Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество13 ноября 2017 11:00

Старшеклассники лучше учатся, если в школе много девочек

Слабый пол создает благоприятную атмосферу, считают ученые
Соотношение полов в классе очень сильно влияет на успеваемость старшеклассников.

Соотношение полов в классе очень сильно влияет на успеваемость старшеклассников.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Голландские исследователи (Утрехтский и Неймегенский университеты) проанализировали данные о 270 тысячах школьников в 33 странах мира. Выяснилось, что соотношение полов очень сильно влияет на успеваемость 15-летних подростков: чем больше в классе девочек, тем лучше учатся мальчики.

Что и как считали? Ученые использовали данные крупнейшего международного исследования Programme for International Student Assessment (PISA). Оценивалось то, насколько хорошо дети умеют читать.

- Мы выбрали именно чтение, потому что именно от этого навыка зависит, насколько хорошо подросток учится и осваивает другие предметы, - объясняет одна из авторов работы, Маргрит ван Хек. – Кроме того, данные предыдущих исследований показывают, что именно в чтении разница между мальчиками и девочками наиболее выражена.

Кроме соотношения полов, ученые учитывали ресурсы школ и социально-экономическое положение, а также квалификацию педагогов.

Результаты

- В школах, где девочек больше 60 процентов, успехи мальчиков в чтении гораздо выше, чем в остальных учебных заведениях, - говорит Маргрит ван Хек.

Почему так? Версия ученых такая: у девочек ярче выражены мотивация к успеху и концентрация на учебных предметах. Это и создает в школе более продуктивную среду для обучения. А что же девочки? Влияет ли количество мальчиков на их успехи? Как выяснилось, нет. Для девочек намного важнее уровень оснащенности учебных аудиторий. Ученые рекомендуют школьным директорам перераспределить классы так, чтобы девочек было чуть больше мальчиков - это точно повысит итоговые оценки выпускников.

А КАК У НАС

"Пол - не самое главное"

Гендерное соотношение в классах - не самый важный критерий, считает Андрей Захаров, руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ. По его мнению, важны также место жительства, уровень образования родителей.

- Во многих странах мальчики в среднем показывают более высокие результаты по математике и естествознанию. У девочек в то же время выше уровень читательской грамотности. В России за последние 15 лет разница в результатах мальчиков и девочек по математике снизилась, но по чтению этот разрыв по-прежнему велик, - говорит Захаров.

По данным, полученным в России, самые высокие результаты по чтению будут у девочек из мегаполисов, чьи матери окончили вуз. А минимальный результат - у мальчиков из небольших городов, чьи матери не получили высшего образования.

*По данным Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ, 2017 год.