КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ЗЛОУМЫШЛЕННИКОВ
Автострахование на Ставрополье:
Какие ловушки устраивают «автоюристы» владельцам машин
У ОПАСНОЙ ЧЕРТЫ
Департамент страхового рынка Центробанка РФ регулярно проводит мониторинг региональных рисков недобросовестных действий в ОСАГО. Специалисты условно поделили страну на три зоны: «красную», «желтую» и «зеленую». В «красной», как не трудно догадаться, ситуация со страховыми выплатами очень напряженная. И именно к этой зоне, увы, относятся практически все субъекты Северо-Кавказского федерального округа. За исключением Ставрополья. Но и эту новость хорошей не назовешь - дела в крае с выплатами по автостраховкам, к сожалению, тоже обстоят не лучшим образом. По данным вышеупомянутого мониторинга, Ставрополье, хоть и попадает в «желтую» (не так плохо, но и не хорошо) зону, но находится у самой ее границы с «красной».

Согласно Центробанку, есть определенные критерии, по которым оценивается ситуация с выплатами. Один из них - так называемый скользящий коэффициент выплат, он рассчитывается как отношение страховых выплат к страховым премиям за тот или иной период. В Ставропольском крае, по данным Мониторинга региональных рисков недобросовестных действий в ОСАГО Банка России, этот показатель (100%) намного превышает средний по стране (64,5%). Это говорит о том, что зачастую при урегулировании убытков, а также при продажах полисов ОСАГО допускаются противоправные действия.

Другая негативная тенденция, наметившаяся в последнее время на Ставрополье, - увеличение размера средней выплаты по ОСАГО.
- Ситуация со страховым мошенничеством в Ставропольском крае довольно непростая, - говорит заместитель генерального директора СПАО «Ингосстрах» по защите активов Александр Гуляев. - В регионе действуют организованные преступные группы и отдельные лица, которые наносят значительный ущерб не только страховому рынку, но и экономике в целом. Страховщикам становится труднее выстраивать объективную ценовую политику и предоставлять клиентам полноценную страховую защиту. Борьба с такого рода злоумышленниками - важная задача для всех вовлеченных сторон, потому что от страхового мошенничества, так или иначе, страдают все - и отрасль, и государство, и сами граждане.
ПОПУЛЯРНЫЕ СХЕМЫ ОБМАНА
Одна из самых распространенных - инсценировка ДТП. Причем имейте в виду, что, если в руки к лжестраховщикам попали номер вашего полиса ОСАГО, данные по автомобилю и копия ПТС, они смогут оформить не одну, а несколько (!) аварий с вашим автомобилем.
Кроме того, часто злоумышленники используют поддельные документы, в которых завышена стоимость запчастей транспортного средства. Такие документы мошенникам помогают делать «свои люди» в специализированных учреждениях и на станциях технического обслуживания.
Еще один вариант обмана - манипуляции мошенников с электронными полисами ОСАГО. Они скупают их в регионах с низким коэффициентом, изменяют этот коэффициент, а потом с помощью фоторедактора подделывают документы и продают клиентам.
Но чаще всего недобросовестные автоюристы занимаются выкупом страхового случая. У преступников отлажена система - они оперативно получают информацию о том, где и какая авария произошла в городе. Схема работы у них простая. Они выкупают у собственника права требования страховой компенсации по факту ДТП. На юридическом языке это называется цессия. Пострадавшему в аварии они дают деньги наличными, а сами потом начинают свою «работу». «Находят» неявные повреждения - для увеличения стоимости страховой компенсации, потом разными способами пытаются затянуть дело. Затем следует суд, и на выходе сумма получается куда больше, нежели получил на руки владелец авто.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
За девять месяцев 2020 года «Ингосстрах» предотвратил на Ставрополье 64 попытки мошеннических действий, связанных с неправомерным получением денежных выплат, что позволило компании сохранить 22,5 млн рублей.
За этот период сотрудниками Ставропольского филиала «Ингосстраха» было направлено три обращения в органы внутренних дел, по результатам которых возбуждены два уголовных дела. Все заявления приходятся на моторное страхование.
За прошедший год предотвращены четыре случая крупного мошенничества, когда заявленный размер страхового возмещения превышал 600 тыс. рублей.
В общей сложности в рамках противодействия мошенническим действиям с крупными суммами убытков предотвращены неправомерные выплаты в объеме 6 млн рублей.
ВАЖНО!
Участие в любой из этих схем делает нарушителем и автовладельца. Незнание, как известно, от ответственности (иногда уголовной!) не освобождает. Особенно это касается инсценировки ДТП. Если такой факт будет доказан, то уголовное наказание будет неотвратимым.
КАКОВ УЩЕРБ?
У многих автовладельцев возникает вопрос, а какой урон наносят злоумышленники им? Ведь деньги-то им платят. Да, платят, только сумма компенсации при возмещении вреда после дорожно-транспортных происшествий оказывается значительно ниже той, которую страхователь (автовладелец) мог бы получить, если бы обратился непосредственно в страховую компанию.
- При этом, что также немаловажно, попавший в ДТП автовладелец лишается права требовать доплаты через службу финансового уполномоченного, - объясняют в «Ингосстрахе». - А вот недобросовестный посредник получает в свою пользу не только полное страховое возмещение, но и штрафные выплаты, налоги за которые должен заплатить автовладелец.
7 ПРОСТЫХ ПРАВИЛ
как не попасться на уловки
недобросовестных автоюристов
В «Ингосстрахе» дали несколько ценных советов для защиты от злоумышленников:
Не подписывайте на месте ДТП каких-либо
не до конца заполненных или пустых бланков.
Не сообщайте посторонним людям
номер своего полиса.
Не признавайте своей вины при ДТП
до приезда сотрудников ГИБДД.
Не оформляйте на месте ДТП договор цессии,
доверенность на деятельность от вашего имени.
Обязательно проверьте подлинность полиса второго участника ДТП через сайт или справочную службу компании, сверив не только ФИО водителей, но и все данные транспортного средства. Обратите внимание на полис - например, полисы СПАО «Ингосстрах» не могут быть рукописными или содержать исправления.
Не сообщайте свои данные или данные объекта, который вы собираетесь страховать, людям по телефону - в страховых компаниях для пролонгации договоров и так имеются все необходимые сведения.
Обращайтесь в официальное представительство страховщика для подтверждения любой важной для вас информации.
ВАЖНО!
Главный признак злоумышленников - это их завышенные обещания. Такие люди дежурят у мест оформления ДТП, где высматривают потенциальных клиентов. Далее начинается «обработка». Главный аргумент: «Страховые компании платят меньше положенного, а мы вам поможем выбить все до копейки». Это неправда.
СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА
Директор юридического департамента
СПАО «Ингосстрах» Татьяна КОМАРОВА:
- У нас ДТП можно зафиксировать в приложении. Нужно указать место, сфотографировать повреждения, указать данные виновника ДТП, а затем выбрать место, куда нужно приехать для осмотра автомобиля и дальнейшего ремонта либо оценки суммы компенсации. Если автовладелец не согласен с суммой компенсации, он может рассчитывать на быстрое, качественное и справедливое рассмотрение его требования финансовым омбудсменом. Он как третья сторона оценит материалы дела и вынесет соответствующее решение. Дело будет рассмотрено в течение 15 дней.

Если же человек передает право требования посреднику, то лишается такой возможности. Напомню, уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг (финансовый омбудсмен) - институт, созданный в интересах добросовестных страхователей и для защиты их прав.
Made on
Tilda