Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Общество27 июля 2017 20:00

«Алексей Леонов должен извиниться за то, что обвинил летчиков-испытателей в гибели Гагарина»

Член госкомиссии по расследованию причин катастрофы самолета первого космонавта планеты Арсений Миронов передал в «КП» открытое письмо Алексею Леонову
KP.RU
Юрий Гагарин.

Юрий Гагарин.

Фото: ТАСС

Не так давно дважды Герой Советского Союза, человек, который первым вышел в открытый космос Алексей Леонов опубликовал автобиографическую книгу «Время первых. Судьба моя - я сам...». В ней он утверждает: «Человек, погубивший Гагарина, жив. И даже стал Героем Советского Союза».

Сегодня к нам в редакцию прислал открытое письмо Леонову член Государственной комиссии по расследованию причин гибели первого космонавта планеты Юрия Гагарина Арсений Миронов. Арсению Дмитриевичу сейчас 99 лет. Несмотря на возраст он продолжает работать в Летно-исследовательском институте имени Громова. А в свое время он был начальником этого знаменитого института.

Мы публикуем это письмо без сокращений – это важный исторический документ.

Но сначала справка. Юрий Гагарин и его инструктор Владимир Серегин погибли 27 марта 1968 года во время тренировочного полета. Самолет МиГ-15УТИ сорвался в штопор в тот момент, когда должен был уже возвращаться на аэродром.

Арсений Миронов.

Арсений Миронов.

А. А. Леонову

Открытое письмо

Алексей Архипович! В продолжении многих лет я веду с Вами заочную полемику по вопросу о катастрофе самолета МиГ-15УТИ с Ю.А. Гагариным и В.С. Серегиным на борту.

У меня необходимость включиться в оценку причин этой громкой катастрофы возникла после того, как в средствах массовой информации и специальных изданиях стали появляться Ваши утверждения о воздействии на самолет МиГ-15УТИ Серегина‒Гагарина самолета Су-15, взлетевшего с аэродрома Раменское. Особенно после того, когда Вы «уточнили», что самолет Су-15 пилотировал летчик Летно-исследовательского института им. М. М. Громова. По-видимому, из «гуманных» соображений Вы до последних дней фамилию летчика не назвали. Но величайшую вину за гибель первого космонавта планеты возложили на ЛИИ!

Я утверждаю, что моя версия базируется на фактах, а Ваша - на необъективной информации и противоречиях, и потому требует опровержения.

Для обоснования и формулирования свой версии гибели Ю.А. Гагарина я воспользовался записями, которые вел на каждом заседании летной подкомиссии. Также в архивах ЛИИ я нашел журнал регистрации полетных листов за 1968г., в которых записывается краткая информация о каждом полете летчиков ЛИИ.

Могу предположить, что на первых заседаниях подкомиссии, когда заслушивались доклады офицеров 70-го Особого авиационного полка аэродрома Чкаловский (с этого аэродрома взлетел самолет Гагарина-Серегина – Ред.), Вы не участвовали, так как занимались траурными процедурами.

Поясню Вам основания моей уверенности в результатах моего анализа гибели Гагарина и Серегина.

Дело в том, что я, хотя и доктор технических наук, профессор, специалист в области методов летных испытаний и исследований в полете аэродинамики самолета, но не кабинетный «книжный червь», а человек, который уже в студенческие годы решил стать летчиком-испытателем. В аэроклубе я научился летать на самолете и на планере, прыгал с парашютом. Поступив в ЛИИ в мае 1941 года приобрел первый опыт летных испытаний. При поддержке М.М. Громова летал экспериментатором на пикирующем бомбардировщике Пе-2 по исследованию причин неблагоприятного поведения самолета на больших углах атаки. В 1943 г. при полете в качестве экспериментатора на самолете Ла-5УТИ попал в тяжелейшую аварию. Авиационные медики констатировали - летчиком испытателем мне не быть! Я продолжал летать штурманом, экспериментатором на многомоторных боевых самолетах, транспортным летчиком на легкомоторных самолетах (получил свидетельства пилота ГВФ 4-го класса); был инструктором-общественником в аэроклубе ЛИИ, стал мастером спорта по планеризму. В общем, налетал около 1700 часов. Кроме того, я участвовал в расследованиях ряда катастроф военных и гражданских самолетов. Так что я опытный, летающий человек.

Мною установлено, что 27 марта 1968 г. в ЛИИ состоялись полеты двух самолетов Су-15. Первым летал заслуженный летчик-испытатель Аркадий Павлович Богородский. Он выполнил полет для испытания нового двигателя на высоте 18000 м. Взлетел в 9 ч 45 мин, произвел посадку в 10ч 24мин. В связи с большой высотой полета и возможностью разгерметизации кабины в случае остановки двигателя летчик был одет в скафандр, существенно затрудняющий деятельность летчика и не вызывающий желания отступать от задания.

Полет на втором самолете выполнил заслуженный летчик-испытатель Герой Советского Союза Александр Александрович Щербаков на высоте 14000 м. Взлетел он в 11 ч 20 мин, т.е. уже после падения самолета МиГ-15УТИ.

Анализ хронометража показывает, что Богородский произвел посадку, когда Гагарин еще только набирал высоту. Щербаков взлетел много позже катастрофы самолета МиГ-15УТИ, так что оба полета Су-15 в принципе не могли помешать полету МиГ-15УТИ.

Позже мне стало известно, что председатель летной подкомиссии с целью проверки Вашей версии о самолете Су-15 направлял в ЛИИ члена летной подкомиссии (фамилию не помню), которому начальник летно-испытательного центра ЛИИ заслуженный летчик-испытатель Герой Советского Союза Валентин Петрович Васин продемонстрировал оригиналы полетных листов обоих полетов и журнал регистрации полетных листов, в которых содержались указанные выше хронологические данные по обоим полетам. По докладу этого члена подкомиссии председатель подкомиссии решил не выносить на обсуждение Вашу версию, как необоснованную и беспочвенную.

На этом можно было и закончить, но ведь это только реабилитирует летчиков ЛИИ, а не дает ответа на вопрос о настоящей причины гибели Героев.

Напоминаю, что генерал Степан Микоян предложил версию катастрофы: столкновение самолета МиГ-15УТИ «посторонним предметом» ‒ метеозондом. Но никаких следов столкновения на остатках самолета обнаружить не удалось. Не найден и поврежденный метеозонд.

Тогда кто-то из высоких руководителей предложил версию сваливания самолета МиГ-15УТИ в штопор при отвороте от неожиданно появившегося в поле зрения этого метеозонда. Это всех устроило ‒ к ответственности не нужно никого привлекать! Но мне неизвестно пытались ли узнать откуда запущен зонд и какую информацию он передавал на землю. Допускаю, что эта информация была конфиденциально получена, но не подтвердила предложенную версию. Как Вы, наверное, помните она и была опубликована в правительственном сообщении, как наиболее вероятная.

Мне остается только напомнить Вам мою оценку причины катастрофы. Это «человеческий фактор», который относится не только к неправильным действиям летного экипажа, но и людей, участвовавших в обеспечении полета. При этом хочу заранее сказать, что Ю.А. Гагарина следует исключить из этого перечня, так как он в этом полете был проверяемым, и вся ответственность за безопасность полета лежала на инструкторе.

Итак, изложу свое видение развития ситуации в полете 27 марта 1968 г., при выполнении которого было допущено много нарушений организации летной работы и дисциплины, приведших в конце концов к катастрофе. Вот эти нарушения:

- В.С. Серегин опоздал на полеты и принял решение взлететь без корректировки плановой таблицы полетов. По этой причине интервал между взлетом самолета Серегина‒Гагарина и взлетом второго самолета МиГ-15УТИ (летчик Андреев) сократился с 30 минут до 3 минут.

- Полет был начат несмотря на то, что погода (фактическая и по прогнозу) не соответствовала требованиям для выполнения упражнения №2КУБП (вне облачности или за облаками)

- При полете в зону допущены (хотя и небольшие) отклонения от маршрута влево в сторону зоны, где должен был летать летчик Андреев. Служба управления полетами аэродрома Чкаловский не вмешалась в это отклонение.

- После входа в свою пилотажную зону (в условиях сплошной слоистой облачности) выполнение упражнений Ю.А. Гагариным все же было начато, но прекращено примерно через 4 минуты.

- Служба управления полетами не реагировала на опасное сближение двух самолетов МиГ-15УТИ, несмотря на то, что плановая разность высот их полета при выходе самолета Гагарина из своей зоны была всего 1200 м. Она могла быть и меньше, если выход из зоны производился со снижением. В этот момент летчики Серегин или Гагарин, скорее всего, увидели второй самолет и совершили энергичный маневр для предотвращения столкновения. При этом самолет мог свалиться в штопор. На вопрос, заданный руководителю полетов Ярошенко «почему он не предотвратил опасного сближения меток целей на экране локатора?», он ответил: «Я занимался анализом воздушной обстановки»! Помощник руководителя полетов Быковский также не наблюдал экрана радиолокаторов и не дал команду на разведение самолетов.

- Серегин не был подготовлен к выводу самолета МиГ-15УТИ из штопора (у него в летной книжке нет записи о полетах на больших углах атаки). Кроме того, установлено, что его летная проверка давно не проводилась.

Кроме этих опасных нарушений порядка организации летной работы обнаружены другие нарушения, не повлиявшие на трагический итог полета, но большое суммарное их количество свидетельствует об очень низком уровне организации полетов (во всяком случае, в этот летный день).

Алексей Архипович! Попробуйте объяснить эти и другие нарушения чем-то кроме низкого уровня летной и технической дисциплины в 70-м ОИАП и службе управления полетами аэродрома Чкаловский. А ведь Вы о них ни в одном из своих выступлений в СМИ почему-то даже не упоминали. Я предлагал подкомиссии рассмотреть человеческий фактор, как причину катастрофы. Но предложение было проигнорировано. Зато генеральный секретарь ЦК КПСС. Л.И. Брежнев получил письменную жалобу двух космонавтов о «попытках некоторых членов подкомиссии очернить память погибших летчиков».

Сказанное выше позволяет сформулировать следующие оценки объективности трех версий катастрофы:

Официальная версия гибели Гагарина и Серегина не содержит никаких доказательств!

Ваша версия не имеет документальных доказательств. Нельзя считать документальным доказательством Ваш пересказ разговора с крестьянами (даже с предъявлением десяти моделей самолета). Кроме того, время наблюдения самолета крестьянами Вами не указано. Но в выступлении члена летной подкомиссии генерала Ивана Модяева на заседании 6 апреля 1968 года указано это время (по материалам его беседы с теми же крестьянами ‒ 11ч 30 мин), т.е. много позже момента падения самолета МиГ-15УТИ!

Версия воздействия человеческого фактора (см. выше) подтверждается следующими материалами:

‒ результатами расшифровки радиообменов аэродромов «Чкаловский» и «Раменское» (с этого аэродрома взлетали Су-15 – Ред.);

‒ текстами сводки погоды и прогноза погоды;

‒ докладами подкомиссии 5 апреля 1968 года персонала 70-го ОИАП и руководства полетами аэродрома «Чкаловский» и специалистами летной подкомиссии;

‒ записями в летной книжке В.С. Серегина.

Вы, несомненно, зададите вопрос: зачем я все это пишу?

Отвечаю: пожалуйста, найдите форму, в которой Вы могли бы отказаться от обвинений Летно-исследовательского института им М.М. Громова и одного из ныне покойных заслуженных летчиков испытателей института в гибели первого космонавта планеты Юрия Гагарина и его инструктора, командира 70-го ОИАП Владимира Серегина. Это приблизит нас к разгадке причин одной из самых страшных трагедий 20-го века. А также облегчит, наконец, Вашу душу и восстановит добрую память о летчиках ЛИИ. Тогда не будут появляться в прессе такие уголовно наказуемые клеветнические заголовки: «Человек, погубивший Гагарина жив. И даже стал Героем Советского Союза» («Комсомольская правда» 13-20 июля 2017 г.). Надеюсь на Вашу правильную реакцию.

Несколько слов о моральной стороне Вашей позиции. Для того чтобы назвать человека убийцей двух других людей нужно иметь очень убедительные основания! Вы же воспользовались только результатами беседы с крестьянами и неубедительными, в некоторой части ошибочными рассуждениями о звуковом ударе (по Вашей терминологии «сверхзвуке»). Такое пренебрежение имеющейся информацией недопустимо и необъективно.

И еще моральная сторона Ваших заявлений. Вы приписываете заслуженному летчику-испытателю хулиганские действия: вторжение в район полетов чужого испытательного аэродрома при сплошной облачности с возможностью очень тяжелых последствий! Я задаю Вам вопрос: «‒ А Вы на такое опасное нарушение летной дисциплины пошли бы?» Понимаю, что Ваш ответ был бы «нет». Так почему же Вы допускаете, что такой поступок совершил немолодой, опытный заслуженный летчик-испытатель?

С надеждой на понимание А.Д. Миронов

27 июля 2017 года.