Северный Кавказ
Общество

Эксперт о развитии инженерного образования: "Научить делать самолеты, не попробовав это самому - невозможно".

Анатолий Александров, ректор Московского государственного технического университета имени Баумана, прокомментировал "КП" прозвучавшие в президентском послании идеи о поддержке высшего образования
Ректор Московского государственного технического университета имени Баумана Анатолий Александров

Ректор Московского государственного технического университета имени Баумана Анатолий Александров

Фото: Евгения ГУСЕВА

Анатолий Александров, ректор Московского государственного технического университета имени Баумана:

- В России сейчас идут проекты по поддержке инженерного образования, но они не такие значительные, как хотелось бы. Президент в своем выступлении поставил задачи трудные, но выполнимые. Мы здорово отстали в 90-е годы, и нам приходится нагонять это время. Во-первых, нам нам нужна серьезная интеграция с промышленниками. Во-вторых, важно, чтобы университеты вели научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Например, наш университет в год выполняет таких работ на сумму в 6 миллиардов рублей — а это очень серьезные разработки, которые заканчиваются либо готовым изделием, либо внедренной технологией. Это то, что можно потрогать руками, и именно создание таких изделий развивает наших ученых. Потому что учить делать самолеты, не попробовав это самому, невозможно.

Важно использовать и зарубежный опыт. Поэтому мы в рамках допустимого (если речь о военных разработках) привлекаем самых маститых западных ученых, чтобы перенять их практики. Для этого мы создаем свои уникальные лаборатории и инженерные центры, в которые не стыдно пригласить зарубежных коллег. И сотрудничество это взаимовыгодное. Даже те ребята, которые уехали за границу в тяжелые годы, возвращаются обратно, чтобы работать в этих центрах.

То, что молодежь ездит за границу, и, к нашему счастью, обратно — это очень хорошо. Тем более, что остановить этот ток крови невозможно. Мы можем лишь создавать условия, чтобы они возвращались к нам и росли здесь. Это трудный путь, он требует и материальных, и духовных, и интеллектуальных затрат.

Президент в своем послании сказал, что надо опираться на опыт ведущих университетов. Понятно, что многие технические вузы не могут обеспечить высокий результат. Для этого существует сетевая форма обучения, которая помогает передовым вузам делиться своим опытом с отстающими. К примеру, есть неплохой университет в Благовещенске. Считать его равным Бауманке пока нельзя, потому что любая научная школа создается долго. Но можно организовать между нами сетевое взаимодействие, чтобы мы вместе готовили магистров. Вузы могли бы создать дистанционные программы для обучения студентов и повышения уровня преподавателей. Помогая другим вузам, мы подтягиваем их до своего уровня. И будет уже совсем другое качество. Это лишь один из вариантов, как внедрять лучшие практики в жизнь.