукой) и информагентство Regnum за псевдонаучные публикации.

Вряд ли награда отпугнет от экранов поклонников чудес: как показывают рейтинги телесмотрения, последний сезон «Битвы экстрасенсов» почти еженедельно попадал в пятерку самых популярных телепрограмм страны. Многие выпускники «Битвы» после рейтинговых эфиров ведут успешный бизнес – это еще один показатель того, что народ верит людям, которые на экранах демонстрируют «фокусы», результаты которых невозможно проверить.

Финалист «Битвы экстрасенсов» с высшим медицинским образованием Зираддин Рзаев объяснил «Комсомольской правде» слабые и сильные места телепроекта:

- Я когда смотрю «Битву экстрасенсов» такие вещи вижу, что сам удивляюсь! Всегда критикую передачу за то, что показывают испытания, которые касаются настоящего – происходят здесь и сейчас. Поэтому нет доказательств: героям программы сливали информацию или они ее узнали сами. Если бы в эфире экстрасенсы предсказывали события, которые произойдут через какое-то время, то можно было бы проверить настоящие это прогнозы или нет. У меня такой критерий. Так делаю я. Я занимаюсь эзотерикой, составляю предсказания – это мое творчество. Но у меня два высших образования: закончил факультет философии МГУ и Институт психотерапии и клинической психологии. Работаю с профессорами в медицинской клинике. Но современная наука не все явления может объяснить. Например, как вы объясните предсказания Вольфа Мессинга или Нострадамуса, что происходит в Бермудском треугольнике? Или почему мы видим вещие сны? К примеру, мне приснилось, что умерла бабушка, а утром звонят из другого государства и сообщают эту новость. Это - необъяснимо, но факт!

Зирадин Рзаев

Зирадин Рзаев

Фото:

За 10 лет эфира на «Битву экстрасенсов» подавали в суд с требованием закрыть передачу, ее бывших участников сажали в тюрьму за мошенничество. Но проект не теряет популярности. Почему? Тягу нашего народа к экстрасенсам объясняет руководитель «Центра психологии Новый горизонт» Анетта Орлова:

Анетта Орлова

Анетта Орлова

Фото:

- К экстрасенсам идут в сложные моменты жизни. Человеку необходимо услышать, что скоро все изменится к лучшему. С этим знанием проще преодолеть трудности. В периоды экономических и прочих кризисов таких обращений становится больше. А ТВ с удовольствием обслуживает этот интерес, подпитывая его. Экстрасенсы и целители делятся на две категории. Первые, общаясь с людьми, могут выполнять роль поверхностных психотерапевтов: глубоких проблем и их сути не решают, но эмоциональная поддержка помогает человеку пережить трудности. После приема у доброго дедушки-экстрасенса, который пообещает счастье, у них появляются силы двигаться дальше. Но есть и другая категория экстрасенсов. С ними надо бороться. Это - люди, которые, обладая психологическими знаниями и даром убеждения, рассматривают клиента как денежный ресурс. Чтобы получить доступ к его кошельку, они лишают людей психического равновесия. Человек, который приходит к экстрасенсу, находится в слабом состоянии. Экстрасенс обязательно расскажет ему про беды, которые произойдут, если не снять порчу. Люди в состоянии шока залезают в долги, все несут экстрасенсу. Но страх от услышанных слов остается в их сознании. Через какое-то время эти люди обращаются за психологической помощью. Но далеко не все. Многие так и живут в страхе.