Премия Рунета-2020
Воронеж
+16°
Boom metrics
Звезды19 февраля 2018 6:00

Валерий Кипелов: «Мы не мафия, чтобы мешать другим писать хиты»

На гастролях в Воронеже фронтмен группы рассказал, что думает по поводу «уступить место молодым», почему дважды смотрел «Движение вверх» и почему ему интереснее на «ватрушках» покататься, а не слушать винил
Валерий Кипелов в Воронеже.

Валерий Кипелов в Воронеже.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

18 февраля на пятилетии концертного зала Event-Hall выступила группа «Кипелов». Коллектив привез воронежцам программу с песнями третьего студийного альбома «Звезды и кресты», вышедшего осенью. Перед концертом музыканты вместе с фронтменом коллектива Валерием Кипеловым рассказали Комсомолке", как работали над новой пластинкой и дали советы начинающим коллегам.

НА ЧТО СПОСОБНЫ, ТО И ПОЛУЧАЕТСЯ

- Осенью у вас вышел новый альбом «Звезды и кресты» с балладами и даже немного блюза есть, расскажите о его создании.

- Альбом готовился достаточно долго. Предыдущий у нас вышел в 2011-м, шесть лет прошло. Другие по два альбома в год выпускают. Но вот так, на что способны, то и получается, - признался Валерий Кипелов. - На самом деле, мы достаточно тщательно относимся к процессу - выбору музыки и текстам. Поэтому столько времени и уходит. Баллада «Ледяной дождь» была записана еще в 2011-м. Но мы не могли никак прийти к общему знаменателю с нашим автором Маргаритой Пушкиной по поводу текста. Долгая история у баллады «Косово поле». Маргарита предложила текст другому музыканту, но послушав, поняла, что ей не очень нравится. А тут как раз у меня был самый пик увлечения народным творчеством, казачьей музыкой - и все совпало. Получилось «Косово поле», не помню случая, чтобы еще когда-то музыка была написана на готовый текст - такое редко бывает. Блюз «Жажда невозможного» случайно появился. Мой сын наигрывал на фортепиано пьесу, которую сочинял, а мне очень понравилось, и мы решили из нее что-нибудь сделать. Когда с ребятами занимались аранжировками, решили, что стиль блюз сюда подходит лучше всего, тем более что мы этого никогда не делали.

- А если тексты Маргариты Пушкиной вам не понравятся, как вы говорите ей, что они не подходят?

- Да, Рита очень непростая женщина. Раньше сначала писалась музыка, я напевал «рыбу», а она на эту заготовку писала текст, согласовывая с нами тематику. А последнее время она пошла по другому пути: предлагает нам готовые тексты. И любит зачитывать их по телефону. И читает так проникновенно, что ты попадаешься на это, думаешь: о, уже готово, все, пишем музыку. Но когда начинаешь вникать, понимаешь, что из этих стихов очень сложно сделать песню. Поэтому наше сотрудничество происходит непросто. Надо быть дипломатом. Те, кто не умеет это делать, с ней не работают!

НИКАКИХ РЕЦЕНЗИЙ В ИНТЕРНЕТЕ НЕ ЧИТАЮ

- Многие начинающие рокеры ждут, когда такие монстры жанра, как «Кипелов», сойдут со сцены, а то, мол, занимают место, не дают прорваться песням молодых…

- Я не обижаюсь. Мне когда в подъезде написали что-то по поводу старого козла, старый - да, но начет козла я не согласен. Я знаю, что многие критикуют народное творчество, но народные песни - это моя фишка. Я русский человек. Был бы евреем или татарином, пел бы их песни. Мне русские песни нравятся. Эту музыку я начинал слушать с самого детства, мои любимые певицы - Лидия Русланова, Сергей Лемешев. Поэтому у меня есть желание воспроизвести. А что касается хитов, кто мешает молодым их писать? Соберите большие площадки. Мы никому не мешаем, мы не мафия. Страна большая, рынок рок-музыки вполне позволяет сосуществовать, групп в нашем стиле по пальцам пересчитать. Дерзайте, все в ваших руках. Мы даже стараемся кому-то помогать, записаться. Шуруйте, а мы будем делать свое дело. Не загнемся, не надейтесь.

фото Саша Григ.

фото Саша Григ.

- Испытываете страх, как примут новый альбом?

- Я не испытываю, потому что не читаю никаких рецензий, обсуждений в соцсетях. Я далек от интернета. Не так давно освоил планшет, но смотрю в YouTube то, что меня интересует. А к критике на самом деле хорошо отношусь, если она обоснованная. Другое дело, когда люди, которые не могут взять ни одной ноты, берутся критиковать аранжировки, темы наших песен. Мне интересен детальный разбор. Мы для себя самые большие критики. Когда заканчиваем альбом, мы уже сами понимает, что получилось, а что нет. Мы не боимся - мы делаем то, что считаем нужным. Мы понимаем, в каких рамках работаем. Иногда мы за эти «флажки» пытаемся выйти, все-таки хэви метал достаточно консервативный стиль, очень тяжело выходить из него. Мы иногда это делаем на концерте - когда исполняем народное творчество. Кого-то этим шокируем, кто-то категорически не приемлет. Но я считаю, это абсолютно нормальным. Надо иногда людей удивлять. В хорошем смысле слова.

- В какую сторону вам хочется выйти за рамки хэви металл?

- В разные. Мне очень нравилась ария Надира из оперы Бизе «Искатели жемчуга», я считаю, что мы сделали ее здорово в альбоме «Отражение». До нас ее тоже кто-то исполнял, делал гитарист Pink Floyd Дэвид Гилмор. И пусть это будет нескромно, но я считаю, наша версия самая удачная получилась, очень красивая. Это тоже выход за рамки того, чем мы обычно занимаемся.

- А вам не хотелось бы сделать рок- или метал оперу? Опыт в подобных вещах есть - вы участвовали в записи оперы «Иисус Христос - суперзвезда».

- Вот Маргарита Пушкина как раз этим и занимается - в январе вышла ее рок-опера «Окситания», изданная в рамках проекта «Династия Посвященных». Я участвовал, исполнил сет песен. А в «Иисус Христос - супер звезда» было разовое явление, я долго думал, прежде чем согласиться на русскоязычную версию, петь по-русски, меня просто уговорили. Группе «Эпидемия» с их метал-операми это ближе. Нужна центральная идея. Надо собирать массу музыкантов. Это целый проект. Надо понимать, готов ты к этому, способен ты сделать так, чтобы это было здорово. Чтобы можно было любую арию вытащить из оперы, и она оказалась самостоятельным произведением. Не у всех это получается. Это серьезный шаг. Надо быть супер композитором, чтобы сделать большую форму. Маргарита сейчас в эйфории, они долго работали, там замечательные арии. Но для меня это немного далековато. Все эти тамплиеры, крестоносцы... Мне ближе наша отечественная история.

- Можно привести в пример группу Judas Priest, они сделали концептуальный альбом «Нострадамус», который некоторые музыкальные издания назвали рок-оперой. На мой взгляд, этот эксперимент провалился, - включился в разговор бас-гитарист Алексей Харьков. - После того альбома они играют старый добрый хэви метал, это гораздо интереснее и воспринимается приятнее, чем эти эксперименты. У нас в песенном варианте лучше получается. Люди лучше песни воспринимают, такие небольшие спектакли, а не большой формат, это сложная форма.

Музыканты группы "Кипелов".

Музыканты группы "Кипелов".

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

МОГУ ЗАПЕТЬ В МАГАЗИНЕ ИЛИ НА РЫНКЕ

- Альбом «Звезды и кресты» вышел на виниле. А вы сами чью музыку на виниле слушаете?

В.К.:- Наш директор помешан на виниле, и на 80 % это его идея. Это сейчас модно. Слушая на виниле, понимаешь, что это несколько другая музыка, звучит по-другому, динамика другая, вторые-третьи планы возникают, таких нюансов на цифре не слышно.

А.Х.: - Тренд в современном звучании - чтобы было громче, чем у других, мощнее, из-за этого компрессируют фонограмму, делают громче, из-за этого теряются нюансы. А винил не позволяет делать громко, там можно только тихо воспроизводить, для этого делается специальный мастеринг, приближенный к натуральному звучанию. Поэтому детализация, динамика, интонация на виниле совершенно другие. И кто хочет более тонких впечатлений при прослушивании музыки, переходят на винил или слушают оцифровки виниловых записей.

В.К.: - Хорошо так сесть, поставить пластиночку, расслабиться, задуматься. Ощутить эту красоту звучания. Это ритуал на самом деле. Но я не располагаю временем, мне интереснее с внучками на «ватрушках» покататься.

- В свободное время чью музыку вы слушаете?

В.К.: - Я сейчас слушаю различную музыку. Так увлекаюсь, что порой самому страшно бывает. Могу запеть песни в магазине, на рынке. Есть такой замечательный певец-гармонист Юрий Щербаков. Он пел у Никиты Михалкова в фильме «Цитадель». Он казак настоящий. Я его обожаю. Еще творчеством Евгении Смольяниновой очень увлекаюсь. Замечательная певица, исполняет народные песни. Эта музыка меня вдохновляет. А с утра, когда делаю зарядку, слушаю радио «Вера», там и духовная музыка, и песни Чигракова и других известных музыкантов с серьезным оттенком. Такое сочетание музыки меня в равновесие приводит.

- А что вы думаете, когда слышите свою музыку в исполнении других? В детском «Голосе» снова поют ваши песни - в пятом сезоне 12-летний Захар Усенко исполнил «Улицу Роз».

В.К.: - Я слышал. Мне понравилось. Мы обсудили с Маргаритой Пушкиной, может, пригласим его на наш юбилейный концерт.

- А Данилу Плужникова, который пел «Я свободен» на третьем детском "Голосе", пригласите?

В.К.: - Мы думали на эту тему, просто повторяться не хочется. А Данил замечательный парень, мы с ним встречались в Сочи. Интересуемся им, потрясающий парень с харизмой. Когда Данил пел «Я свободен», он сделал совсем по-другому - это было личное прочтение. Те же самые слова - но другие чувства. А насчет детского «Голоса»... Мне иногда кажется, что зря дети берут наши песни. Они же не понимают содержания. Потому что «Улица Роз» посвящена не Жанне Бичевской и не Агузаровой, а музе Бодлера Жанне Дюваль, которая зарабатывала непростым трудом. А дети не знают предысторию…

Валерий Кипелов в Воронеже.

Валерий Кипелов в Воронеже.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

НЕ ПЬЮ 23 ГОДА, НЕ КУРЮ 7 ЛЕТ

- Валерий, вы как-то обмолвились, что у вас жесткие требования к дисциплине, а в чем это выражается?

- Наказывает розгами нас. В углу стоим. На горохе, - наперебой выпалили музыканты.

В.К.: - Мы занимаемся серьезным делом, поэтому и отношение должно быть соответствующим. Когда люди относятся халатно, это заканчивается плачевно, по опыту работы в группах «Лейся, песня» и «Ария» знаю. Но никто не жалуется. Все пришли к выводу, что лучше жить по железным правилам: мы не употребляем спиртных напитков. Я уже 23 года не пью. Курить бросил 7 лет назад. А дисциплина в коллективе - хорошее качество. Мобилизует, дает правильную установку.

- В свободное время чем занимаетесь? В театр, к примеру, ходите?

В.К.: - Стараемся и в театр ходить, у нас много друзей в театре Ермоловой. Они к нам на концерты ходят, а наши родственники к ним, мои внучки недавно были. А у нас же гастроли, репетиции. Но в кино-о уж точно ходим. Я два раза посмотрел замечательный фильм «Движение вверх». Сначала с внучкой, потом с дочкой. В нем настоящий русский дух, неистребимый. Я смотрел этот матч в 1972 году. Помню все детали, фамилии баскетболистов. Интересно было, как это интерпретировали. Знаю, там жены игроков были недовольны. И фамилия тренера изменена. Но я считаю, это детали. Важна сама идея фильма. Я видел, как люди в финале встают и начинают аплодировать. Это дорогого стоит. Я видел, как горели глаза у моей внучки. Как она потом у меня расспрашивала, как все было. Я считаю, это самое важное. Главная мысль - что мы победили американцев.