Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Экономика22 мая 2018 22:02

Мошенничество мобильных операторов - миф или правда

Мы все чаще попадаемся на обманки при использовании мобильного телефона
Мошенничество мобильных операторов - миф или правда

Мошенничество мобильных операторов - миф или правда

Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

В своем околотке я уже телефонным шаманом стал, постоянно бабушкам соседским отрубаю невесть откуда взявшиеся на их номерах услуги/подписки и выставляю запреты на новые подключения. Такое вот «спасибо деду за победу» от сотовых операторов - вкрячим деду подписочку и пару ненужных услуг, авось сослепу не заметит. Главный хит моей коллекции: Tele2 подписала одноногую пенсионерку на автоштрафы, хотя бабушка только на коляске по дому рассекает и за это ГИБДД пока не штрафует. Обнаруживают «подарочек» старики, только когда деньги со счета начинают утекать с невиданной скоростью - уже потеряв несколько сотен рублей.

Невиноватая я - он сам кнопочку нажал

Эпоха повышения доходов сотовых операторов за счет новых абонентов давно в прошлом - рынок поделен. На нынешнем этапе главный показатель - средняя выручка с одного пользователя. Тут включается принцип «курочка по зернышку - весь двор в дерьме». Пять - десять рублей в день за услугу вроде «мелодия вместо гудка» - копейки. Но когда они капают в течение месяцев, да с миллионов абонентов, получаются вполне себе ощутимые миллиарды. Зачастую о подключении этих дополнительных услуг абонент даже не догадывается. Или думает, что услуга бесплатна.

- У нас нет услуг, которые сначала были бесплатными, а потом неожиданно становятся платными. В тарифы «Смарт» и «Хайп» входит бесплатная опция Гудок с промопериодом, но как только промопериод заканчивается, гудок автоматически отключается у абонента, - сообщили «КП» в пресс-службе МТС.

Похожий ответ дали и в «Билайне»:

- При предоставлении некоторых информационно-развлекательных услуг может предоставляться бесплатный период, но абонент всегда сам подтверждает подключение услуги (в том числе на бесплатный период). При этом информацию о стоимости услуги абонент получает в виде СМС-сообщения сразу после того, как он самостоятельно подключил услугу, так и в последний день бесплатного периода с напоминанием о том, что с завтрашнего дня услуга станет платной. Сообщение всегда содержит информацию о способе отключения.

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

Действительно, при подключении услуги всегда отправляются информационные сообщения и до завершения бесплатного периода от нее можно отказаться без потери денег, но сотовый оператор рассчитывает на вашу невнимательность. Дьявол кроется в мелочах. А пенсионеры и дети в массе своей вообще беззащитны перед таким «маркетингом». Дети и старики просто не знают, что сообщение от оператора им чем-то грозит. Пожилые к тому же плохо видят, а иные просто не умеют читать SMS. Но попадаются и продвинутые пользователи - автору этих строк «Билайн» несколько лет назад заменил гудки ритмами российской эстрады на тарифном плане для мобильного интернета. Сложно своевременно прочесть SMS, когда SIM-карта вставлена в модем, а тот подключен к роутеру. Никакого подтверждения при этом не потребовалось, хотя техническая поддержка оператора впоследствии утверждала, будто я отправил сообщение «оk» в ответ на предложение о подключении услуги. Судя по всему, в моем TP-Link MR3020 завелся искусственный интеллект.

Оператор/Услуга/Подключение

Оператор/Услуга/Подключение

Подписной пылесос

Практически все российские мобильные операторы (кроме, пожалуй, Йоты) предоставляют платные подписки на кучу дополнительных информационных сервисов от своих партнеров (контент-провайдеров): от рассылки гороскопов до онлайн-просмотра видео. Оплата за подписку списывается со счета номера. Часть этих денег в качестве комиссии остается сотовому оператору. Среди контент-провайдеров попадаются и откровенные мошенники, которые готовы навязать услуги даже незаконным способом. Поселившийся в смартфоне вирус может совершать звонки или отправлять SMS на короткие номера подключения услуг. Но самое главное - подписаться можно даже через браузер на сайте партнера. Для этого достаточно подключиться к мобильному интернету, зайти на сайт и нажать специальные кнопки для подтверждения своих намерений. Так это работает у добросовестных контент-провайдеров. Мошенники же могут замаскировать кнопку подписки под какую-то совершенно безвредную ссылку. А во многих случаях пользователю даже не придется ничего нажимать - вредоносная программа сама все сделает.

Как защититься от списаний

Как защититься от списаний

Сообщения о подключенной подписке от оператора действительно приходят. Но неискушенные абоненты пропускают их как ничего не значащий спам. Подписки обычно не дешевые: 30 - 40 руб. в день. Вот вроде положил на счет 400 руб. и уверен, что на месяц хватит, а тут через пять дней получаешь СМС: «Ваш баланс стремится к нулю».

- Положишь 200 руб. на счет, а через пару дней снова: «Папа, у меня номер заблокирован за неуплату». Звоню оператору, отключаю подцепленную подписку. А поставить принудительный запрет на любые подписки вроде как невозможно. Девочки-мальчики-операторы говорят, дескать, не могут ограничивать свободу абонентам. Зато предложили мне услугу родительского контроля - возможность видеть и блокировать подключаемую на номер ребенка подписку. Только услуга эта тоже платная - оператор из любого положения хочет деньги с меня взять. После очередного такого списания в 450 руб. за какую-то хрень, типа «подписка на лучшие видеоприколы», взбесился. Написал открытую жалобу на странице оператора в Facebook. Передо мной извинились, вернули 450 руб. И, о чудо, сделали-таки запрет на платные подписки - оказывается, возможность есть, - рассказывает москвич Антон.

Услуга «Запрет контента (черно-белые списки)» в «Билайне» действительно уже в списке архивных. У поставивших запрет ранее абонентов она еще работает, но для дальнейшего подключения уже недоступна. Этот оператор большой тройки первый отменил блокировку контента (подписок). У остальных такая возможность пока есть, хоть и не афишируется. В МТС, например, запрет контента нельзя включить из личного кабинета - только командой-звонком на специальный номер (USSD-командой) или звонком в абонентскую службу. Еще одна возможность, которую операторы не афишируют, - отдельный лицевой счет для услуг контент-провайдеров. Заводить который по требованию абонента их обязывает российское законодательство. Если держать этот счет пустым, то и подписки подключаться не смогут.

- Тема мобильного мошенничества, к сожалению, не теряет своей актуальности практически с самого начала широкого распространения сотовой связи, - рассказал "Комсомолке" представитель компании Tele2 - Tele2и другие операторы проводят большую работу, чтобы оградить своих абонентов от нежелательных платных подписок. Мы, в частности, внедрили специальную платформу, которая исключает возможность мошеннических действий со стороны недобросовестных контент-провайдеров и обеспечивает для абонентов комфортный режим подключения, отключения и управления любыми подписками.

Управление может осуществляться самостоятельно, в том числе в личном кабинете, с помощью USSD-команды *189#, а также обращением к оператору звонкового центра, который поможет разобраться во всех вопросах.

Кроме того, мы предоставляем абоненту возможность самостоятельно управлять платными сервисами и контролировать свои расходы с помощью специальной услуги «Контентный лицевой счет», услуга предоставляется бесплатно.

Для защиты от нежелательных и мошеннических SMS-рассылок мы предлагаем воспользоваться бесплатной услугой «АнтиСпам». С ее помощью абонент самостоятельно может заблокировать адресата, для этого необходимо отправить SMS на номер 345, в тексте сообщения указать номер или псевдоним, который необходимо заблокировать. Федеральные номера указываются в формате 8ХХХ.

Что касается услуги «Автоштрафы», ее возможно подключить, только отправив SMS c номером свидетельства транспортного средства или набрав USSD-команду.

Для оператора Tele2, абонентская база которого растет высокими темпами, благодаря разным категориям клиентов, очень актуальна тема адаптации старшего поколения к особенностям цифровой среды. В ближайшее время оператор запустит специальный проект, который призван научить старшее поколение не только пользоваться мессенджерами и социальными сетями, но и противостоять попыткам разного рода мошеннических действий, связанных с мобильной связью.

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

ВОПРОС ДНЯ

А вы на какие дурилки попадались?

Станислав САДАЛЬСКИЙ, актер:

- Была книжная лотерея. Так хотел выиграть сотни тысяч рублей, что просадил много денег. Из дома унес деньги даже. Потом меня отец побил.

Дмитрий ГУБЕРНИЕВ, спортивный комментатор:

- Это были 90-е годы, я только начинал учиться в университете. В электричке ко мне подошла группа цыган. И я начал проваливаться. Думаю, там был гипноз. Хотя обошлось без последствий - просто денег у меня не было. И часов я не носил.

Виталий МИЛОНОВ, депутат Госдумы:

- В 8-м классе проиграл 4 рубля в «однорукого бандита». Тогда их только поставили в Петербурге.

Алексей КОРТНЕВ, лидер группы «Несчастный случай»:

- Мне еще в школе прививку от лохотронщиков сделала гадалка. За гадание она у меня взяла сначала деньги, потом мою любимую японскую аудиокассету. Я понимал, что происходит какая-то фигня, но стоял в оцепенении. Потом на жуликов не попадал. Даже свою жену спас от обмана. Она получила сообщение, что выиграла машину и надо скинуть на некий счет немного денег. Остановил ее в последний момент.

Инна СИРОТКИНА, учитель начальных классов:

- Купили с мужем немецкую овчарку в нулевые. Отдали за нее больше 10 тысяч рублей. Собака стала расти, и муж обратил внимание, что у нее не стоят уши. Отвезли к ветеринару - оказалась дворняжка.

Валентина АСЕНЧАКОВА, пенсионерка:

- Продавала отцовский дом в деревне. Внук выставил объявление в интернете. Мне позвонил кавказец, говорит, что готов перевести половину суммы. Но попросил продиктовать данные карты. Я сдуру все назвала. Обчистили меня до нитки.

Максим САФРОНОВ, таксист:

- В 2006 году мне среди ночи позвонили на мобильный, мужчина представился лейтенантом. Говорит, что мой сын сбил человека и нужно прямо сейчас отдать 200 тысяч. Но мой сын спал в соседней комнате. Такой спектакль эти аферисты разыграли!