Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Политика20 мая 2014 22:00

Премьер показал журналистам «Комсомольской правды» свой рабочий кабинет в «Белом доме»

Дмитрий Медведев рассказал «КП» о том, какие сценарии могут ждать в ближайшее время экономику России и как тяжело бывает увольнять с госслужбы несправившихся чиновников [фото, видео]
На столе у Дмитрия Медведева разложена свежая пресса. И, конечно, начало рабочего дня не обходится без «Комсомолки»

На столе у Дмитрия Медведева разложена свежая пресса. И, конечно, начало рабочего дня не обходится без «Комсомолки»

Фото: Евгения ГУСЕВА

Сегодня исполняется ровно 2 года с момента утверждения правительства Дмитрия Медведева. Мы привыкли наблюдать за премьером по телевизору или со страниц газет. Но это, так сказать, взгляд снаружи. Корреспонденты «Комсомолки» решили посмотреть на работу Медведева изнутри: узнать, как он проводит свой день, что за документы подписывает, какую аппаратуру использует и как общается с подчиненными. Премьер нам не отказал и пригласил в свой рабочий кабинет в «Белом доме».

5-й этаж, центральная зона Дома правительства. По обычному пропуску сюда не пройти. Сотрудники ФСО пропускают лишь людей из «ближнего круга» Медведева, а также приглашенных на личную встречу или на заседание Кабмина (этот зал находится рядом с кабинетом премьера). В дверях, ведущих в приемную премьера, еще одна рамка металлоискателя. За столом в приемной - секретарь: мужчина средних лет. Женщин на такую службу не допускают. Видно, чтобы не отвлекали от дел государственной важности.

«Планшетника у меня два. Оба государственные. Игр в них нет»

Секретарь открывает нам дверь, и мы оказываемся на пороге длинного светлого кабинета. Увидев нас, Медведев встает, с улыбкой протягивает руку и приглашает к столу. В глаза сразу же бросаются несколько десятков разноцветных папок. За 5 - 10 минут до появления в кабинете премьера секретарь раскладывает в них документы.

- В синих - постановления, в зеленых - распоряжения правительства, - поясняет нам Медведев.

Самые интересные для обывателя папки - красные. В них секретные документы.

- Они бывают с разным грифом. Есть гриф «секретно», «совершенно секретно» и самый высокий гриф - «особой важности». Открывать не будем, - смеется премьер.

- Это из Кремля?

- Из разных мест. Гриф «секретно» имеет право присваивать любое государственное ведомство. Правительство иногда тоже издает секретные документы. В этих папках могут быть как секретные решения, так и шифротелеграммы - то есть доклады о тех или иных событиях, которые делаются различными ведомствами, например Министерством иностранных дел.

- А вам кто-то помогает, подсказывает, когда вы подписываете документы?

- Вы имеете в виду, что кто-то сидит рядом и говорит: «Дмитрий Анатольевич, вот этот документ подписывать не надо, это опасно!»? Нет, делопроизводство в «Белом доме» так построено, что мне никто отдельно вопрос не докладывает, кроме ситуаций, когда дело срочное. Но это бывает не так часто, может быть, пару раз в неделю.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Рядом с документами замечаю планшет.

- Это ваш личный?

- Нет, государственный. Принадлежит правительству.

- А игры в нем есть? - спрашиваю, вспоминая шутки блогеров о том, что Медведев во время скучных докладов подчиненных порой играет в игры.

- Никаких игр нет, - уверяет премьер. - У меня два государственных планшета. В один закачиваются документы к заседанию правительства, а в другой - материалы к мероприятиям, в которых я принимаю участие.

«Чем больше начальник - тем меньше телефонов»

Телефонные аппараты в кабинете Медведева будто из прошлого века - желтые, страшные. Зато обеспечивают секретную связь.

- Я сейчас третий раз работаю в «Белом доме». В первый раз пришел в ноябре 1999 года на должность заместителя руководителя аппарата правительства. Тогда у меня было больше телефонных аппаратов. Чем меньше над тобой становится начальников, тем меньше аппаратов, - шутит Медведев.

Два аппарата на столе Медведева относятся к системам правительственной связи: АТС-ПС (для узкого круга высокопоставленных абонентов) и АТС-1 (для более широкого круга абонентов). Еще один - спецкоммутатор (основной аппарат, по которому идет соединение по закрытой связи) и аппарат для прямой связи с президентом.

- Что, снимешь трубку, и сразу ответит Путин?!

- Если Путин на месте, то да. Если его нет в кабинете, то, скорее всего, не ответит никто, - улыбается Медведев.

- А Обаме в Америку можете напрямую позвонить?

- Прямой связи с заграницей здесь никогда не было. Связь с руководителями других государств осуществляется через спецкоммутатор.

- Ну а обычному человеку вы можете позвонить, например, мне на мобильник?

- Легко, я должен снять трубку и сказать оператору: «Соедините, пожалуйста, с таким-то номером», и он соединит меня с вами.

В дополнение к этому у Медведева стоит огромный черный пульт с кнопками, нажав которые, можно выйти на связь с министрами, руководством Госдумы и Совфеда, руководителями других органов исполнительной власти, губернаторами и главами крупнейших компаний. По словам Медведева, есть в «Белом доме» и закрытая видеосвязь, но ею пользуются крайне редко.

«Золото в интерьере - это лишнее!»

После назначения Медведева премьером в его кабинете полгода шел ремонт. Обшивку из темного дерева заменили светлыми деревянными панелями с вставками из серого металла в стиле хай-тек. В тон со стенами в кабинете поставили большой белый стол для рабочих совещаний премьера и кресла, обитые серой кожей.

- Почему вы такой стиль выбрали? - интересуюсь у премьера.

- А вам нравится?

- Мне - да!

- Вот и мне тоже. По секрету вам расскажу: ко мне тут недавно приходил один из бывших хозяев этого кабинета, но не Владимир Владимирович Путин (ему тоже, кстати, понравилось), а другой, и говорит: «Не, хуже стало, зря ты это сделал!» - смеется Медведев. - Это, конечно, вопрос личных ощущений. Мне кажется, что такая атмосфера в большей степени располагает к работе. Дерево, золото, тяжелые формы, на мой взгляд, это для работы в правительстве лишнее. Есть представительские помещения, такие как Дом приемов правительства на Воздвиженке. Там все красиво, подлинные исторические интерьеры. Но работать в представительских помещениях для меня менее комфортно, чем когда ты находишься в аскетической среде, где ничего не отвлекает. Но, с другой стороны, все-таки должно быть прилично - это кабинет премьера.

Фото: Евгения ГУСЕВА

- А почему у вас так плотно окна зашторены? Требования безопасности?

- Нет, скорее чтобы ничего не отвлекало. И для удобства ваших коллег - операторов телеканалов. Но, бывает, соскучишься по солнышку и открываешь, - признается Медведев и по нашей просьбе нажимает на специальную кнопку. Массивные шторы, а за ними жалюзи раздвигаются, и перед нами открывается восхитительный вид на набережную Москвы-реки и гостиницу «Украина».

«Отказываться от айфона назло американцам - это смешно!»

Главное в кабинете Медведева - это техническая начинка. После ремонта тут установили видеосвязь с губернаторами и пресс-центром. Компьютер у Медведева с секретом. На нем можно работать в двух режимах: защищенном и обычном. Первый для работы, второй - для выхода в интернет и просмотра новостей.

- Когда вы работали в Кремле, помню, у вас было много книг, а тут ни одного стеллажа!

- Читать бросил! - смеется Медведев. - Книги находятся в моей комнате отдыха и некоторых других помещениях. Зато здесь, прямо у рабочего стола, есть место для газет, в том числе «Комсомолки»! Иногда газеты удобнее читать живьем, особенно когда куда-то едешь. Но и в айфоне или айпаде я их часто просматриваю.

Фото: Евгения ГУСЕВА

- Не собираетесь отказываться от американских гаджетов в связи с обострением наших отношений с США?

- При чем тут наши сегодняшние трения с Америкой и айфон? Давайте тогда откажемся от любых импортных вещей, и что у нас будет? Северная Корея? Это не наш путь. Более того, я, наоборот, считаю, что ни мы, ни американцы, ни европейцы не должны ни от чего отказываться. Вредить американцам при помощи отказа от продукции Apple - это смешно.

- Мы слышали, вам армяне подарили свой аналог айфона?

- Да, они мне подарили армфон и армпад. Но их в этом кабинете нет.

«Цветы в кадках не люблю!»

На столе премьера стоит необычный письменный прибор с массивными бронзовыми фигурками зверей.

- Мне его когда-то давно подарили, еще в Санкт-Петербурге. И я решил, что он будет хорошо оттенять аскетический стиль этого кабинета. Тем более что эти животные имеют ко мне некоторое отношение, потому что это медведи!

- А какое отношение к вам имеет этот здоровый носорог? - упираюсь взглядом в фигуру еще одного животного.

- Он тоже ничего не значит. Его, кстати, почему-то все время убирают, когда я с кем-то тут встречаюсь, видимо, для того чтобы он не пугал своим рогом.

- Вы после уборки в вашем кабинете всегда все находите на своих местах?

- Конечно, здесь персонал очень дисциплинированный, такого не бывает, чтобы что-нибудь поставили не туда. Я, честно говоря, этого и не люблю, я бы сделал жесткое замечание, потому что считаю - вещи должны быть на своих местах.

- А почему у вас цветов совсем нет? Выработка кислорода все-таки!

- Я к цветам отношусь хорошо, но я не люблю кабинеты, украшенные цветами в кадках. Потому что цветы плохо себя чувствуют и к тому же сразу возникает ощущение санатория 70-х годов. Поэтому цветы должны быть в отдельном месте. Здесь в «Белом доме» есть маленькие оазисы, где стоят цветы.

- Вы когда-нибудь приводили на работу своего сына?

- В Кремле он был точно, а сюда, по-моему, один раз заезжал. Он уже большой, ему уже не так это интересно.

Фото: Евгения ГУСЕВА

- А бывает, что вы после работы устраиваете неформальные посиделки с коллегами, может быть, за рюмочкой?

- Здесь, к сожалению, до рюмочек крайне редко доходит, - смеется над вопросом Медведев. - Что касается встреч с коллегами, то они проходят регулярно. Помимо совещаний, коллеги просто заходят ко мне, я их очень часто приглашаю попить чаю или даже что-то перекусить. Это нормально. Можно встретиться и по определенному поводу, например, если у кого-то юбилей, и сходить куда-то после работы.

- Во сколько начинается ваше утро?

- Это зависит от того, во сколько я лег. Крайне редко бывает, чтобы я лег раньше двух часов ночи. Сплю часов 6, потом начинаю работать. В моей резиденции в «Горках» точно такой же рабочий кабинет, как и в «Белом доме». Утром (как летом, так и зимой) я сажусь на велосипед и еду, что называется, продышаться. Подъезжаю на велосипеде к рабочему зданию и иногда прямо в спортивной форме смотрю документы и отдаю поручения. После этого уезжаю и еще какое-то время занимаюсь спортом, завтракаю и начинаю плотно работать - либо перелетаю на вертолете в «Белый дом», либо остаюсь проводить рабочие совещания в «Горках». После завершения работы в «Белом доме» - это может быть и в 7 вечера, и в 9 - когда угодно - я возвращаюсь домой и снова иду в рабочий кабинет. Если говорить о том, сколько времени я провожу, занимаясь делами правительства, то это весь день, за исключением, наверное, обеда и ужина.

КАДРОВЫЙ ВОПРОС

«Никто из министров еще так не провинился, чтобы его уволить!»

- Дмитрий Анатольевич, а какой вы начальник?

- Это не меня надо спрашивать.

- Но подчиненные правды-то не скажут!

- Если говорить откровенно, я не думаю, что я уж такой вредный начальник. Но резкостей могу наговорить, это бывает. Я иногда себя потом за это ругаю, можно чуть более аккуратно высказаться. Но, с другой стороны, иногда сдержаться невозможно (смеется).

- Вы легко прощаете сослуживцам промахи?

- Нельзя судить о людях только по публикациям. И даже если есть какой-то недостаток, нельзя тут же принимать жесткое решение. Если это, конечно, не какая-то фатальная история. Я считаю, что из членов правительства пока никто настолько не провинился, чтобы его нужно было бы уволить за нарушение служебных обязанностей. Хотя не члены правительства, но высокие государственные служащие, например заместители министров, мной увольнялись. Но это всегда непростая история. Ты понимаешь, что выносишь очень жесткий вердикт, а человеку потом жить. Поэтому в основном с государственной службы - так принято и у нас, и в других странах - освобождают не за нарушение каких-то вещей, а по соглашению сторон.

- Значит, отставок в правительстве не будет?

- Мне кажется, Кабинет в целом обороты набрал. Наше правительство очень молодое. В этом есть как плюсы, так и минусы. Нужно было набраться опыта, стать командой. Притом что мы людей брали не с улицы, многие работали в министерствах, но поначалу это было реальной проблемой. Человек был, например, хорошим замом министра, а вот стал министром - и не все сразу получается. Ситуацию в отрасли знает прекрасно, а навыков управления не имеет. И пока он наберет необходимый опыт - проходит определенный период. Сейчас правительство стало более взрослым, и оно абсолютно точно работоспособно. Это не значит, что нет никаких недостатков, их полно. И президент на это обращает внимание, и я ежедневно на это обращаю внимание своих коллег, но люди притерлись и стали взаимодействовать. Я вспоминаю, какие жесткие были противоречия в правительстве 90-х годов. Там часто бок о бок работали жестко критикующие друг друга антагонисты. Вот это плохо. Правительство в любом случае должно быть командой: и при парламентской демократии, и при президентской демократии - такой, как у нас. Расхождения всегда есть, но не должно быть стычек. Мы сейчас занимаемся бюджетом, экономическим прогнозом на ближайшие годы. Что скрывать, там масса споров. Да, мы можем выговориться. Но когда решение принято, то все, мы из него исходим. Никто не должен потом ничего комментировать в противоречие с тем решением, которое принято.

- Вы упомянули об экономике. Чего же нам все-таки ждать в ближайшее время?

- Два сценария. Первый - умеренно оптимистический. Когда экономика демонстрирует то небольшой рост, то небольшой минус. Рядовые граждане на себе этого обычно не ощущают. Второй сценарий: плохой и навязанный нам Западом. Мы и в этом случае будем неукоснительно выполнять все взятые на себя социальные обязательства. Но это сценарий жесткий, и, если он возникнет, нам придется на него точно так же ответить. Тогда многие формы межгосударственного сотрудничества, к которым мы уже привыкли, могут просто исчезнуть.

- Какова вероятность этого сценария?

- По моим оценкам, 2 - 3 процента, не больше.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

За два года правительство Медведева выпустило 8034 постановления и распоряжения. В Госдуму внесено 533 законопроекта, из которых 365 подписаны президентом. Также было выпущено 3428 протоколов заседаний и совещаний в правительстве. Ежедневно на подпись премьеру приносят 100 - 150 документов. За 2 года Медведев совершил 96 поездок. Из них 81 - по России. Премьер провел в воздухе 451 час и пролетел 331 тысячу километров.