Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Общество14 декабря 2017 22:00

Здесь будет остров-сад

Курильские острова - заброшенный край, медвежий угол...
Петр САМОХИН
Поселок Китовый на острове Итуруп встречает гостей фрагментом своей главной достопримечательности.

Поселок Китовый на острове Итуруп встречает гостей фрагментом своей главной достопримечательности.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Так было всего пару лет назад.

Вопрос «зачем нам Курилы?» задают только те, кто ни разу здесь не был. Любой, оказавшийся здесь хоть мельком, влюбится в эти пейзаж и людей. Потому что и пейзаж, и люди завораживают чистотой и мощью. В отличие от подавляющего большинства регионов местные специалисты сегодня решают сложный вопрос: как сохранить всю эту первозданность, одновременно внедряя новейшие технологии, последние достижения и цивилизацию во всех проявлениях? Как дать людям комфорт и рабочие места, сохранив при этом шарм вековой неизведанности, так привлекающей туристов с Большой земли. Работа в этом направлении началась несколько лет назад, когда Президент России провозгласил развитие Дальнего Востока задачей века. Удастся ли поддержать баланс между прошлым и будущим - посмотрим. Пока удается, хотя делать выводы рано.

Как было

Скажем честно: несмотря на красоту и огромные природные ресурсы, что при японцах, что во времена СССР, что в послеперестроечной России 90-х годов, Курилы считались захолустьем. После Великой Отечественной войны тут в основном развивались военные городки. Остальное - как приложение к ним. К середине 1970-х началось активное развитие рыболовства. Но по сути - на вахтовой основе. Главной задачей курильчанина было скопить деньги и уехать на Большую землю.

С началом перестройки рухнула и эта надежда. Системы ЖКХ нуждались в полной замене. Здания ветшали. Инфраструктура дышала на ладан. Инвесторы в регион не то чтобы косяком - вообще никак не шли. Плавсредства, связывающие острова с материком, переводились собственниками на другие, более выгодные направления. Устойчивое морское сообщение можно было гарантировать лишь отчасти. Аэропорты Курильских островов нуждались в дорогостоящей реконструкции - для соответствия даже минимальным современным требованиям. Самолеты, в основном Ан-24, подлежали списанию.

В нулевых более половины автобусов на островах было сдано в утиль. По плотности сети дорог общего пользования (54 км на 1000 км2 территории) область и сегодня далека от топовых показателей в числе 85 российских регионов.

Икра - главный «сувенир», который увозят с островов.

Икра - главный «сувенир», который увозят с островов.

Как стало

Сахалинская область входит в состав Дальневосточного федерального округа. А развитие ДФО президент провозгласил задачей века для всей страны. В очередной раз Владимир Путин подтвердил это в ноябре, назвав наращивание производственных мощностей и создание современных рабочих мест на Дальнем Востоке «общегосударственной задачей». Но заострил он внимание на регионе еще в начале нулевых, когда и без Курил забот было полно.

Областные объекты появились во многих федеральных программах, в частности:

- «Модернизация транспортной системы на 2002 - 2010 годы»;

- «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» (утверждена правительством РФ в 2008 году);

- «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы» (утверждена в 2006 году).

На Южных Курильских островах образуют лежбища сивучи, островные тюлени и ларги. Фото: Пресс-служба правительства Сахалинской области

На Южных Курильских островах образуют лежбища сивучи, островные тюлени и ларги. Фото: Пресс-служба правительства Сахалинской области

И это только то, что касается именно Сахалинской области. Плюс к тому - многочисленные программы, направленные на развитие Дальнего Востока в целом.

Что стоит за этими сухими названиями ФЦП? Впервые на островах появилось твердое дорожное покрытие.

На Итурупе заасфальтировали почти весь Курильск и дорогу до порт-пункта Китовый и села Рейдово. Заканчивается асфальтирование первых четырех километров дороги на Буревестник, по которой раньше ездили на танках и «Уралах». Построили хорошую дорогу до одной из главных туристических достопримечательностей острова - термальных источников на вулкане Баранского. Чтобы дело двигалось быстрее, запустили собственное производство асфальта - с материка во­зить слишком накладно. Введены в действие новый аэропорт, глубоководный причал, две новейшие дизельные электростанции. Построены: шикарный дом культуры и спорта с бассейном и кинозалом, детский сад. Ремонтируются жилые дома, заменяется изношенная инфраструктура…

На Кунашире продолжается асфальтирование улиц и дорог, реконструированы причал и аэропорт, строятся детские сады и школы, планируется строительство дизельной электростанции, реконструкция больницы, строительство жилья.

На Курилах что ни мужчина - то рыбак.

На Курилах что ни мужчина - то рыбак.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Шикотан получил в последние годы новую современнейшую больницу, школы, детский сад, в планах - асфальтирование дорог и центральных улиц обоих сел, полная реконструкция энергетики с учетом потребностей резидентов ТОР «Курилы», дальнейшее развитие коммунального хозяйства и жилищное строительство. Кроме того, будет реконструирован глубоководный причал, сделано берегоукрепление, построен дом культуры с библиотекой.

На Парамушире заканчивается реконструкция энергосетей, строительство спортивного комплекса с бассейном, планируется строительство дорог, больницы, новой школы, жилых домов.

На островах возводятся причалы для судов с большой осадкой, реконструируются аэропорты. В этом году принято решение о строительстве двух взлетно-посадочных полос на Шикотане и Парамушире. Они позволят наладить прямое сообщение с Южно-Сахалинском.

Министр обороны Сергей Шойгу заявил о строительстве на острове Матуа еще одного пункта морского базирования Военно-морского флота.

Если, приехав на Курилы, вы не увидели медведя - вы не были на Курилах. Фото: Пресс-служба правительства Сахалинской области

Если, приехав на Курилы, вы не увидели медведя - вы не были на Курилах. Фото: Пресс-служба правительства Сахалинской области

После долгого перерыва во­зобновилось российско-японское экономическое сотрудничество на островах. Президент России Владимир Путин и премьер-министр Синдзо Абэ в начале лета договорились о возможности совместной хозяйственной деятельности на Курилах, а уже через пару месяцев сюда прибыла первая делегация из Страны восходящего солнца. С трапа сошли 68 японцев. Многие из них родились на островах. В том числе глава делегации, родившийся в городке Сяна и вернувшийся уже в Курильск. Родину прибывшие явно не узнавали. Говорили, что не было здесь до войны таких домов и дорог. Исключительно поля и огороды.

Чем сердце успокоится

Курилы, как и весь Дальний Восток, - динамично развивающийся регион. Территория перспективного развития. Ее главный козырь - географический - Россия намерена использовать по полной программе. Ведь острова - один из форпостов нашей экономики в деле экономического приобщения к компании юго-восточных экономических «тигров» - до Японии, Южной Кореи, Китая тут рукой подать. Именно поэтому правительство России и региональные власти придумывают все новые преференции для развития бизнеса, условия для создания новых рабочих мест, улучшения жизненного уровня людей до степени, соответствующей крупным городским центрам, при сохранении доступа к природным красотам и обеспечения экологичной, но благоустроенной среды для работы и жизни.

Развиваются Курилы в соответствии с программой (ФЦП) «Социально-экономическое развитие Курильских островов до 2025 года». Как сказано в документе, «в числе ожидаемых результатов - снятие инфраструктурных ограничений для развития экономики и улучшения качества жизни, создание условий для развития ресурсоперерабатывающих производств с использованием современных технологий, модернизация объектов социальной инфраструктуры». А это строительство судов, закупка самолетов и вертолетов для пассажирского и грузового сообщения между островами Курильской гряды и островом Сахалин, а также с Камчаткой; строительство коммунальных и инженерных систем, коренная модернизация энергетической инфраструктуры, прокладка волоконно-оптической линии на острова и ее включение в единую российскую сеть. Плюс к тому - строительство более ста тысяч квадратных метров нового жилья, больниц, восьми новых школ и дошкольных учреждений, реконструкция и асфальтирование более 60 км дорог на островах Кунашир, Итуруп, Шикотан… Общий объем финансирования - более 80 млрд. рублей. В планах на четверть увеличить численность населения островов - до 24 тысяч человек.

Из последних новостей: в августе премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление о создании территории опережающего развития «Курилы» для целей создания производств по переработке рыбы и других водных биоресурсов. Объем инвестиций - более 10 млрд. рублей. Будет создано более тысячи новых рабочих мест.

P. S. Курильские острова - это наша земля. И в ближайшие годы нам всем - от московских чиновников до самих островитян - предстоит трудом показать, как она нам нужна. Не только из принципа, не только как место для военных баз, а для жизни и процветания. Навалимся, ребята!

Зачем нам Курилы

- Стратегическое значение. Острова - контроль над Охотским морем и выход в Тихий океан.

- Из-за уникальных течений в этом районе значительные запасы рыбы и прочих морепродуктов.

- Кунашир - единственная в России промысловая база по добыче анфельции - сырья для производства агар-агара. Думаю, все, особенно сладкоежки, знают, насколько он необходим в первую очередь в кулинарии.

- На островах разведаны запасы углеводородов, золота, серебра, титана, железа.

- На Итурупе находится единственное в России проявление рения - металла очень высокой температуры плавления, применяемого в сверхзвуковой авиации и изготовлении ракет.

Курильские острова.

Курильские острова.

К СВЕДЕНИЮ

Основные преференции участникам проектов

- 0% налог на прибыль в течение пяти лет (20 для нерезидентов).

- 0% налог на землю в течение трех лет (1,5 для нерезидентов).

- 0% налог на имущество (2,2 для нерезидентов).

- 7,6% страховых взносов на 10 лет (30 для нерезидентов).

- Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы без квот.