Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics

Ученые успешно провели трансплантацию памяти

В ходе экспериментов удалось внедрить привычки одного организма другому
Собственная память уже не личная собственность.

Собственная память уже не личная собственность.

Издание EurekAlert! сообщает: биологи Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (University of California - Los Angeles - UCLA) успешно пересадили память одного живого существа другому. Правда, гигантами мысли существа не были — в экспериментах приняли участие морские улитки рода Aplysia. И помнили они не много. Но тут главное почин. И то, что столь сверхъестественная трансплантация удалась в принципе.

Руководил экспериментами профессор Дэвид Гланзман (David Glanzman). Вместе с четырьмя коллегами по университету ( Alexis Bedecarrats, Shanping Chen, Kaycey Pearce and Diancai Cai) он «дрессировал» улиток — раз в 20 минут бил их током. Не сильно, но так, что подопытные на него реагировали — сжимались, сокращая мышцы.

Через несколько «тренировочных» дней улитки выработали привычку - в ответ на электрическое воздействие сжиматься на 50 секунд. Особи контрольной группы, не привыкшие к ударам током, сохраняли естественную реакцию — их мышцы сокращались всего на одну секунду.

Далее из нервных клеток «дрессированных» улиток ученые извлекли РНК (рибонуклеиновую кислоту, «работающую» в паре с ДНК) и внедрили ее в нервные клетки сородичей из контрольной группы. И что? Вы не поверите, но не знавшие тока улитки начали реагировать на него так, будто бы им было далеко не в первой подобное издевательство. То есть, они стали подолгу сокращать мышцы. По 40 секунд. Это, конечно, не по 50, как вошло в привычку у доноров памяти. Но и не на 1 секунду, как до ее — памяти - трансплантации.

Профессор Гланзман со своими дрессированными улитками. Слева в руке та, которой пересадили память от правой.

Профессор Гланзман со своими дрессированными улитками. Слева в руке та, которой пересадили память от правой.

Результаты экспериментов опубликованы в eNeuro - в журнале Общества неврологов (online journal of the Society for Neuroscience). По мнению Гланзмана, они убедительно свидетельствуют: память одних улиток — так называемая энграмма - каким-то образом внедрилась в других. Пусть и не полностью. А это позволило ученому предположить, что за долговременную память, приобретенные навыки и привычки отвечают отнюдь не синапсы — вступившие в контакт друг с другом отростки нейронов, как полагают некоторые неврологи. Механизм тут какой-то другой. Иначе бы эксперимент не удался.

Гланзман подозревает, что в трансплантации памяти замешана эпигенетика — процессы, которые не меняют структуру ДНК, но влияют на экспрессию генов. И участвует в этом РНК — словно бы передает соответствующую инструкцию. А это, в свою очередь, приводит к тому, что меняется структура нейронов. Их новая конфигурация и обеспечивает воспроизводство навыков «донора» памяти.

Нервная система улитки насчитывает примерно 20 тысяч нейронов, у человека их более ста миллиардов. То есть, нам — так запросто, как улиткам - память не пересадить. Но Гланзман верит, что у него когда-нибудь и это получится. Надо лишь из РНК разных типов выбрать «правильную» - ту, которая сможет нести человеческие воспоминания и навыки. Чем ученый сейчас и занят — выбирает. И полагает, что с помощью «правильной» РНК можно будет возвращать и собственную потерянную память — воскрешать нечто забытое.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Ученые уверяют, что и память предков - не мистика

Опыт, приобретенный отцом, плохой или хороший, будет унаследован его детьми и даже внуками. К примеру, если папа тонул, то его сын будет панически бояться воды. И сын его сына - тоже. Если горел - то будет опасаться огня. Голодал - будет склонен к обжорству.

У папы бабника сын, скорее всего, тоже станет охочим до женщин. И передаст эту особенность дальше. Аналогичным образом последующим поколениям достанутся пристрастия проводить время в гараже, на охоте, на рыбалке, с друзьями на футболе. Или любовь к определенным продуктам.

Иными словами, потомство может наследовать нечто приобретенное предыдущими поколениями. По сути, наследовать память о тех или иных событиях. Фантастика? Отнюдь. То, что такой феномен существует, доказали биологи из Университета Эмори

(Yerkes National Primate Research Center, Emory University)...

Читать дальше