Северный Кавказ
Звезды

Режиссер Сергей Соловьев: Саша Абдулов запрашивал немыслимые гонорары, чтобы его выгнали с картины

Знаменитому артисту 23 мая исполнилось бы 65 лет
Абдулов был хорош и в драматических, и в комических ролях. Фото: Кадр из фильма

Абдулов был хорош и в драматических, и в комических ролях. Фото: Кадр из фильма

Накануне юбилея актера вышла книга режиссера Сергея Соловьева «Те, с которыми я... Александр Абдулов». С разрешения издательства «Белый город» публикуем фрагменты из нее.

Гениальное «уа-уа»

...Я позвонил Саше и сказал: «Саша, я бы хотел пригласить тебя в новую картину «Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви». Он: «А про что картина?» И я вдруг понял, что самая ясная характеристика картины - это как бы вторая серия «Ассы». Он говорит: «Да, все. Понял. Приду. Когда съемка?»

Ему позвонила ассистентка, сказала, когда съемка. Он опоздал на двадцать минут. Я говорю: «Саш, ну елки-палки. Мы тут ждем... Пойди быстро загримируйся и приходи». - «А кого я играю?» - «Саша, потом разберемся, кого ты играешь». Саша пошел, быстро-быстро переоделся. У него были совершенно потрясающие гримерные свойства. Я бы сказал, самогримерные. Если накануне вечером он себе позволял что-то такое не совсем в пользу Фанфана-Тюльпана, то наутро как-то быстро себе чего-то такое подмахивал - и опять Фанфан-Тюльпан!

Саша вернулся к нам:

- Так, я кто?

- Ты Вова.

- Вова чем занимается?

- Вова занимается модельным бизнесом.

- О, это очень хорошо, - сказал Саша. - Модельный бизнес, Вова, кое-что мне становится ясно.

- Саша, у меня сейчас нет времени больше с тобой искать зерно роли, поэтому ты сейчас ложись на спину, прямо на пол, поднимай кверху ноги, руки и делай так: «Уа-уа-уа».

Настала страшная тишина. Тут он, по-моему, даже на вы перешел.

- Вы в своем уме?

- В каком смысле?

- Понимаете, что я актер очень высокого калибра? Я не могу просто так падать на спину, поднимать руки и ноги и делать «уа-уа». Я должен понимать, зачем я это делаю.

- Саша, ты опоздал, а сейчас занимаешься демагогией. Ложись, делай!

Саша раздумывал: то ли сразу дать мне в глаз, то ли действительно упростить все до степени того, чтобы лечь на спину, поднять руки, ноги и сделать «уа-уа». Он прекратил дискуссию, лег на пол и гениально сделал «уа-уа-уа». С этой поры у нас началась настоящая дружба. И когда мне нравилось то, что Саша делает на площадке, я ему подмигивал и шутил: «Саша, уа-уа, уа-уа!» А он отвечал: «Уа-уа, уа-уа!» Так мы и работали.

Накануне юбилея актера вышла книга режиссера Сергея Соловьева «Те, с которыми я... Александр Абдулов».

Накануне юбилея актера вышла книга режиссера Сергея Соловьева «Те, с которыми я... Александр Абдулов».

Про ревность к Янковскому

С Олегом Ивановичем Янковским они были как братья. Они любили друг друга до такой степени, что почти никогда не выражали это внешне. Даже наоборот, встречались с некой иронией по отношению друг к другу. Саша очень рано начал звать Янковского дедом. И, с одной стороны, Олегу Ивановичу это нравилось. А с другой - он всегда смотрел на Сашу так, как будто тот мог бы какое-нибудь другое, более ласковое и менее обидное придумать прозвище. Но тот его все равно долбил: «Ну как ты, дед?» И Олег с высоты положения деда время от времени мне иногда говорил:

- Слушай, с Сашкой нужно что-то делать. Он абсолютно неправильно живет. Нельзя так жить, понимаешь! Он болеет - не лечится, он пьет с кем ни попадя, он играет, где только деньги дают...

И вот в этих подковырках по отношению друг к другу и в этой, я бы даже сказал ревности, выражалась самая затаенная подлинная дружба. У меня было огромное счастье - они у меня оба снялись в «Анне Карениной». И одновременно случилось и огромное несчастье: и у одного, и у другого это была одна из последних ролей.

Девушки из Бостонского симфонического оркестра

Саша, который в жизни не боялся вообще ничего, ужасно боялся маму. Однажды мы с Сашей образовали большое сообщество - это были девушки, их было очень много, мы их усадили в машину «рафик» и по указанию Саши повезли на дачу.

Ехали мы туда весело хохоча, предполагая, как начнем жарить картошку, как будем запивать картошку красным вином. Вдруг Саша как-то затих, позвал меня в темный угол автобуса и сказал: «Мы сейчас приедем на дачу, а там наверняка мама еще не спит. И что бы я ей ни объяснял на тему, почему мы в два часа ночи привезли целый автобус девушек, - она мне не поверит. Поэтому к ней пойдешь ты и скажешь ей, что они все - артистки Бостонского академического театра драмы». Я говорю: «Саша, а почему Бостонского театра драмы?» Он говорит: «Ну, так гораздо непонятнее, и мама сразу подумает, что это что-то такое очень серьезное».

Я замолчал, потом говорю: «Саша, а ничего, если она услышит краем уха русскую речь, иногда перемежаемую ненормативной лексикой?» Саша задумался, говорит: «Действительно, давай ты тогда лучше скажи, что они музыкантки из Бостонского симфонического оркестра». Я говорю: «Саша, а где же их скрипки?» На что мне Саша сказал: «Прекрати! Мама до таких глупостей, как ты, не додумается». Так мы и поступили.

Мама действительно ничего не спросила про скрипки. Она только очень внимательно посмотрела в мои лживые глаза. «Ну что ж, симфоническая музыка - это очень красиво. Он очень любит симфоническую музыку», - сказала мама, и в это время раздался смех, та самая русская речь, с теми самыми ненормативными оборотами. Но маму это уже не интересовало. Мама усвоила информацию, что так ведет себя по ночам женская часть Бостонского симфонического оркестра.

«Ненавижу кино, театр и телевидение»

Про Сашу ходило множество легенд. Ну, во-первых, то, что он чудовищный пьяница. Во-вторых, что он жуткий развратник. А в-третьих, что он страшно корыстный человек. И устраивает из своего существования в кинематографе такой недостойный, алчный заработок всего, что можно и чего нельзя заработать. Как и все легенды, эта такая легендарная чушь, в которую преображается реальная жизнь реального человека. В частности, о заработках.

Когда Саша очень уставал, он садился и говорил: «Боже мой, кто бы знал, как я ненавижу в жизни всего три вещи. Это кино, театр и телевидение!» Врал! Смешно и талантливо врал!

Та же самая история была с деньгами. Был он человеком доверчивым и очень хотел верить в то, что почти каждая работа, которую он начинает, закончится хорошо. Но в то же время он страшно и очень разочаровывался. Разочаровывался на третий, на четвертый или на пятый съемочный день. И тогда он становился невыносимым. Он запрашивал какие-то немыслимые, сумасшедшие гонорары в единственной надежде, чтобы его выгнали с картины. Но его никто с картины не выгонял, все говорили, что он просто ужасный человек, но что же делать, нужно ему платить. Но он эти деньги брал за бездарно проведенное время собственной жизни. И он был прав. Он был прав, это стоило того.

Смерть и стакан виски

Марк Захаров был для Саши больше, чем главный режиссер театра, в котором он провел всю жизнь. Саша относился к Марку Анатольевичу как ко второму отцу. И вот мы как-то встретились с Марком Анатольевичем в самолете, и он мне сказал:

- Сережа, а ты вообще в курсе, что Саша очень болен? У него кровь со страшной склонностью к тромбообразованию, и в любой момент все может закончиться трагически, если Саша не прекратит вести себя так, как он себя ведет.

- Марк Анатольевич, а что можно сделать?

- Для начала посмотри, что у него делается с ногами.

И вот когда Саша остался у меня переночевать на одну или две ночи, я в течение семи месяцев имел возможность видеть эту картину своими глазами. У него обе ноги были как у Маресьева, темно-коричневые, почти черного цвета от пятки до голени. И он каждый день смазывал и завязывал бинтами, а я ему на этих бинтах вязал бантики.

Однажды он лег в кардиологический центр. Стали обследовать кровь и пришли к выводу, что нужна сложнейшая операция на главные артерии. В эти артерии нужно поставить по тромбоулавливающей сетке. Операция проходила, как ни странно, под местным наркозом. И во время этой операции произошла страшная вещь. Они коснулись какой-то артерии, из которой со страшной силой хлынула кровь, и эта кровь была даже на потолке.

Врач сказал: «Саша, мы не знаем, чем кончится операция. На всякий случай позвоните родственникам или нам скажите, что бы вы хотели... Эти минуты могут оказаться последними в вашей жизни». Саша сказал: «Честно? Мне бы очень хотелось стакан виски». И они принесли ему стакан виски. И кто-то промокал кровь на потолке, кто-то что-то продолжал вводить в вены, а Саня выпил стакан виски, и на душе ему стало исключительно хорошо. И у всех врачей исчез этот ужас возможного ухода человека, которого знает вся страна. После чего я дал себе зарок не делать ничего из того, что мне советовал Марк Анатольевич Захаров, любя Сашу как родного сына. Потому что я понимал, что все, что нужно сделать для собственной жизни и собственного счастья, Саша сам знает лучше всех.

Вдова артиста Юлия на памятном вечере в «Ленкоме».

Вдова артиста Юлия на памятном вечере в «Ленкоме».

Фото: Михаил ФРОЛОВ

В ТЕМУ

Алтайский шаман лечил рак актера травами

Коллега по «Ленкому» рассказал «КП», какими были последние дни Александра Гаврииловича.

Много лет с Александром Абдуловым приятельствовал заведующий службой звукорежиссуры театра «Ленком» Владимир Черепанов.

- Владимир Леонидович, несколько лет назад в интервью «КП» вдова Абдулова говорила, что планирует доснять фильм «Гиперболоид инженера Гарина», который он не смог завершить.

- Этот проект, увы, закрыт окончательно. Никто из режиссеров не изъявил желания заниматься фильмом, поскольку сценарий существовал в большей степени у Саши в голове, чем на бумаге. Материалы, которые он успел отснять, хранятся на даче во Внукове у жены Юли.

- Вдова Александра Гаврииловича до сих пор живет в его загородном доме? Она собиралась его продавать.

- Сейчас таких планов нет. Пока шел учебный год, Юля с дочкой жили в Москве в квартире Саши на улице Гиляровского. А во время каникул Женя, скорее всего, поедет на дачу во Внуково. Девочка очень похожа на маму Саши Людмилу Александровну (мать артиста недавно ушла из жизни. - Ред.).

- Она тянется к сцене?

- Марк Захаров звал ее в наш театр на небольшую роль. В «Королевских играх» есть в финале выход, когда совсем юную Елизавету выводят на сцену и она говорит одну фразу: «Елизавета будет первой». Она репетировала, а потом заявила: мол, не хочу, мне все это не нравится. Так и не вышла на сцену. Сашин характер!

- Помните последний разговор с Александром Гаврииловичем?

- В последний раз мы виделись перед Новым годом, незадолго до Сашиной смерти (артист умер 3 января 2008 года. - Ред.). Когда я к нему приехал во Внуково, он уже плохо себя чувствовал и был не очень разговорчив.

- Он, наверное, до последнего не верил, что умирает?

- Да нет, он уже все понимал. Последний месяц он вообще без сил был. Каждый день к нему приезжали друзья во Внуково, застолья продолжались. Он сидел с нами какое-то время за столом, потом уходил к себе в комнату. Ему хотелось быть с друзьями, но уже было физически тяжело.

- Его пытались спасти лучшие врачи...

- Один раз у него было кратковременное улучшение после поездки на Алтай. Местный шаман наделал ему настоев из трав, и Саша там подлечился немного. В Москву шаман отправил Сашу под присмотром своего сына - тот следил, чтобы Абдулов не забывал в определенное время принимать настои, капли. Саша выглядел в тот период весьма прилично: румяный, подвижный. Ему там, на Алтае, даже сделали напиток легкоалкогольный, который он иногда выпивал во время наших посиделок.

Но улучшение продлилось недолго. Примерно месяц у Саши во Внукове жил этот лекарь. А потом болезнь вернулась. Лечение в Израиле тоже не помогло. Слишком поздно уже было. Болезнь у Саши нашли уже в запущенном виде. Когда его забрали с приступом язвы в больницу со съемок «Гиперболоида инженера Гарина», врач, оперировавший Абдулова, сказал: «Ребят, то, что у него язва желудка, - это мелочь. Там внутри все очень плохо и очень серьезно».

- Он не подозревал, не замечал болезнь?

- Он думал, что язва открылась, мучился, пил обезболивающие. Потом, уже после обследования в московской клинике, врачи вынесли окончательный вердикт: рак легких с метастазами во все органы.

Мария РЕМИЗОВА.

Женя Абдулова (в центре) уверенно держалась на сцене.

Женя Абдулова (в центре) уверенно держалась на сцене.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

КСТАТИ

Дочь артиста сняла свой первый фильм

Одиннадцатилетняя Женя Абдулова решила стать режиссером.

В день 65-летия Александра Гаврииловича в «Ленкоме» собрались его коллеги и близкие. Неожиданно бразды правления на сцене взяла 11-летняя дочь Абдулова Женя. Девочка расспрашивала приятелей Абдулова о его приключениях.

- Марк Анатольевич, а папа вас слушался? Его часто приходилось наказывать? - сразила она своей абдуловской непосредственностью худрука «Ленкома» Марка Захарова.

- Папу надо было бы часто наказывать, но у него было такое обаяние, что у меня не хватало сил, - улыбнулся Марк Анатольевич. - Саша, к примеру, говорил: «Марк Анатольевич, мне надо срочно выехать на три дня в Баку. Понимаете, там поднимется вся авиация Азербайджана, пойдут танковые колонны. И я должен буду пробежать мимо танков. Там у меня всего один съемочный день!» Потом Саша, конечно, добавлял, что ему еще нужно время на поездку туда и обратно. Но он так ловко придумывал эти доводы для своих отъездов, что я всегда сдавался: «Ну конечно, Саша, надо поехать, если вся авиация Азербайджана поднимается. Надо...»

А режиссер Алла Сурикова отметила, что Женя Абдулова многое взяла от отца.

- Женя недавно снялась в моем фильме «Любовь и Сакс» вместе с Максимом Авериным. Причем она прошла большой конкурс. Женя подкупила меня своей искренностью. Когда она рассказывала, что собирается писать книгу про любовь, Аверин засмеялся: «Ты такая маленькая, о чем ты можешь написать». На что Женя уверенно сказала: «Много вы, мужчины, в любви понимаете». Женя поразительно похожа на отца и своей воодушевленностью, и азартом. Мы ей порой на съемках говорили: «Женечка, полежи, отдохни!» А она: «Нет, не хочу отдыхать, мне с вами интересно!» Я спрашиваю Максима Аверина: «Как ты думаешь, Женя будет актрисой?» Он: «Нет! Она будет режиссером!»

Женя подтвердила его слова, рассказала, что уже написала сценарий со своей подругой (дочерью певицы Юли Началовой Верой) и даже сняла свое первое кино. Жене этот талант передался от отца. Ему так хотелось сделать большой серьезный фильм «Гиперболоид инженера Гарина». Но, увы, не сложилось. И причиной тому не только болезнь Абдулова. Во время съемок «Гиперболоида» какие-то мерзавцы сожгли его декорации (в фильм были вложены личные средства актера. - Ред.). И я думаю, что самый мощный удар Саша получил именно от этого. Потому что жуткая болезнь, которая сразила его, возникает порой в результате стресса.

В этот вечер в зале присутствовала и вдова актера Юлия Абдулова. А вот бывшей жены Александра Гаврииловича Ирины Алферовой и их общей дочки Ксении (Абдулов усыновил ее в раннем детстве и считал родной. - Ред.) не было. Увы, 44-летняя Ксения и 11-летняя Женя не общаются. Видимо, сказывается разница в возрасте. Ксения Алферова объяснила свое отсутствие на вечере тем, что такие памятные даты предпочитает проводить в кругу семьи.

Мария РЕМИЗОВА.

Разгадывать «Тайну трёх государей» стало удобнее

Разгадывать «Тайну трёх государей» стало удобнее

«КП» РЕКОМЕНДУЕТ

Разгадывать «Тайну трёх государей» стало удобнее

Главный бестселлер 2017 года вышел в новом, отпускном формате - в мягком переплете. Теперь роман удобно брать с собой в поездки и путешествия. Он скрасит летний выходной на пляже или в дачной беседке.

Раскроем же вместе «Тайну трёх государей»! Тайну, которую хранили российские властители на протяжении столетий.

Это книга про человеческие страсти. Про то, как решаются самые сложные головоломки. Тугой клубок интриг способна распутать только разношерстная команда: спецназовец в отставке, молодой ученый, роковая красавица, импозантный миллиардер, глава Интерпола и духовный лидер. Вы узнаете, по какому удивительному пути могла пойти мировая история и какова роль России в будущем планеты, насколько правдивы истории, описанные в Библии, и как выглядит артефакт, дающий человеку божественную власть...

С «Тайной трёх государей» ваш отпуск будет незабываемым, где бы вы его ни провели!

Приобрести книгу можно на shop.kp.ru.