2018-06-05T01:25:33+03:00

Новая уравниловка или восстановление справедливости?

Как вылечить хроническую недостаточность ОСАГО
Дмитрий КОПТЕВ
Важно усилить меры по контролю за теми, кто ездит без полиса, и повысить штрафы за подобные нарушения.Важно усилить меры по контролю за теми, кто ездит без полиса, и повысить штрафы за подобные нарушения.
Изменить размер текста:

Если задуматься, почему ОСАГО сегодня стало самым проблемным видом страхования, придется вспомнить времена, когда сначала были повышены лимиты по выплатам в автогражданке, а затем резко обвалился рубль, что вызвало рост цен на запчасти. Потом подключились целые организованные группы мошенников и так называемых черных автоюристов, которые начали выкачивать деньги из страховщиков через суды, получая выплаты, которых простой автовладелец даже не видит. Пени, штрафы, неустойки, которые кладут себе в карман злоупотребляющие правом юристы, уже превысили по объему собственно страховые выплаты. В результате собираемых премий банально не хватает на то, чтобы покрыть все убытки по ОСАГО. Многие страховщики по ОСАГО фактически работают себе в убыток, средняя выплата в прошлом году выросла на 10%, средняя цена полиса при этом упала на 4%.

И что же делать? Можно пойти двумя путями: повысить тариф разом для всех водителей или отпустить его в свободное плавание, то есть дать страховщикам возможность устанавливать индивидуальный тариф. Это значит, что для добросовестных и аккуратных водителей, которые сейчас фактически платят за лихачей и шашечников и невольно подкармливают автоюристов и мошенников, цену можно будет даже снизить.

Причем таких хороших водителей, по оценкам Российского союза автостраховщиков, около 85%. А что же остальные 15%? Это те, кто реально создает опасные ситуации на дорогах, постоянно грубо нарушает ПДД или же просто неопытен и тем самым тоже опасен. Им, конечно, придется платить больше, чем сейчас, зато за счет повышения сборов с плохих водителей можно будет сохранить приемлемый тариф для остальных. Таким образом удалось бы восстановить социальную справедливость: пусть теперь плохие водители заплатят хотя бы за себя.

Важно вдобавок усилить меры по контролю за теми, кто ездит без полиса (ранее рассматривался вариант автоматической проверки данных с камер ГИБДД и выставления штрафа на основании отсутствия полиса в АИС ОСАГО), а также повысить штрафы за подобные нарушения. И тогда автомобилистам придется выбирать: либо ездить безопасно для себя и других, либо платить за свое лихачество бешеные деньги. Именно это подразумевают под либерализацией тарифа Минфин и ЦБ, которые уже разработали свои версии законопроекта.

По действующему закону страховая компания в каждом регионе самостоятельно определяет базовый тариф в пределах тарифного коридора (3432 - 4118 рублей), но он един для всех водителей: молодых и опытных, аккуратных и хронических нарушителей. Либерализацию можно было бы начать даже в рамках существующего тарифного коридора, не повышая тариф для всех, - разрешить страховым компаниям самим решать, кому повысить цену, а кому дать приличную скидку.

Уж в чем в чем, а в отделении «агнцов от козлищ» они преуспели. Автостраховщики, у которых в портфеле есть не только ОСАГО, но и КАСКО, уже давно научились оценивать потенциального клиента и предсказывать, будет ли он проблемным или спокойным. Количество параметров, которые оценивает специалист страховой компании, прежде чем предложить автомобилисту цену по КАСКО, растет из года в год. Уже даже есть специальные программы, которые в автоматическом режиме оценивают все эти параметры и выдают готовый ответ. Если у страховщиков будет возможность устанавливать цену полиса ОСАГО по своему усмотрению (в обозначенных ЦБ рамках), они начнут применять уже отработанные на КАСКО методики и здесь. В результате мы получим справедливый тариф для каждого водителя, и никто не будет переплачивать за ОСАГО.

КСТАТИ

Сегодня даже школьнику понятно, что в условиях рыночной экономики уравниловка не работает. Она создает видимость равенства, которое на самом деле выливается в то, что одни платят за других. Так не пора ли с ней покончить?!

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также