Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Общество4 апреля 2017 13:55

Мария Евтушенко: Митя и Женя до последнего держали отца за руки. Они даже не поняли, не почувствовали, что его уже нет

Вдова великого поэта рассказала «Комсомолке» о последних днях и часах его жизни [аудио]
Мария и Евгений Евтушенко в студии Радио «Комсомольская правда». Июнь, 2016 года

Мария и Евгений Евтушенко в студии Радио «Комсомольская правда». Июнь, 2016 года

Фото: Иван МАКЕЕВ

В город Талса (США, штат Оклахома), где жил, работал и умер в первый апрельский день Евгений Евтушенко, на один из тех телефонов, по которому прежде разговаривал с самим поэтом, - я позвонил минувшей ночью. (В Америке в это время был день.) Трубку взяла Мария, вдова Евгения Александровича...

- Мария, сначала у меня была мысль - прислать вам все о Евгении Евтушенко, что идет у нас в «Комсомолке», в других газетах... А потом понял, что все прислать невозможно. Очень много материалов. И все так красиво, вы знаете. Как будто это - не смерть поэта, а какое-то продолжение жизни. Вот у меня, например, такое ощущение от прочитанного.

- Это очень приятно. Саша, вы мне сохраните, пожалуйста, копии газет, если можно.

- Конечно. Сами газеты сохраню для вас. Вот, например, в среду, 5 апреля, выйдет еженедельный выпуск «Комсомолки». Там подборка фрагментов интервью с таким названием - «Евгений Евтушенко: «Посмотрите на мою Машу. Она не может быть женой плохого человека». Это Евгений Александрович так говорил.

- Я знаю. Да, а почему меня во всех российских СМИ называют Марией Новиковой?

- Мы вас так не называем.

- Я знаю, что «Комсомолка» - единственная газета, которая пишет правильно. Потому что я 30 лет как Мария Евтушенко. И я буду Марией Евтушенко. Что это за ерунда?

- Ну, давайте, - мы в газете подскажем коллегам…

- Я не то что обиделась, но как-то недоумение некоторое это вызвало.

- Маша, еще буквально пару вопросов. Извините... Все-таки как Евгений Александрович уходил? Потому что противоречивая идет информация. Он же все знал, предчувствовал?

- Саш, он уходил так.

Начну с того, что у Евгения Александровича в 2011 году была операция по поводу рака почки. И, тем не менее, последующие шесть лет он жил, как известно, полной творческой жизнью, объездил с концертами полмира.

- Да, мы об этом писали...

- И проехал по всей России – от Петербурга до бухты Находка в Год литературы. (Это был 2015-й. - А. Г.) И вот этот замечательный вечер в «Лужниках» прошел, посвященный многотомной антологии «Поэт в России больше, чем поэт». Евгений Александрович работал над антологией до последнего дня. Одновременно он писал, дописывал свой роман.

Евгений Евтушенко с сыном Евгением

Евгений Евтушенко с сыном Евгением

Фото: Евгения ГУСЕВА

- Автобиографический - «Берингов тоннель».

- Да. Он работал, преподавал...

А 18 марта ему стало как-то не совсем хорошо, он неважно себя почувствовал. И мы поехали в госпиталь. То есть - просто провести обследование и понять, что такое, что происходит. И, когда мы туда приехали, и врачи провели обследование, - то стало, к сожалению, ясно, что вот этот рак почки, который шесть лет не давал о себе знать, он, к сожалению, проявился. И это уже онкология, уже была четвертая стадия.

И поэтому, к сожалению, из госпиталя он не вернулся, все произошло очень быстро.

...И умирал он мирно, умирал он без боли. Умирал он в кругу близких друзей и семьи. И я, и мальчики, мы там находились круглосуточно практически.

- Какие его последние слова были?

- Слова были, ну как, там было мне много чего сказано.

Женя работал до последнего дня. То есть в последний раз он в четверг еще, 30 марта, во второй половине дня диктовал статью об Эльдаре Рязанове.

А до этого он диктовал главу романа, потом мы эту главу распечатывали. Потом на следующее утро он правил ее, диктовал следующую главу.

Он успел попрощаться с очень многими людьми, с родными, с близкими, по телефону. Он все прекрасно понимал. Он улыбался, когда слушал. Ему сын Саша (от третьего брака. - А.Г.) прислал видео, где Сашина дочка Роза, это единственная наша внучка, поет песенку про кота. И он ему переслал. И Женя ее слышал, он улыбался. Это в пятницу 31-го, было уже.

Поэт Евгений Евтушенко со своим старшим сыном Александром. Фото Олега Булдакова (ТАСС)

Поэт Евгений Евтушенко со своим старшим сыном Александром. Фото Олега Булдакова (ТАСС)

- Про «Комсомолку» вы не успели Евгению Александровичу сказать, да? Я слишком поздно позвонил, наверное.

- Вы позвонили за несколько часов до смерти.

- Я сначала накануне, за сутки звонил.

- Нет, я сказала, что звонила «Комсомолка».

- Серьезно?

- Да, я сказала, он кивнул, он услышал. Вы ж позвонили, он еще был жив... Он услышал. Он говорить уже не мог, потому что кислородная маска была. Так что - он понял. Спасибо за поддержку.

- Видите, я просто как почувствовал. Я ж с другой целью звонил. Узнать, когда он приедет в Москву.

- Да, я знаю.

.... А потом, к сожалению, вот боли стали нарастать. И, соответственно, дозы обезболивающих стали увеличивать. И он ушел во сне, мирно, без боли.

И я была в палате. И оба сына – Митя и Женя – были с ним. И держали его за руки до последнего. Они даже не поняли, не почувствовали, что его уже нет. Это так вот было мирно и спокойно. Такая благословенная смерть...

- У нас обычно же, когда мы раньше давали интервью с Евгением Евтушенко, на сайте какие-то гадости писали.

- Ну, конечно, господи.

- А вот сейчас нету столько. Вот как будто… У меня такое ощущение, будто вот, когда отца у меня не стало, мамы, - какая-то пустота. Пока я занят, пока интервью Евгения Александровича уже вышедшие смотрю, или что-то из его неопубликованного готовлю - вроде ничего...

- Да, я знаю.

- Газеты, все это я соберу. И вы здесь такая хорошая, и стихи вам посвящены.

- Спасибо.

- Держитесь. Все равно такое чувство, как будто он не умер. А просто вот… везде он улыбается. Вот бывает такое.

- Спасибо, Саша...

ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ ПОЭТА

Евгений Евтушенко: «Прощай, наш красный флаг... С Кремля ты сполз не так»

Евгений Евтушенко приехал к нам в «Комсомолку», чтобы записать свое «Прощание с красным флагом» - и... забыл захватить с собой носовойплаток. А пришлось читать стихотворение, начальные строки которого четверть века назад (Евтушенко «начал делать» его в 1991-м, а закончил в 1992-м), точно молитву, повторял весь развалившийся СССР (подробности)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мария Евтушенко: Евгений Александрович скончался. Мирно. Во сне...

Вдова великого поэта поделилась своей болью с корреспондентом «Комсомолки» (подробности)