Гагарину выдали автомобиль с гос. номером 78-78 МОД, хотя предание гласит, будто номер подаренной ему советским правительством содержал цифры даты полета и инициалы - 12-04 ЮАГ.
Фото: скриншот сайта
Черный седан ГАЗ-21, автомобиль 1960 года «рождения», хранится сейчас в доме-музее первого космонавта в г. Гагарин Смоленской области.
«Волга» Юрия Гагарина была подарком правительства за успешный полет в космос. Эксклюзивность автомобиля заключалась в том, что внутренняя отделка салона выполнена в небесно-голубом цвете. На этой машине Юрий Алексеевич проездил до момента своей гибели, потом (осенью 1970 года) вдова первого космонавта Валентина Ивановна Гагарина передала автомобиль в музей на вечное хранение.
- Именно с этой машиной никакие необычные истории или курьезы не связаны. По техническому оснащению это обычная серийная «Волга». Главный курьез заключается в том, что космонавт номер один на Земле в течение семи лет пользовался одним и тем же автомобилем, сегодняшними мерками это оценить очень сложно, - говорит Иван Падерин, автор книги «21» про «Волгу».
- А тогда было специальное распоряжение Совета министров СССР о бытоустройстве космонавта, автомобиль входил в обязательный перечень подарков Юрию Гагарину. Все остальные космонавты также получали «Волги» от правительства. Позже это были уже другие модели, но так продолжалось вплоть до распада СССР.
У Гагарина, как и у любого обычного советского человека, были фото с этой машиной - с дочерью Галиной, с друзьями. Он ездил на своей «Волге» на малую родину, словом, использовал как обычный автомобиль.
КСТАТИ
Была у Гагарина и иномарка - спортивная Matra-Bonnet Djet V S небесно-голубого цвета, которую ему подарили французы в 1965 году. Красивое купе с 1,1-литровым 90-сильным мотором от Renault. Правда, ездил он на ней крайне мало, потом машина «уехала» к частному коллекционеру в Прибалтику.
А в качестве служебной машины к Гагарину был прикреплен скромный «газик» - ГАЗ-69, персональным водителем был сержант из соседней войсковой части.