Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+21°
Boom metrics
Общество22 апреля 2003 11:09

Россия потеряла в Ираке $50 млрд.

Почти годовой бюджет нашей страны
Источник:kp.ru
Весь январь 2003 года ГАЗ штамповал «Волги» только для Багдада.

Весь январь 2003 года ГАЗ штамповал «Волги» только для Багдада.

Войну в Ираке можно считать законченной. Отечественных производителей и экспортеров волнует сейчас единственный вопрос: вернутся ли они на иракский рынок? А у правительства появился уникальный шанс: в ходе переговоров простить иракские долги в обмен на свои собственные.

ПОСТАВКИ

Прибыли и упущенные возможности

В 1996-м, когда Ирак оказался на грани гуманитарной катастрофы, ООН разрешила Багдаду экспортировать нефть для закупки за рубежом продуктов питания, лекарств и медицинского оборудования. Эта программа стала известна под названием «Нефть в обмен на продовольствие».

И если в 2000 году российскими компаниями было заключено контрактов на поставку товаров гражданского назначения в Ирак на сумму $1 млрд. 250 млн., то год спустя эта цифра увеличилась вдвое - $2 млрд. 300 млн.

Ирак оказался самым главным нашим торговым партнером в арабском мире - 60 процентов от общего объема сотрудничества России с арабскими странами.

По подсчетам президента Комитета по российско-иракскому сотрудничеству Юрия Шафраника, в результате нынешней войны в Ираке Россия потеряла по заключенным и нереализованным контрактам $42 миллиарда. Это и взаимодействие в области нефти и газа, промышленности, химической и нефтехимической промышленности, водных ресурсов, сельского хозяйства, электроэнергетики, транспорта и связи и, наконец, здравоохранения.

ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО

Нефть Киркука и Басры достанется американцам

До войны российские нефтяники довольно прочно обосновались в нефтяном секторе Ирака. Они активно участвовали как в восстановлении инфраструктуры, так и в нефтеэкспорте. Последнее, естественно, приносило наибольшую прибыль - например, по итогам первого полугодия 2000 года 17 наших нефтяных компаний вывезли нефти на общую сумму $2,6 миллиарда. Основными потребителями иракского «черного золота» были США.

Под вопросом и нашумевший проект по разработке месторождения Западная Курна-2. Напомним, в 1997 году соглашение об этом заключили с министерством нефти Ирака «ЛУКОЙЛ», «Зарубежнефть», «Машиноимпорт». По этому проекту, который был рассчитан на 23 года, планировалось добывать около 700 млн. тонн нефти. Однако до нынешней войны ни одна из компаний так и не приступила к работам, поскольку экономические санкции не были отменены.

«ЛУКОЙЛ» уже заявил, что намерен добиваться своего возвращения на иракский рынок через Международный арбитражный суд. Тем не менее аналитик ИК «Проспект» Александр Корчагин сомневается в том, что «ЛУКОЙЛ» мог потянуть такое месторождение, как Западная Курна, разработка которого предусматривало миллиарды инвестиций. «Я вижу «ЛУКОЙЛ» одним из участников этого проекта в международном консорциуме», - сказал он «КП».

КОНТРАКТЫ

Докатится ли «Волга» до берегов Тигра

Ирак являлся перспективным рынком сбыта продукции для многих предприятий российского автопрома. «В прошлом году из 6200 поставленных нами за рубеж грузовиков 2500 пошли в Ирак. Соответственно в этом мы планируем экспортировать 4500 машин», - заявили «КП» в ОАО «КамАЗ» (Набережные Челны). Снижения своих оборотов из-за потери иракского рынка ожидает и автозавод «Урал» (Челябинская область). В 2002 году на долю Ирака пришлась большая часть грузовиков - 2500.

В прошлом году ОАО «УАЗ» (Ульяновск) заключил с правительством Ирака соглашение на поставку в этом году 500 машин.

На ОАО «ГАЗ» (Нижний Новгород) также надеются, что 5000 «Волг», которые должны были пополнить иракский таксопарк, попадут в Ирак. «Под первую партию уже выделено 46 тысяч евро, которые находятся на счету одного из европейских банков, и нам остается только ждать, когда начнется реализация этого соглашения», - сказал «КП» представитель завода Сергей Луговой.

Подсчитывает убытки и ОАО «Ижевские мотоциклы» (г. Ижевск). «В прошлом году мы поставили в Ирак 3 тысячи мотоциклов «Планета-5», в этом по заключенным контрактам мы планировали выручить $2,5 миллиона», - сказал «КП» директор по маркетингу и сбыту предприятия Александр Рудаков.

ДОЛГ

Динары Хусейна меняем на рубли

Ясно, что вопрос об иракском долге России, который оценивается в 8 миллиардов долларов, будет решен на самом высоком политическом уровне. Это дал понять посол США в России Александр Вершбоу. В интервью «КП» американский дипломат заявил, что вопрос с иракскими долгами другим странам, в том числе и России, США хотели бы обсудить на конференции «большой восьмерки», которая состоится в начале июня во Франции.

Но уже известно одно - списывать Ираку долг Россия не будет. «Кто-то повоевал, кто-то пограбил, а кто-то должен заплатить за это удовольствие», - так недвусмысленно выразил нашу позицию президент Владимир Путин. Под стать ей поддержка нас в этом вопросе со стороны Франции и Германии, которые также не горят желанием просто так расставаться с иракским долгом, а каждой из них Ирак должен ни много ни мало 4 миллиарда долларов.

Звучавшую прежде версию, что Россия могла бы отказаться от иракских долгов в обмен на гарантии сохранения контрактов, уже можно сбросить со счетов: американские высокопоставленные чиновники все яснее дают понять, что для наших компаний Ирак закрыт.

Так что на сегодняшней день остается одно разумное предложение, которое озвучил на днях спикер Совета Федерации Сергей Миронов: Россия отказывается от иракской задолженности в ответ на списание части российских долгов Парижским клубом.

Российские заводы, понесшие убытки из-за войны в ИракеПредприятие Убытки (примерно) Продукция

«КамАЗ» $100 миллионов 3 тыс. грузовиков«Урал» $60 миллионов 2 тыс. грузовиков«ГАЗ» $25 миллионов 5 тысяч «Волг»«УАЗ» $2 миллиона 500 «УАЗов»«Ижевские мотоциклы» $2.5 миллиона мотоциклы «Планета-5»«Ирбитский мотозавод» $4 миллиона 2 тыс. мотоциклов «Турист»Челябинский тракторный завод $6 миллионов 160 бульдозеров