Мужской монастырь в селе Козиха был основан в 1997 году.
Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»
Михаило-Архангельский мужской монастырь в деревне Козиха Ордынского района - место особенное для православных верующих. В 2017 году монастырю исполняется 20 лет. За это время на обломках совхоза, среди полуразрушенных складов и ремонтных мастерских появился храм, помещение для келий и большое фермерское хозяйство с коровами, лошадьми, курами, яблоневым садом и даже собственным прудом.
«С молитвой работается легче», - говорят в монастыре.
Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»
Секрет успешного возрождения хозяйства нам выдал первый же встречный - один из послушников монастыря. Здоровяк-бородач с широченной спиной чистил ломиком коровник. Смерзшаяся грязь откалывалась большими кусками и разлеталась в разные стороны.
- Главное в монастыре - не забывать молиться, - говорит послушник. - С молитвой и работается легче - вон как все поддается. А если не молиться, то тяжело и работать, и жить будет.
Среди монахов есть даже физик-ядерщик, выпускник МФТИ.
Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»
Всего в монастыре живут и трудятся около 30 человек. Есть среди них даже физик-ядерщик, выпускник престижнейшего МФТИ, ученый, которому светила карьера в лучших университетах мира, но он избрал для себя другой путь. В келью к нему нас, правда, так и не пустили: говорят, большое внимание мирян не на пользу монашеству. Все-таки монах - это человек, который идет на духовный подвиг, а не для того чтобы светиться в прессе.
Владыка Павел показывает монастырский храм, который разместился в здании бывшей ремонтно-тракторнкой мастерской.
Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»
Кажется, здесь все время что-то переделывается и достраивается. Храм, служивший когда-то помещением для местной ремонтно-тракторной мастерской, постоянно меняется и ремонтируется.
- Здесь стояли трактора, вон там были большие ворота, через которые сюда на ремонт заезжала техника. - Владыка Павел, епископ Колыванский, викарий Новосибирской епархии, стоя возле алтаря, показывает рукой в сторону. - Потом, с развалом Советского Союза, здесь все пришло в упадок, и в итоге нам передали это здание. Мы его перестроили и стали служить.
В большом монастырском хозяйстве есть даже пара лошадей-тяжеловесов.
Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»
Со стороны может показаться, что монастырь - обыкновенное фермерское хозяйство, сельскохозяйственное предприятие широкого спектра. Здесь занимаются и пчеловодством, и животноводством, и даже рыбоводством. В нескольких километрах от монастыря есть пруд, в котором монахи разводят карпов. Особая гордость монастырского хозяйства - дикие утки, которые прижились на пруду. Когда в округе охотники активно отстреливают дичь, можно найти спасение в тишине и спокойствии закрытого монастырского водоема. Утиная семья живет здесь уже в нескольких поколениях.
В первое время монастырские здания активно отстраивались, и послушникам приходилось просыпаться в 3.45.
Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»
Но первое впечатление обманчиво: все «работники» данного «предприятия» живут по жесткому уставу, регламентирующему каждую минуту жизни. День в монастыре начинается с молебна в 6 часов утра и заканчивается отбоем в 11 часов вечера. Но это еще смягченный вариант распорядка: в конце 1990-х годов подъем был в 4.40 (а несколько месяцев, когда шла стройка храма, - даже в 3.45. - Прим. авт.).
Такие жесткие условия способен выдержать далеко не каждый - неудивительно, что периодически часть послушников покидают стены монастыря. Но те, кто остается, с улыбкой говорят, что подобной радости, которую они испытывают здесь, в миру просто не бывает.
Владыка Павел в миру работал инженером на военном заводе.
Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»
- Я когда-то был инженером по радиолектронике, работал на военном заводе в закрытом городе, - поведал свою историю владыка Павел. - Достойная зарплата, серьезные перспективы. Однажды меня вызвал к себе главный технолог и сказал: «Вас видели в храме в соседнем городе. Это, конечно, ваше личное дело, но мне хотелось бы знать ваши дальнейшие планы». Я ответил, что не желаю связывать свою жизнь с военным производством. Когда впервые приехал сюда, тут было все очень бедно: саманные стены, некрашеный пол, деревянные нары… Все в ватниках, валенках, удобства на улице. Но мне здесь все очень понравилось. Почему? Это то, о чем я мечтал с детства и искал всю жизнь. Все лишнее, что было: деньги, вещи - все отдаешь и получаешь большую духовную свободу. И от этого такая радость… Я ее даже сначала не понимал. В миру такой радости не бывает.
Одно из первых чудес в истории монастыря - обретение Иверской иконы Пресвятой Богородицы.
Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»
Несмотря на то что монастырь в Козихе пока еще достаточно молод, у него уже есть свои чудесные истории. Например, обретение Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Это список с оригинала, хранящегося на горе Афон в Греции. икона была написана в начала прошлого века и находилась в храме в селе Решеты Кочковского района. С приходом советской власти храм был уничтожен, а икону применяли в домашнем хозяйстве в качестве гнета для приготовления квашеной капусты. Спустя какое-то время соседи выменяли ее у «хозяйственных» владельцев, но лик Богородицы на иконе потускнел, и никому не удавалось отмыть образ.
После того, перед иконой начали молиться, лик Богородицы проявился.
Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»
- Новая хозяйка стала молиться перед иконой, и постепенно изображение на образе стало проявляться - в течение нескольких месяцев лик полностью восстановился, - рассказывает владыка Павел. - Потом хозяйка умерла, и икона досталась в наследство ее племяннице. Многие священники просили передать ее для их приходов, но женщина всем отказывала. Представителям нашего монастыря удалось уговорить хозяйку дать ее на две недели в наш храм. Все две недели мы усердно молились, чтобы женщина оставила икону здесь, и в итоге она нам ее подарила. Каждый день мы начинаем с молитвы Богородице. Наш храм общедоступен для всех - любой верующий с 8 часов утра и до 8 часов вечера может зайти и помолиться.
Отец Антоний - главный монастырский пекарь - топит русскую печь для приготовления хлеба.
Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»
Пожалуй, самое ароматное помещение - это монастырская пекарня. Хлеб здесь выпекается по старым добрым традициям - без дрожжей, в русской печи. За один раз получается около 40 булок вкуснейшего хлеба, один только запах которого сводит с ума.
- Сначала я закладываю в топку березовые дрова и развожу огонь, который постепенно прогревает кирпичный свод, - поделился главный пекарь монастыря отец Антоний. - Когда дрова прогорают, разравниваю внутри угли, закладываю хлеб - и спустя примерно час он готов. Главное - прогреть все кирпичи.
Традиционная пасхальная кулинария для монастыря - дело вторичное. Главное - службы накануне праздника.
Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»
- Для нас Пасха - это прежде всего духовный праздник, - продолжает епископ Павел. - Перед ней - Страстная седмица, это очень волнительные службы. Потом - всенощное бдение, служба идет всю ночь. А потом уже трапеза… Кулинария - общая для всех, для нас этот вопрос уже вторичен. На столе традиционно крашеные яйца, куличи, селедка под шубой, рыбный супчик.
- Кагор дозволяется?
- У нас сухой закон, мы вообще ничего не пьем. В этом нет необходимости, нам и так весело на душе (улыбается).
Среди послушников монастыря есть даже туркмены и таджики.
Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»
Среди послушников монастыря - люди разных национальностей, есть даже туркмены и таджики. Принимая постриг, человек отрекается от всего, что было с ним в прошлом, - даже от собственного имени и дает три обета - послушания, нестяжания и целомудрия.
- Если в монастырь поступает тот, кто не может себя реализовать в миру, то из него и здесь ничего не получится, - утверждает викарий Павел. - В монастырь должен уходить тот, кому есть от чего отречься. А когда к нам приходит человек, который «отрекается» от кредитов, мы понимаем, что он все равно здесь не задержится…