Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
0°
Boom metrics
Происшествия11 апреля 2017 11:39

Эксперт: У стоявших рядом со смертником не было шансов выжить

Ветеран ОМОНа прокомментировал составленную «Комсомолкой» схему взрыва
Авторы (2):
Ксения АХМЕТЖАНОВА
Ксения АХМЕТЖАНОВА
Смертник взорвался, судя по всему, на пятачке между вторыми, по ходу поезда, дверями

Смертник взорвался, судя по всему, на пятачке между вторыми, по ходу поезда, дверями

Сегодня ровно девять дней со дня трагедии в петербургском метро. 3 апреля 2017 года навсегда войдет в историю как первый и, надеемся, последний день страха. В первые несколько суток в подземке было намного меньше людей, чем обычно. Сейчас все вошло в свою колею. Пассажиры надеются, что усиленный контроль за безопасностью принесет свои плоды. Обсуждать происшедшее и делать выводы будем еще долго, чтобы не было повторения этого ужаса. Пока «Комсомолка» опрашивала чудом выживших, уцелевших, раненых, но избежавших смерти, в голове постепенно вырисовывалась картина. Конечно, следователи сделают это в сто раз лучше нас, но пока суд да дело, мы поделились своими соображениями со взрывотехником, ветераном ОМОНа.

«ОН СИДЕЛ, ПОТОМ ВСТАЛ»

Больше всех запомнила и рассказала Наталья Кириллова. Она профессиональный журналист, поэтому ее память сохранила много деталей и подробностей того, что было до и после теракта. Начать с того, что Наталья запомнила смертника из-за яркой куртки. Синяя шапка, очки, рюкзак… Конечно, в тот момент она не подумала о парне ничего плохого и спокойно сидела в одном с ним вагоне. Их разделяло несколько метров. Когда раздался взрыв, Наташа сразу поняла, что это теракт.

- По направлению взрывной волны было понятно, что смертник стоял, - рассказала «Комсомолке» Наталья Кириллова. – Но сначала я подумала, что взорвалось на сцепке между вагонами, наверно, это взрывная волна отразилась от стекла.

Смертоносная волна прошла по верхам. Вдребезги разлетелись стекла, разделявшие два вагона. Под одним из них сидела Кириллова, в соседнем вагоне волной отбросило Кирилла Вепренцева, державшегося за вертикальный поручень. По словам его сестры, которые она передала «Комсомолке» со слов брата, стоявшего рядом с ним мужчину убило. Но, возможно, он просто упал и остался жив, его имени мы не знаем.

У Натальи сорвало с головы шапку, а с шеи – шарф. Из рук вырвало телефон. Если бы она не приготовилась к выходу и не надела на спину рюкзак, его бы тоже с колен унесло в середину вагона.

Вот и у смертника был рюкзак, в котором он нес взрывное устройство.

Он вошел в первую дверь вагона по ходу поезда, в ту же, что и Наталья. Только она села в уголке налево, а он – завернул направо и сел по той стороне, где вошел.

- Он сидел рядом с ней, а потом встал и взорвался, - рассказала «Комсомолке» подруга пострадавшей Эвелины.

Показания очевидцев сходятся в одной точке

Показания очевидцев сходятся в одной точке

СТОЯВШИЕ ПОЛЕГЛИ

Больше всех пострадали те, кто стоял.

- В нашем отсеке все полегли, - говорит Кириллова. – И многие потом не шевелились. Во всем вагоне не осталось ни одного стоящего человека.

А сидевших загородили от взрыва стоявшие. Таких было много: к этому времени уже нашли бомбу на площади Восстания, перекрыли переход, и пассажирам пришлось менять маршрут. Поэтому в вагоне людей было больше обычного: входили на Невском, а еще больше - на Сенной.

Прошло меньше минуты, и многие, как и Наталья, стали готовиться к выходу на «Техноложке». Встал и смертник.

Встала Эвелина. Осколок взрывного устройства попал девушке прямо в лицо. Залитую кровью Эву очевидцы описывали как страшное зрелище, у девушки не было носа. От души надеемся, что пластические хирурги смогут восстановить Эвелине внешность, девушка редкой красоты.

Близко от смертника находилась и погибшая Ирина Медянцева, мастер по куклам. Наталья Кириллова обратила на нее внимание: лицо было знакомо. Медянцева с дочерью стояли близко от первой двери вагона, по той же стороне. Кириллова видела, как они разговаривали. Когда на Сенной в вагон втиснулось еще больше людей, Медянцева с дочерью подвинулись ближе к середине, их загородили другие люди. Но таким образом они стали ближе к террористу.

Когда он встал, Медянцева оказалась близко к нему и погибла. А дочь выжила, мать перекрыла направление взрыва.

Рядом со смертником шансов выжить не было

Рядом со смертником шансов выжить не было

«ВО МНОГОМ ВАША СХЕМА ВЕРНА»

Мы изучили все свидетельства очевидцев, которые удалось узнать.

Сопоставили их друг с другом и теми данными, которые выдавали в прессу следственные органы. Восстановили, где находились несколько пострадавших и погибших. В основном эти люди были в первой половине вагона, между первой и второй дверьми.

Во второй половине пострадавших было меньше, многие их этих пассажиров сразу, как поезд прибыл на станцию, пошли по вагону в эпицентр взрыва.

- Двое мужчин трогали всех за плечо и спрашивали: «Вы живы?» - рассказывает Наталья Кириллова.

Эти мужчины помогли выбраться тем, кто находился в первом отсеке вагона, между сцепкой и дверью. Это бабушка с внуком, девочка лет двенадцати, женщина, мужчина и сама Наталья Кириллова. Они выбрались на перрон через окно, дверь заклинило напрочь.

В следующем отсеке, между первой и второй дверью, погибших и пострадавших было больше всего. Оттуда они выбирались сами или их выносили через покореженную дверь, которую удалось отжать.

А дверь напротив, у стены, выбило напрочь, что хорошо видно на фото. Что вполне укладывается в нашу схему: смертник встал, чтобы выйти на «Техноложке», закинул рюкзак за спину, и таким образом бомба оказалась ближе к задней двери, у стены, ее и вынесло полностью. А вторая, куда пассажиры выходят на «Техноложке», покорежена взрывом.

Все сходится в одной точке: эпицентр взрыва был между этими двумя дверьми. И люди, которые стояли сразу за смертником и поблизости от него, погибли.

Многие из наших предположений «Комсомолке» подтвердил эксперт-взрывотехник, много лет проработавший в ОМОНе. Имя мужчины по его просьбе мы не называем. Мы показали ему наши выкладки, фотографии вагона после взрыва и нарисованную нами схему теракта.

- Судя по фото, смертник мог стоять у второй двери, между дверьми, - подтвердил взрывотехник. - Больше похоже на то, что он стоял не прямо у двери. Если кто-то находился непосредственно за ним, то от этого человека осталось не больше, чем от него.

По словам нашего эксперта, взрыв мог быть мощностью 300-500 грамм тротила с поражающим элементами. Поэтому пострадали и те, кто стоял подальше. Но первыми погибли те, кто находился рядом.