Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Умный город21 марта 2018 9:10

Всемирные выставки прошлого: С чего началась история ЭКСПО?

Как промышленная ярмарка превратилась в смотр самых передовых достижений человечества
Юрий АЛЕКСАНДРОВ
В 2025 году местом проведения Всемирной выставки может стать Екатеринбург. Фото: Донат Сорокин/ТАСС

В 2025 году местом проведения Всемирной выставки может стать Екатеринбург. Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Консервная банка, компьютер, космический спутник и атомная электростанция – это лишь малая часть инноваций, которые были впервые представлены на Всемирных выставках (ЭКСПО) за их 167-летнюю историю. За это время ЭКСПО проделала путь от небольшой промышленной выставки в Лондоне до уникального по своему масштабу события, провести которое – честь для каждого города. В 2025 году за это право поборется Екатеринбург.

КАК АНГЛИЧАНЕ СГУЩЕНКУ УЗНАЛИ

А началось все, как мы уже сказали, с Лондона. Промышленная революция в Англии в 17 веке принесла столько креативных изобретений, что британская монархия задумалась: а не показать ли их всему миру? Первая всемирная выставка прошла в 1851 году в лондонском Гайд-парке по инициативе принца Альберта – супруга королевы Виктории. Девизом выставки стал лозунг: «Пусть все народы работают над великим делом – совершенствованием человечества».

Для проведения выставки было решено построить специальное здание – Хрустальный дворец. Постройка из железа и стекла легко разбиралась и собиралась и на много лет стала прообразом выставочных павильонов.

Выставка открылась 1 мая при огромном стечении гостей - в Лондон приехало больше 25 тысяч гостей из разных стран. Всего на ЭКСПО было представлено около 13 тысяч экспонатов, половина из которых были британские, а остальные привезли иностранные изобретатели и дизайнеры. Внутри дворца зрителям демонстрировали удивительные изобретения: вулканизированную резину, венские стулья, швейную машинку «Зингер», а также первый прототип факс-машины. На той первой выставке англичане, да и весь мир, впервые попробовали… сгущенку. Сгущеное молоко в консервных банках привез американский предприниматель Гейл Борден.

Эйфелева башня была построена в 1889 году и первоначально задумывалась как временное сооружение, служившее входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года.

Эйфелева башня была построена в 1889 году и первоначально задумывалась как временное сооружение, служившее входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года.

Фото: EAST NEWS

За полгода работы Всемирную выставку посетило более 5 млн человек. Финансовый успех мероприятий был так велик, что стало ясно – проводить такие мероприятия выгодно. И следующая выставка не заставила себя долго ждать.

ИННОВАЦИИ И ИСКУССТВО

Следующая выставка прошла в 1855 году в Париже. Она стала знаковой не только потому, что разрослась и завела традицию строить национальные павильоны для каждой страны-участницы. Экспозиция парижской выставки впервые дополнилась произведениями изящных искусств. Позже это стало отдельным направлением ЭКСПО. С того времени изобразительные выставки стали обязательным атрибутом всех всемирных выставок. С огромным успехом на них представлялись картины известных художников. К примеру, на выставке 1873 года, проходившей в Вене, выставлялись «Грачи прилетели» Саврасова, «Бурлаки» Репина, «Рыболов» и «Охотники на привале» Перова. А картина Пикассо на выставке 1937 года в Париже стала основным экспонатом Испании.

Проведение ЭКПО развивало архитектуру городов. Города, принимающие выставки у себя, старались выстроить уникальные здания – символы современности и технического прогресса. Это и Атомиум в Брюсселе, Национальный дворец Монжуич в Барселоне, Эйфелева Башня в Париже, «Космическая игла» в Сиэтле и «Башня солнца» в Осаке…

Во время выставок стали проводить и разнообразные конгрессы, посвященные важным мировым проблемам. Например, первый литературный конгресс, который закрепил авторское право в литературе; промышленный конгресс, который ввел патенты на промышленные изобретения; социальный конгресс, где обсуждали условия улучшения жизни для слепых людей. После войны организаторы выставок дополнили ЭКСПО специальной дискуссионной программой для обсуждения глобальных вопросов, стоящих перед жителями планеты. Так, у каждой выставки появилась своя тема, вокруг которой и формируется общая экспозиция.

Советский павильон выставки 1958 года в Брюсселе

Советский павильон выставки 1958 года в Брюсселе

Фото: EAST NEWS

ВЫСТАВКИ XX ВЕКА

22 ноября 1928 г. в Париже была принята Конвенция о международных выставках. Согласно этому документу, с 1930 г. Всемирные выставки проводятся под эгидой Бюро международных выставок (International Exhibitions Bureau, BIA). Членами Бюро являются 169 государств, включая Россию.

Знаменитый "геодезический купол" - павильон США, построенный известным архитектором и изобретателем Ричардом Фуллером. ЭКСПО Монреаль 1967

Знаменитый "геодезический купол" - павильон США, построенный известным архитектором и изобретателем Ричардом Фуллером. ЭКСПО Монреаль 1967

Фото: EAST NEWS

В XX веке с его международными конфликтами и кризисами Всемирные выставки стали площадкой для диалога между странами. Новые технологии уже не рассматривались без отрыва от общества. Так, ЭКСПО в Брюсселе 1958 года была посвящена «Прогрессу и Человечеству», в Сиэтле в 1962 называлась «Человек в Космическую Эру», ЭКСПО Монреаль 1967 - «Человек и его мир». Кстати, именно мероприятия в Монреале в 1967 и в Осаке 1970 инициировали «разрядку международной напряженности» на фоне Холодной войны.

В 20 веке на выставках были впервые продемонстрированы изобретения и технологии, которыми весь мир пользуется до сих пор: инкубаторы для новорожденных, космические корабли, телевидение, компьютер, атомная электростанции, поезда на воздушной подушке и многое другое.

Павильон "Космос" на ВДНХ СССР, 1971 год. ФОТО - Созинов Виталий/Фотохроника ТАСС

Павильон "Космос" на ВДНХ СССР, 1971 год. ФОТО - Созинов Виталий/Фотохроника ТАСС

Количество стран-участников возрастало год от года, в Брюсселе в 1935 году их было 39, в Монреале в 1967 - 62, в Севилье 1992-го — 109, в Ганновере-2000 было представлено уже 155 стран. Но рекордсменом по числу посетителей (более 73 млн человек), количеству стран-участниц (192) и стоимости проведения (более $5 млрд) стала ЭКСПО 2010 в Шанхае.

МИЛАН, ДУБАЙ… ЕКАТЕРИНБУРГ?

Согласно Конвенции о международных выставках, они проводятся регулярно: международные по глобальной тематике - каждые 5 лет, и длятся полгода. Международные по отдельным темам - проводятся в промежутке между глобальными выставками и длятся по 3 месяца.

Последняя глобальная выставка ЭКСПО прошла в Милане в 2015 году. Она была посвящена проблемам сельского хозяйства, качества и доступности продуктов питания. «Накормить планету. Энергия для жизни» - так звучал ее лозунг. В ней приняли участие 145 стран – для этого на окраине Милана был построен целый мини-город. За полгода его посетили более 20 млн туристов. Шли они, конечно, не столько понаблюдать за аграрными новинками, сколько попробовать кухню разных народов мира. Впервые ЭКСПО превратилась еще и в кулинарный фестиваль - за 1 день здесь можно было обойти 52 национальных павильона и в каждом попробовать особые блюда. Экономическую выгоду от выставки сложно недооценить – построено 10 тыс. новых предприятий, в том числе в туристической сфере. Работу получили 240 тысяч человек, а казна - дополнительные 500 млн евро налоговых отчислений.

Следующим хозяином ЭКСПО в 2020 году станет Дубай. К открытию выставки приурочено окончание строительства самой высокой башни в мире – башни в Дубай-Крик Харбор высотой 928 метров. А в 2025 году местом проведения Всемирной выставки может стать Екатеринбург. Как ожидается, к ЭКСПО здесь будет построен целый «умный город» (smart city). Он объединит в себе самые современные технологии – интеллектуальный транспорт, возобновляемые источники энергии, приемы из цифровой экономики и многое другое. Здесь расположатся образовательные, научные и медицинские центры, жилые дома, развлекательные площадки. На сегодняшний день у уральского города остались всего 2 соперника – Баку (Азербайджан) и Осака (Япония). Победителя объявят в ноябре 2018 года.