Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество2 июля 2002 22:00

Детский ад

Вчера ночью в небе над Германией потерпел катастрофу самолет Ту-154, следовавший в Барселону. На его борту было 69 человек. 52 из них - школьники, летевшие отдохнуть на испанском курорте. Лайнер столкнулся с грузовым «Боингом»...
Источник:kp.ru

ЧЕРНАЯ ХРОНИКА Пятница, 28 июня 16.40. 52 школьника в сопровождении пятерых взрослых выехали поездом Уфа - Москва из башкирской столицы. Суббота, 29 июня 18.40. Юные туристы и их сопровождающие приехали в Москву. И после короткой экскурсии отправились в аэропорт для вылета в Барселону. 21.00. Предположив, что все самолеты за границу летят из «Шереметьево», группа поехала туда. И только на месте выяснилось, что ребята должны были лететь на пляжи Средиземного моря из аэропорта «Домодедово». В итоге на свой самолет они опоздали. Детей разместили в гостинице «Турист». Воскресенье, 30 июня Проблему вылета из Москвы пришлось решать уфимской турфирме «Крекс», которая обратилась в авиакомпанию «Башкирские авиалинии». Руководство авиакомпании не смогло отказать школьникам, большинство из которых были детьми высокопоставленных башкирских чиновников. Понедельник, 1 июля 22.48. Группа вылетела из «Домодедово» в Барселону дополнительным рейсом «Башкирских авиалиний». Вторник, 2 июля 1.43 (мск). Самолет с юными туристами столкнулся с грузовым «Боингом-757» швейцарской авиакомпании «Дельта» на высоте 12 000 метров. РЕПОРТАЖ ИЗ ШВЕЙЦАРИИ Виноваты оба экипажа Так утверждают авиадиспетчеры, которые вели столкнувшиеся самолеты В ночь на вторник над Боденским озером, где сходятся границы сразу трех стран - Австрии, Германии и Швейцарии, небо было безоблачным. Так что многие местные жители и туристы отчетливо разглядели в вышине сопровождаемую раскатом грома яркую вспышку, возникшую в 23 часа 43 минуты по местному времени. Вслед за этим из поднебесья на северный немецкий берег озера рухнули горящие обломки больших самолетов. ...Они столкнулись на высоте 12 тысяч метров - летевший из ближневосточного султаната Бахрейн в Брюссель грузовой «Боинг-757», на борту которого было несколько тонн почтовых отправлений корпорации DHL и всего два человека - пилоты британец Пол Филлипс и канадец Бранд Кампиони. И Ту-154 компании «Башкирские авиалинии», совершавший чартерный рейс Москва - Барселона: 12 членов экипажа и собиравшиеся отдохнуть в курортной Коста-Брава пятеро взрослых пассажиров и 52 школьника из Башкирии. Восьми из них не было 12 лет. И уже никогда не будет... Сотни подоспевших полицейских после тщетных поисков тех, кто мог выжить при столкновении, еще до рассвета 2 июля оцепили 6-километровую зону, куда упала большая часть обломков, и начали страшную работу по поиску тел, «черных ящиков» и прочего содержимого лайнеров - всего, что могло пролить свет на причины трагедии. Один из «черных ящиков», принадлежавший Ту-154, к полудню вчерашнего дня был найден прямо на лесной проселочной дороге у деревни Овинген. А еще к этому времени на месте трагедии было обнаружено 20 человеческих тел. «Нет никаких признаков того, что самолеты взорвались в результате теракта, - заявил шеф местной полиции Ганс-Петер Вальсер. - Мы все больше склоняемся к версии о человеческом факторе». Эту версию полностью поддерживает Ульрих Мюллер, министр транспорта немецкой провинции Баден-Вюртемберг, над которой произошло ЧП, поспешивший заявить, что столкновение произошло в результате ошибок экипажей двух лайнеров: «Авиадиспетчер из Швейцарии, в зоне ответственности которого находился Ту-154, несколько раз командовал российскому пилоту опуститься пониже, но так и не получил ответа на свои запросы. Летчики с «Боинга» также были предупреждены с земли об опасном сближении с российской машиной, шедшей на одной высоте с ними на встречном курсе, но они просто не успели вовремя отвернуть». Эти предположения совпадают и с первыми заявлениями Анто Маага - представителя объединенной швейцарской авиадиспетчерской службы «Скайгайд», регулирующей полеты всех гражданских и военных самолетов как над территорией страны, так и в некоторых сопредельных с ней районах: «Наши диспетчеры в цюрихском аэропорту «Клостен» приняли контроль над «Ту» от немецких коллег из Мюнхена в 23.30 - за 13 минут до катастрофы. В этом промежутке русский пилот поначалу не отвечал на наши запросы и отреагировал лишь после третьей или четвертой попытки. Когда «Ту», наконец, начал снижение, он оказался в опасной близости от «Боинга», также начавшего снижение без команды диспетчера, вероятно, подчиняясь сигналам стоящей на борту самолета системы автоматического оповещения о чрезмерно близких летящих объектах. Диспетчеры «Скайгайд» просто не успевали отследить такие маневры». Максим ТОКАРЕВ. (Наш соб. корр.). Женева. КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА Нет, скорее всего, виноват диспетчер - Если летчики двух самолетов, идущих на сближение, увидели друг друга, то по правилам «уступить дорогу» должен тот, кто видит помеху слева, - считает эксперт по авиационной безопасности Валерий Тимошкин. - В нашем случае по заданию диспетчера башкирский Ту-154 должен был снизиться... - На сколько метров? - По правилам минимум на 300 метров. Раньше требовали снизиться на 600. Но сейчас из-за интенсивного воздушного движения в небе над Европой (а в этом районе в воздухе находятся десятки самолетов!) требования смягчили. - Почему наши летчики не ушли вниз? Ведь они говорили по-английски. Да и самолет был оборудован системой, которая предупреждает об опасном сближении... - Почему летчики не отреагировали на предупредительный сигнал (если он был, что вовсе не факт!), вам сейчас никто не скажет. Это станет известно только после расшифровки бортового самописца - «черного ящика». Думаю, что, скорее всего, налицо ошибка диспетчера. Аналогичный случай был в 1979 году, когда разбилась футбольная команда «Пахтакор». - Утверждают, что чартерные полеты более опасны для пассажиров... - Чартеры отличаются от регулярных рейсов только тем, что выполняются вне расписания. Подготовка к ним ведется такая же серьезная. Трасса уфимским пилотам была знакома. Они могли подготовиться к этому полету за несколько часов - достаточно было изучить карту и маршрут. - Но статистика свидетельствует об обратном... Чаще всего проблемы возникают именно с самолетами, выполняющими чартерные рейсы... - Значит, не всегда все службы относятся ответственно к своим обязанностям. Что говорят на Западе... Представитель DHL Аксель ГИТЦ По его мнению, воздушные диспетчеры сделали все возможное, чтобы предотвратить столкновение: «Управление воздушным движением Цюриха, которое отвечает за воздушное пространство в том месте, где произошла катастрофа, неоднократно связывалось с российскими пилотами и просило их изменить высоту. Но русский самолет не отвечал, - сказал г-н Гитц. - В самый последний момент оповещенный системой предотвращения столкновения наш пилот попытался изменить высоту, но было уже или слишком поздно, или другой самолет не имел подобной системы на борту. Ведь если вы не знаете, где находится другой человек, трудно решить, куда надо идти, чтобы избежать столкновения с ним». Швейцарские воздушные диспетчеры приняли оба самолета от своих немецких коллег всего за несколько минут до столкновения, сообщает АП. По мнению Анто Маага, пресс-секретаря Ассоциации швейцарских диспетчеров, «проблема состояла в том, что российский самолет не ответил на несколько указаний снизиться. Спуск начался слишком поздно». В тот момент, когда российский пилот начал реагировать на указания диспетчеров, самолет DHL также начал снижение, реагируя на бортовую систему предотвращения столкновения. «Двойной спуск привел к тому, что оба самолета снова оказались на одинаковой высоте и врезались друг в друга. Если бы «Боинг» сохранил свой прежний курс, то крушения не произошло бы», - заявил Анто Мааг на пресс-конференции в Цюрихе, добавив, что ему непонятно, почему российскому самолету потребовалось так много времени, чтобы ответить диспетчерам. ...и в России Николай ОДЕГОВ, генеральный директор авиакомпании «Башкирские авиалинии»: - Команды швейцарских диспетчеров наш самолет выполнил полностью. Александр Гросс, командир корабля, был опытным специалистом. Совершил не один полет за рубеж. Утверждения, что наши пилоты не знали английского и не понимали команд диспетчеров, - полный бред. Только в январе командир экипажа Александр Гросс прошел курсы повышения квалификации по английскому языку. Экипаж хорошо знал этот маршрут! Заместитель председателя Межгосударственного авиационного комитета России Олег ЕРМОЛОВ: - О подробностях столкновения Ту-154 с «Боингом» мы можем судить только по официальной информации, которую нам телеграммой прислала служба безопасности полетов Германии. По данным немцев, наш борт шел эшелоном ФЛ 354. Это означает, что полет проходил на высоте 10 тысяч метров. Как на той же высоте оказался «Боинг», следовавший другим эшелоном, непонятно. Также непонятно, почему летчики не отреагировали на показания приборов, которые предупреждают об опасном сближении. В частности, на нашем «Ту» такой прибор - ТИКАС-2000 - был установлен год назад. Он видит все пролетающие самолеты в радиусе пяти километров, предупреждает об опасности и, мало того, указывает пилотам, как избежать столкновения. Пока больше вопросов, чем ответов. Сейчас на место происшествия вылетает наша комиссия под руководством Леонида Каширского. СВИДЕТЕЛИ «Казалось, что горит небо...» «Это выглядело так, будто горит небо!» - рассказал свидетель корреспонденту немецкой газеты «Бильд». А другой сообщил: «Я выскочил на балкон и увидел гигантский оранжевый огненный шар, который, казалось, завис в небе». Жительница одной из близлежащих деревушек Хайке Старк рассказала, что она читала книгу, когда «внезапно раздался гром». «Стекла в окнах и стены дрожали. Казалось, весь дом ходит ходуном», - сообщила она телекомпании CNN. По словам Хайке, части самолетов «падали вниз очень медленно, вращаясь в воздухе». Местный житель Пауль Танцер рассказал, что он видел «падение трех больших огненных шаров». «Был страшный шум, грохотало где-то очень высоко над облаками, а потом появились три падающих куска от самолета». Герр Танцер сообщил, что горящие куски упали в лесу около жилых и производственных построек, и от них вспыхнули несколько деревьев. Обломки обоих самолетов, по данным полиции, разлетелись в радиусе 30 - 40 километров. По счастливой случайности, жертв на земле нет. В деревушке под Обелингеном одна семья чудом избежала смерти - в 10 метрах от их дома, в сад, с неба упало шасси лайнера. Свидетели говорят, что «на террасе дома стояли два побелевших от ужаса человека». На момент подписания номера полиция обнаружила один «черный ящик». Какому именно самолету он принадлежит, предстоит установить. РОДСТВЕННИКИ Москвичка Алина, 25 лет, сестра погибшей О. Калоевой: «Мы подумали - сестре не судьба улететь» - Сестра и ее двое детей... Сестре 40 лет было, она летела к мужу в Барселону, он их там ждал, должен был встречать. Мы пытались им срочно купить билет на какой-нибудь рейс, но билетов не было. Мы уже подумали - не судьба улететь. Но тут позвонила турфирма - «Русинтел», я запомнила, и сама предложила нам «горящие» путевки. Мы поехали с вещами в аэропорт, и уже перед самым рейсом с рук на руки получили эти три билета. Я ее ездила в аэропорт провожать. А узнала обо всем сегодня утром... «Оксана тепло отзывалась о детишках...» Среди погибших - Оксана Костенко, 29 лет. Ее родители, Виктор Тимофеевич и Анна Григорьевна, проживают в Белгороде, младший брат Тарас учится в Харькове. Виктор Тимофеевич, сдерживая слезы, рассказал о дочери: - Оксана окончила Художественно-промышленный институт, кандидат искусствоведческих наук, не замужем. Работала старшим менеджером московской турфирмы «Согласие», возглавляла группу из пяти педагогов, сопровождавших детей. Перед отлетом мы с ней толком переговорить не успели, но она очень хорошо отзывалась о ребятишках из Башкирии, говорила, что умные, любознательные, с ними интересно и легко общаться. В Барселону летела второй раз, была в восторге от Испании. Ведь там она черпала материал для своих исследований, возможно, для будущей диссертации... ДОСЛОВНО На чартерах летать опаснее? «Десятилетний период (1992 - 2001 гг.) деятельности гражданской авиации государств СНГ свидетельствует о бурном росте объемов нерегулярных (чартерных) перевозок... Сопоставление относительных показателей аварийности в сфере нерегулярных и регулярных перевозок показывает, что безопасность полетов в сфере чартерных пассажирских перевозок существенно ниже (примерно в 10 раз), чем на регулярных. Так, только за два года (1996 - 1997 гг.) на этом виде перевозок в пяти катастрофах погибли 387 человек, что соответствует 50 погибшим на 1 миллион перевезенных пассажиров. При том, что в самый неблагополучный период для регулярных пассажирских перевозок этот показатель не превышал 5 погибших на 1 миллион перевезенных пассажиров. Следует особо отметить, что если при регулярных пассажирских перевозках люди гибнут в одном из шести авиапроисшествий, то в сфере чартерных перевозок катастрофические последствия наступают фактически в каждом втором». (Из доклада Межгосударственного авиационного комитета «Состояние безопасности полетов в гражданской авиации государств - участников соглашения о гражданской авиации за десятилетний период».) КСТАТИ Вчера должно было состояться заседание совета Государственной службы гражданской авиации (ГСГА), на котором как раз планировали рассмотреть вопрос о «выполнении мероприятий по обеспечению безопасности полетов в гражданской авиации России». Из-за катастрофы в небе над Германией заседание отменили... ЗЕМЛЯКИ Пришли на работу в траурной одежде Оформлением путевок и виз для башкирских школьников занималась одна из крупнейших в республике туристических компаний - фирма «Крекс». За 10 лет работы у нее не случалось даже мелких инцидентов. Катастрофа вызвала шок... У одного из водителей «Крекса» погибла жена, которая летела этим рейсом в качестве сопровождающей группы. Сотрудник профкома педагогического университета Екатерина Поспелова вместе со своей коллегой Еленой Басыровой, ассистенткой кафедры педагогики, заключив договор с «Крексом», сопровождали детей в качестве вожатых... Вчера работа «Крекса» была полностью парализована. В течение дня сюда не раз приезжали кареты «Скорой помощи». Сотрудники, узнавшие о трагедии еще дома, пришли на работу в траурной одежде. В помещениях - стойкий запах валерьянки... «ГОРЯЧИЕ ТЕЛЕФОНЫ» Номера, по которым родственники погибших в авиакатастрофе над Германией могут узнать последнюю информацию: в аэропорту Мюнхена - 8-10-49-89-97-620; в посольстве России в Германии - 8-10-49-30-224-871-33; в аэропорту «Домодедово» - (095) 504-02-99; в Уфе - (3472) 23-87-82. ПАССАЖИРЫ 1. Асылгужин Ильдар Иршатович - 1988 г. р. 2. Асылова Лена Тахировна - 1992 г. р. 3. Ахметов Арсен Фатыхович - 1987 г. р. 4. Басырова Елена Ириковна - 1977 г. р. 5. Биглов Булат Ирикович - 1987 г. р. 6. Валеев Венер Юнерович - 1987 г. р.; отец - Валеев Юнер, глава администрации Зилаирского района 7. Войтко Александра Дмитриевна - 1989 г. р. 8. Газизова Альбина Маратовна - 1987 г. р. 9. Гимаева Лейсян Ильдаровна – 1987 г. р.; отец - Гимаев Ильдар, руководитель администрации президента Башкирии 10. Григорьева Жанна Александровна - 1987 г. р. 11. Динисламов Динис Рафаэлович - 1988 г. р.; отец - Динисламов Рафаэль, завотделом правовой информации управления правовой работы и административных органов Кабинета министров Башкирии 12. Дегтярев Кирилл Александрович - 1987 г. р.; отец - Дегтярев Александр, ректор Уфимского технологического института сервиса 13. Ефремов Игорь Анатольевич - 1987 г. р. 14. Жиянбаева Гульназ Рафиловна - 1990 г. р. 15. Калоева Д. 16. Калоева К. 17. Калоева С. 18. Козлова Дарья Александровна - 1986 г. р. 19. Костенко Оксана - менеджер турфирмы 20. Литвинов Станислав Сергеевич - 1992 г. р. 21. Мамбетова Лейсян Исламетдиновна – 1987 г. р.; отец - Мамбетов Ислам, замминистра культуры и национальной политики Башкирии 22. Масагутов Арсен Радикович - 1986 г. р. 23. Мельничук Михаил Васильевич - 1986 г. р. 24. Минченкова Мария Григорьевна - 1987 г. р. 25. Муртазин Айрат Маратович - 1968 г. р. 26. Муртазин Ильдар Айратович - 1994 г. р. 27. Мусагитова Элина Ильдаровна - 1990 г. р. 28. Нелюбина Елена Евгеньевна - 1987 г. р. 29. Низаметдинова Гульназ Рамзилевна – 1988 г. р.; отец - Низаметдинов Рамзил, начальник финансово-хозяйственного управления администрации президента Башкирии 30. Новикова Валерия Александровна - 1987 г. р. 31. Поспелова Екатерина Владимировна - 1973 г. р. 32. Пушкарева Евгения Александровна - 1990 г. р. 33. Савчук Вероника Владимировна - 1987 г. р. 34. Савчук Владислав Владимирович - 1989 г. р. 35. Савчук Ирина Анатольевна - 1964 г. р. 36. Соловьев Сергей Владимирович – 1990 г. р.; отец - Соловьев Владимир, директор Иглинского весового завода 37. Субханкулов Марат Мавлетович – 1986 г. р.; отец - Субханкулов Мавлет, замглавы Пенсионного фонда РФ по Башкирии - Единая пенсионная служба 38. Султанбекова Лиана Маратовна - 1988 г. р. 39. Султанов Марсель Муратович - 1989 г. р. 40. Суфиянова Юлия Римовна – 1988 г. р.; отец - Суфиянов Рим, исполнительный директор Комитета Башкирии по делам ЮНЕСКО 41. Тукаева С. 42. Уразлин Руслан Олегович - 1987 г. р. 43. Уразлина Карина Олеговна - 1986 г. р. 44. Федотова Зоя Сергеевна - 1988 г. р. 45. Федотова Софья Радиковна - 1987 г. р. 46. Хамматов Артур Зульфатович - 1991 г. р. 47. Ханнанова Алина Римовна - 1990 г. р. 48. Хасанова Г. 49. Хисматуллина Линара Батыровна - 1987 г. р.; отец - Хисматуллин Батыр, глава территориального органа Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ в Башкирии 50. Шагимухаметов Динар Раянович - 1987 г. р. 51. Шислуйская А. 52. Шислуйская В. 53. Шислуйская Л. 54. Шислуйская Ю. 55. Шмельков Максим Владимирович - 1987 г. р. 56. Юлдашбаева Ирина Юлаевна - 1988 г. р. 57. Юсупов Руслан - 1982 г. р. ЭКИПАЖ Командир воздушного судна Александр Гросс (21.03.1950 г. р.). Пилот 1 класса. Общий налет - 12 070 часов. Остались жена Валентина, дочери Мануэла и Кристина. Командир эскадрильи Олег Григорьев, проверяющий (31.03.1962 г. р.). Пилот 1 класса. Общий налет - 8500 часов. Остались жена Елена, сын Павел, дочь Дарья. Второй пилот Мурат Иткулов (29. 09. 1961 г. р.). Пилот 1 класса. Общий налет - 7884 часа. Остались жена Наталья, сын Денис. Штурман Сергей Харлов (28.08.1951 г. р.). Штурман 1 класса. Общий налет - 13 000 часов. Холост. Бортинженер Олег Валеев (21. 01. 1964 г. р.). Бортинженер 1 класса. Общий налет - 4191 час. Остались жена Юлия, сын Даниил. Член экипажа А. Гусев. Бортпроводники: Ольга Багина (03. 02. 1957 г. р.). Бортпроводник 2 класса. Налет - 11 546 часов. Остался сын Дмитрий. Татьяна Кулешова (21. 12. 1966 г. р.). Бортпроводник 3 класса. Налет - 3787 часов. Не замужем. Айсуак Якшидавлетов (06. 07. 1971 г. р.). Бортпроводник 3 класса. Налет - 3316 часов. Холост. Гульнара Билялова (07. 04. 1967 г. р.). Бортпроводник 2 класса. Налет - 7467 часов. Остался сын Руслан. Техперсонал: Шамиль Рахматуллин (29. 11. 1950 г. р.). Остались жена Диана, сын Рамиль, дочь Эмилия. Юрий Пензин (15. 06. 1958 г. р.). Авиатехник 1 класса. Остались жена Ирина, дочь Катя, сын Михаил. Кто виноват? МНЕНИЯ ИЗ ШВЕЙЦАРИИ... «Нет никаких признаков того, что самолеты взорвались в результате теракта, - заявил шеф местной полиции Ганс-Петер Вальсер. - Мы все больше склоняемся к версии о человеческом факторе». Эту версию полностью поддерживает Ульрих Мюллер, министр транспорта немецкой провинции Баден-Вюртемберг, над которой произошло ЧП, поспешивший заявить, что столкновение произошло в результате ошибок экипажей двух лайнеров: «Авиадиспетчер из Швейцарии, в зоне ответственности которого находился Ту-154, несколько раз командовал российскому пилоту опуститься пониже, но так и не получил ответа на свои запросы. Летчики с «Боинга» также были предупреждены с земли об опасном сближении с российской машиной, шедшей на одной высоте с ними на встречном курсе, но они просто не успели вовремя отвернуть». Эти предположения совпадают и с первыми заявлениями Анто Маага - представителя объединенной швейцарской авиадиспетчерской службы «Скайгайд», регулирующей полеты всех гражданских и военных самолетов как над территорией страны, так и в некоторых сопредельных с ней районах: «Наши диспетчеры в цюрихском аэропорту «Клостен» приняли контроль над «Ту» от немецких коллег из Мюнхена в 23.30 - за 13 минут до катастрофы. В этом промежутке русский пилот поначалу не отвечал на наши запросы и отреагировал лишь после третьей или четвертой попытки. Когда «Ту», наконец, начал снижение, он оказался в опасной близости от «Боинга», также начавшего снижение без команды диспетчера, вероятно, подчиняясь сигналам стоящей на борту самолета системы автоматического оповещения о чрезмерно близких летящих объектах. Диспетчеры «Скайгайд» просто не успевали отследить такие маневры». Максим ТОКАРЕВ. (Наш соб. корр.). Женева. ...И ИЗ РОССИИ Генеральный директор авиакомпании «Башкирские авиалинии» Николай ОДЕГОВ: - Команды швейцарских диспетчеров наш самолет выполнил полностью. Александр Гросс, командир корабля, был опытным специалистом. Совершил не один полет за рубеж. Утверждения, что наши пилоты не знали английского и не понимали команд диспетчеров, - полный бред. Только в январе командир экипажа Александр Гросс прошел курсы повышения квалификации по английскому языку. Экипаж хорошо знал этот маршрут! Заместитель председателя Межгосударственного авиационного комитета России Олег ЕРМОЛОВ: - О подробностях столкновения Ту-154 с «Боингом» мы можем судить только по официальной информации, которую нам телеграммой прислала служба безопасности полетов Германии. По данным немцев, наш борт шел эшелоном ФЛ 354. Это означает, что полет проходил на высоте 10 тысяч метров. Как на той же высоте оказался «Боинг», следовавший другим эшелоном, непонятно. Также непонятно, почему летчики не отреагировали на показания приборов, которые предупреждают об опасном сближении. В частности, на нашем «Ту» такой прибор - ТИКАС-2000 - был установлен год назад. Он видит все пролетающие самолеты в радиусе пяти километров, предупреждает об опасности и, мало того, указывает пилотам, как избежать столкновения. Эксперт по авиационной безопасности Валерий ТИМОШКИН: - Если летчики двух самолетов, идущих на сближение, увидели друг друга, то по правилам «уступить дорогу» должен тот, кто видит помеху слева. В нашем случае по заданию диспетчера башкирский Ту-154 должен был снизиться... - На сколько метров? - По правилам минимум на 300 метров. Раньше требовали снизиться на 600. Но сейчас из-за интенсивного воздушного движения в небе над Европой (а в этом районе в воздухе находятся десятки самолетов!) требования смягчили. - Почему наши летчики не ушли вниз? Ведь они говорили по-английски. Да и самолет был оборудован системой, которая предупреждает об опасном сближении... - Почему летчики не отреагировали на предупредительный сигнал (если он был, что вовсе не факт!), вам сейчас никто не скажет. Это станет известно только после расшифровки бортового самописца - «черного ящика». Думаю, что, скорее всего, налицо ошибка диспетчера. Аналогичный случай был в 1979 году, когда разбилась футбольная команда «Пахтакор». Генеральный директор московской турфирмы «Согласие» Татьяна ОСТАПЕНКО: Это мы виноваты... - В этом вина моей фирмы, - плачет директор Татьяна Остапенко. - Если бы не та случайная ошибка, все было бы хорошо... 29 июня в 10 часов утра представитель турфирмы «Согласие» встретил на Казанском вокзале детей, прибывших из Уфы. Провели обзорную экскурсию по Москве, покормили обедом. И повезли в аэропорт «Домодедово». А там неожиданно выяснилось, что рейс вылетает из «Шереметьево». И опоздавшая группа осталась в Москве. Турфирма, как могла, скрашивала неловкость: устроила детей в гостиницу «Турист», кормила, возила по городу. И тем временем договорилась с «Башкирскими авиалиниями» об отправке опоздавших за счет фирмы. И вот наконец вылет из «Домодедово». В 22.30. - В этот раз я до аэропорта сопровождала группу сама, - рассказывает Остапенко. - В аэровокзале дети, решив, что наша сотрудница Оксана Костенко остается, дружно запротестовали. Мол, хотим лететь с Оксаной, мы с ней очень подружились! Конечно же, Оксана полетела. Когда я разговаривал с сотрудницами турфирмы «Согласие», по телефону одной из них - Ирине Гульневой - позвонила из Белгорода мама Оксаны. Она ничего не знала. Просто интересовалась, как дочка с подопечными до Барселоны долетела. - Анна Григорьевна, самолет, на котором летела Оксана, разбился. Все погибли, - с трудом сумела выговорить Ирина. - И Оксана... - Да... Оксана Костенко работала в «Согласии» год. Ее здесь любили все. В феврале ей исполнилось 30 лет. Александр ЕВТУШЕНКО. МИСТИКА «Нам отказали в визе. И спасли жизнь...» В постпредстве Башкортостана в Москве мы встретились с одним из руководителей группы школьников, погибших в этой катастрофе. Ему, Дину Хужину, главному специалисту республиканского Комитета по делам ЮНЕСКО, его жене Кларе и двум их детям посольство Испании по неизвестной причине отказало во въезде в страну. - Когда нам не дали визы, я, конечно, сильно разозлился. За границей много раз бывал, никакого криминала за мной не числится, - говорит Хужин. - Решил, что все равно добьюсь вылета, догоню группу уже в Испании. Проводил ребят до «Домодедово», до самого погранконтроля. Потом еще позвонил по мобильному Ирине Савчук, оставшейся в группе за старшую. С ней и ее двое детей летели - 15-летний Владислав и 13-летняя Вероника. Ирина сказала, что все в порядке, все дети на месте, их уже пригласили на посадку. И я уехал разбираться с визами. О детях особо не волновался. Ведь из взрослых, кроме Ирины, с ними была и Катя Поспелова. - Как, и Катя погибла! - воскликнул присутствующий при разговоре помощник постпреда Башкортостана Аббас Галлямов. - Мы вместе с ней в пединституте учились. Такая классная девчонка: заводила, красавица. А как песни пела на практике! Вот беда-то... - Что почувствовали, когда узнали о катастрофе? - задали мы Хужину трудный вопрос. - О том, что я, мои жена и дети могли тоже стать жертвами этой трагедии, я сразу и не подумал. И вообще мозг словно отказался работать. Только боль - в душе, в сердце... - Сильно расстроился, когда ребята улетели в Испанию, а ты с мамой и папой остался в Москве? - спросили мы у 5-летнего Расула Хужина. - Чуть не плакал. А потом успокоился. Мои друзья улетели. И мне сказали, что они остались там, на небе. Когда вырасту и стану космонавтом, тоже туда полечу, - ответил мальчуган. Александр ЕВТУШЕНКО. И еще один почти мистический факт. Ровно год назад - 3 июля 2001 года - под Иркутском при заходе на посадку разбился Ту-154М авиакомпании «Владивосток-Авиа», который летел из Екатеринбурга во Владивосток. Напомним, тогда погибли 136 пассажиров и девять членов экипажа... ИЗ ПЕРВЫХ УСТ «Правительство примет все необходимые меры, чтобы как-то сгладить невосполнимую утрату родителей...» (Михаил КАСЬЯНОВ, председатель правительства России, о трагедии в небе над Германией.) ЗВОНОК В ГЕРМАНИЮ «Мы нашли останки 27 тел...» У аппарата пресс-секретарь полиции Тюнингена Александра БАРОН: - В настоящий момент мы нашли останки 27 пассажиров. В том числе два детских тела, два женских и 23 мужских. Мы не говорим, подростки ли это, так как у нас есть пока только список пассажиров на русском языке, и мы его еще не перевели на немецкий... - Вам помочь с переводом? - Спасибо. Мы уже нашли переводчика, и в среду, надеемся, все будет в порядке. - Кто будет идентифицировать останки? - Из Висбадена к нам прибыла команда экспертов - около 30 человек, которые будут заниматься данной работой. Это очень опытные люди. Может быть, завтра вы даже сможете с кем-нибудь из них переговорить. Мы постараемся идентифицировать всех пострадавших своими силами. Нами найдены также части тел - ступни, руки, пальцы, просто фрагменты... Поэтому, возможно, понадобится анализ ДНК родственников пострадавших, которые прилетят в ФРГ... КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР В момент катастрофы диспетчеры ушли на перерыв В момент столкновения самолетов движением в зоне ответственности швейцарского центра управлял всего один диспетчер. Об этом сообщило агентство Рейтер. Остальные диспетчеры ушли на перерыв. В момент катастрофы в секторе находились пять самолетов. КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР Одной авиакатастрофой могло быть больше... В Челябинской области впервые за всю историю полетов в этой местности угнали самолет. Случилось это в поселке Южный Нагайбакского района. На взлетном поле, с которого отправляются опылять леса от гусениц трудяги Ан-2, появилась веселая компания. Десять 20-летних парней и девчонок, дыша перегаром, окружили пилота «кукурузника». По словам местных жителей, они просили летчика: «Дядя, покатай!» Но дядя летчик, будучи человеком ответственным и бескомпромиссным, посоветовал друзьям прогуляться пешком. Впрочем, большинство его совету готовы были внять. Но нашлись и те, кому не терпелось подняться в небо любым способом. Аргументом была металлическая арматура: - Полетели, или хуже будет! Не помогли и увещевания о том, что поблизости Карталинская дивизия Ракетных войск стратегического назначения. Отклонись немного от курса - собьют к чертям собачьим!.. В воздух отправились все! В полете летчик успел передать диспетчеру сигнал тревоги. Слава Богу, все обошлось и полет прошел нормально - никто не пострадал. А на земле героев встречал наряд милиции. В прокуратуре Нагайбакского района нам подтвердили факт угона самолета. Но подробности дела сообщить отказались. Сейчас выявляют зачинщиков инцидента. Они могут отхватить приличный срок - от 7 до 12 лет заключения. Антон САДИКОВ. Нина ЗЕМЛЯНСКАЯ. («КП» - Челябинск»).