Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество19 января 2018 8:50

Трагедии в Перми и в Улан-Удэ: сработал закон парных случаев?

Обозреватель "КП" - о том, почему трагедии с участием детей чаще всего идут чередой, и что сейчас важно сделать взрослым
"Первой реакцией на два страшных нападения будет приказ о проверке систем безопасности в школах..."

"Первой реакцией на два страшных нападения будет приказ о проверке систем безопасности в школах..."

Фото: Евгения ГУСЕВА

Три дня назад в колонке о трагедии в пермской школе я сначала написал – «дай Бог нам на этот раз избежать закона парных случаев».

Потом эту фразу вычеркнул – не накликать бы. Увы. Закон сработал, не пронесло.

Закон этот всегда срабатывает, если дело касается страшных происшествий, связанных с подростками.

До сих пор у меня болью щемит сердце, когда вспоминаю конец 2011 – начало 2012 года, когда страну накрыла волна подростковых суицидов. Сначала мальчик, потом девочка, потом сразу двое… К февралю 2012-го было страшно приходить на утреннюю планерку, где руководители отделов «Комсомолки» рассказывают о новостях… Почти каждый день самоубийства. Больше сорока случаев, если мне не изменяет память. И чем выше телевидение и газеты поднимали градус истерии по поводу этого жуткого цунами – тем чаще случались трагедии. Психологи вспомнили про «эффект Вертера». Его описал в середине 70-х годов прошлого века американский социолог Дэвид Филлипс, исследовав волну самоубийств в Европе в конце XVIII века. Тогда ее спровоцировал только-только вышедший роман Гёте «Страдания юного Вертера».

В 2012-м власти страны пошли на жесткий, но очень правильный шаг – СМИ было запрещено описывать способ совершения самоубийства и раскрывать имена и фамилии подростков, которые решились свести счеты с жизнью. Сколько хочешь погибай – а страна не узнает имени «героя». А именно прославиться, обратить на себя внимание – пусть хотя бы так – собирались юные суицидники. Подростковый возраст, ранняя юность характерны пренебрежением к собственной жизни, ребята еще не осознают ее ценность. Помните у Роберта Стивенсона: «Мальчику жизни не жалко, гибель ему нипочем»?

Запрет сработал! Волна пошла на спад.

Сейчас подобный костер мы, сами того не осознавая, можем разжечь, искренне переживая по поводу нападений на школы. Период – январь-февраль – с точки зрения физиологии самый сложный для учеников. Тянется длинная третья, выматывающая, четверть. Световой день короткий. Взрослому легко сорваться, что уж тут говорить про подростка?

Поэтому у меня призыв-просьба к коллегам. Давайте не нагнетать. Не рассказывать о трагических случаях мы не можем: сообщать людям новости, комментировать их - наша профессия. Но – по аналогии с историями про самоубийства – давайте не сосредотачиваться на описании самих нападений, не углубляться в описание орудий, которыми были вооружены ребята. И – особенно важно – не называть фамилии нападавших. Ну есть же у нас, коллеги-журналисты, понимание о социальной ответственности?

И еще. Первой реакцией на два страшных нападения будет приказ о проверке систем безопасности в школах. Еще раз повторю: ничего она не даст, кроме некоего внутреннего успокоения властей – мол, оперативно отреагировали на трагедии. Остановить пришедшего с оружием в школу парня ни бабушка-вахтер, ни обученный чоповец не сможет. Во-первых, у детей есть множество секретов, как попасть в школу в обход охраны. Во-вторых, далеко не везде стоят рамки металлодетекторов. В-третьих, нейтрализовать вооруженного преступника, к тому же еще сильно на взводе (а подростки в данном случае таковыми являются) школьный охранник просто не в состоянии – это не входит в его должностные инструкции. (Вспомним еще, что почти 40% охранников в школах - женщины). А в-четвертых, если такой молодой человек не прорвется в школу, он совершенно спокойно может совершить задуманное в школьном дворе, где совсем охраны нет.

Поэтому правильная реакция должна быть иная. Не показушная, тихая. Психологам школ (там, где они еще есть) нужно срочно обратить внимание на подростков из зоны риска. И тех, кто выделяется асоциальным поведением, и тех, кто, напротив, затаился, повернут внутрь себя, мало общается со сверстниками, интроверт, одним словом.

Стоит насторожиться родителям подростков. Аккуратно посмотреть странички ВКонтакте, которые ведут ваши дети. Но обнаружив перепосты статей про тот же «Колумбайн», не нужно устраивать молодому человеку выволочку. Он просто закроет от вас свои записи, а вы потеряете самое ценное, что есть между мамой, папой и тинейджером, – доверие. Посоветуйтесь с психологом, специалистом по подростковому периоду, социальным педагогом. Подумайте, как отвлечь, переключить отпрыска. В общем, будьте сейчас особенно внимательны к своим великовозрастным недорослям.

Берегите себя и своих детей.

"Комсомольская правда" ведет трансляцию с места событий в Бурятии.

ЕЩЕ КОЛОНКА АВТОРА

Эхо нападения в Перми: Охранники и бэтээры на входе не спасут от школьных трагедий

Наш обозреватель - о причинах того, что случилось пермской школе, и того, что может произойти в любом уголке России (подробности)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Нападение на школу в Улан-Удэ: учительница закрывала собой детей от озверевших подростков

Палачи отрубили одноклассникам пальцы рук и топором проломили головы. Пострадавших уже семеро (подробности)

Нападение на школу в Улан-Удэ: подросток, устроивший резню, - сын майора ВДВ

Одноклассники говорят, что такого от «тихушников» не ожидали (подробности)

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Отец подростка, устроившего резню в пермской школе: «Судьба сына меня теперь не волнует»

Сергей Буслидзе в разговоре с корреспондентом «КП» извинился перед пострадавшими детьми и их родителями (подробности)

КСТАТИ

Резня в школе в Улан-Удэ: правоохранительные органы проверяют связано ли это нападение с ЧП в Перми

Жуткая история произошла в Бурятии. Напомним, девятиклассники утром заявились в школу с топорами и коктейлем Молотова. Закинули бутылку с зажигательной смесью в класс, где шел урок русского языка, выбегавших из кабинета ударяли топором. Пострадали 6 человек, в том числе учительница. (подробности)

Михаил Юрьев: То, что произошло в школах, пришло к нам с Запада

Ведущий программы «Главтема» на Радио «Комсомольская правда» - о нападении на учеников в школах Перми и Улан-Удэ (подробнее)