2018-10-12T02:37:37+03:00

Шоу "Суперстихи": Мне жаль поэтов

На THT MUSIC стартовало новое шоу "Суперстихи". На корреспондент послушала авторов и огорчилась
Поделиться:
Комментарии: comments55
Как показывает практика, даже интересные поэтические шоу на ТВ долго не задерживаютсяКак показывает практика, даже интересные поэтические шоу на ТВ долго не задерживаютсяФото: скриншот видео
Изменить размер текста:

Есть такой старый анекдот, приписываемый Хармсу, про писателя и говно. Писатель говорит: я писатель. А Читатель отвечает: а по-моему, ты говно! Писатель стоит несколько минут, потрясённый этой новой идеей, и падает замертво. Его выносят.

Подобная ситуация происходит во взаимоотношениях писателя и читателя сейчас. На THT MUSIC стартовало новое шоу «Суперстихи». Цель которого - как заявлялось в рекламе - показывать людям молодых и талантливых поэтов. Конечно, я села смотреть. И не только потому, что реклама шоу была шумной и назойливой. Сам факт, что THT MUSIC вдруг обратился к поэзии - поразил меня в душу. Нет, в последнее время на ТВ появляются передачи о поэзии. Можно вспомнить «Вслух. Стихи про себя» на «Культуре» или «Бабушку Пушкина» на "Москва-24". Но одно дело - «Культура» и «Москва-24» и совсем другое - THT MUSIC. Где «Дом-2» и где стихи, и какое уж тут из стихов шоу? Неужели земля на небесную ось налетела?

В общем, налила жбан кофе, протерла глаза.

Появляется ведущий. Он же рэпер ST известный широкой публике своим поражением в баттле с Оксимироном во времена, когда баттлы еще были популярны. Я, - говорит рэпер, - познакомлю вас с молодой и талантливой поэзией.

Ок, знакомь. Выходят пятеро, им под тридцатник. Даже стебаться не буду. В процессе шоу выяснилось, что молодые такие же талантливые, как и молодые.

В роли единственного члена жюри Семен Слепаков. Он подбадривает участников четверостишием Иртенева: «в такой большой стране как эта, таких, как я, хоть опой ешь».

Первый поэт — двадцатисемилетний Роман Шишкин из Белгорода. «Я никому не подражаю. Я привык быть первым. Я знаю свое кредо — искренность и честность», - заявляет автор и первые же бессвязные строчки выдают в нем начинающего эпигона Маяковского, путающего поэзию с богородицыным сбором.

«Строки, слова эссенция внутренняя интеллигенция

в терцию силу гармонии новой цветущей агонии».

«кто здесь окажется нашим

в сваренной иродом каше!»

Избитые рифмы Роман произносит с гордой радостью первооткрывателя, будто он, как минимум, Гнойный, придумавший «Англии-ганглии». В общем, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: парень, несмотря на не юные годы, писать начал совсем недавно. За какие заслуги его вытащили на ТВ -непонятно.

Правда, пока давилась кофе, приросло откровение в виде строчки «кукиш от серой мыши». К чему не знаю, но возьму на вооружение.

Следующая участница - Яна МКР - гламурная, хотя и несколько пережаренная девушка 26 лет, имеет больше понятия о рифме, чем предыдущий выступающий, но явно путает поэзию с аутотерапией. «Больше всего я писала про любовь потому что я влюбилась. Ты говоришь о своей проблеме и тебе становится легче».

«я смотрела Набокова я смотрела чьи-то картины

но у меня ничего глубокого кроме зеленой тины».

Как сказала бы мой терапевт, осознание проблемы - уже пятьдесят процентов исцеления. Бородатый рэпер Максим Aedee оказался единственным, кто услышал призыв писать на тему «Я вижу этот город через призму». Через призму чего - не уточнили. Но Максим, как честный офицер, честно написал стихи прямо так и начинающиеся:

Я вижу этот город через призму

в котором я воспитан был

***

он ценит смелость и харизму

а любит лишь азарт и пыл

С великолепием инверсии строк сравнится разве что пародия на Тредиаковского «Екатерина Великая О гулять отправилась в царское село», написанная триста лет тому назад.

Рыжий представитель Саранска Владимир Лаутеншлегер попытался вяло пофилософствовать: «Есть мнение, важнейшее из всех мнений, что никто из нас не воскрес». Куда ярче скучного и неумело скроенного стихотворения прозвучала фраза Владимира, сказанная во время обсуждения участников: «Эти стихи на разрыв. У Романа он один, у Крис он другой, противоположный». Полагаю, словосочетание «противоположный разрыв» - сильная заявка на попадание в оксфордский словарь. Жалко, что автор не уточнил, разрыв чего. Остается вспоминать то же самое стихотворение Иртеньева, что зачитал Слепаков в начале.

Короче мне впился в ягодицу крокодил зеленый, зеленый-презеленый, как моя тоска. Оно-то, конечно, понятно, что если где-то написано супер, это значит, что тебе втюхивают просрочку и залежалость. Но как бы совсем не предполагалось, чтобы под личиной колбасы откровенную палку нафталина…

Оставалось надеяться на члена жюри, который выразит недоумение по поводу чуши собачьей. Но, очевидно, Семену Слепакову сказали «но-но-но» строгим голосом. Потому что об услышанное он особо не комментировал, лишь изредка жалобно сообщал, что, ему очень жаль поэтов, потому что они стараются, но получается откровенное говно. Впрочем, - оговаривался Слепаков, - к выступающим это не относится.

Ага, ну мы так и поняли.

Известна история про покойного Эдуарда Успенского. Автор «Чебурашки» был веселым человеком и мог, познакомившись ну улице с приятным ему человеком, привести его в редакцию со словами: «Это - гениальный писатель. Через год у него выходит книжка». Волей-неволей, бедняге, не сложившему до знакомства с Эдуардом Николаевичем ни одной строчки, приходилось в экстренном порядке становиться писателем.

Но одно дело Успенский, а другое - рэпер ST. Подобрав своих участников, очевидно, тоже с улицы, рэпер не удосужился предоставить им ни года на развитие, ни подходящей команды. С места в карьер выпустил читать по ненаписанному, так, что дурость каждого даже зрителям канала THT MUSIC стала очевидна. Трое из пяти — не умеют писать вообще. Четвертая из пяти — о рифме что-то слышала, но о поэзии, очевидно, нет. Пятая… вот повод поговорить о пятой, в принципе, был.

Крис Айвер — девушка в наколках с общекреативной стрижкой выглядела против собратьев как Хабиб против Макгрегоров. Под музыку, в задушевном стиле, с придыханием, с мягким проникновенным звуком «ч». Слушалась на фоне того, что происходило до нее - настоящим откровением.

Осенью пахнет листьями и тархуном

и ничего на свете не нужно больше.

Левый сандалик плавает в синей луже

мама читает сонник и пьет кофе

…..

кружатся тени, бесы, гудят свирели,

мама прикрыла сонник прозрачной шалью

мы ни за что на свете не постареем

завтра мне будет шесть

я уже большая

и не боюсь соседей, собак и смерти

О предыдущих говорить было нечего. Об этой - есть о чем. К примеру о месте действия: где находится лужа, в квартире или на улице, и если на улице — то где находится мама и какого ляда она читает сонник вечером, да еще выносит на улицу кофе и зачем-то накрывает его шалью. Можно поговорить о странных голубых зрачках, упомянутых в сочинении Крис. Или, скажем, о том, почему нарративные стихи или, по-другому, сюжетные стихи, очень редко перекочевывают в разряд поэзии. А потому заявлять о том, что в стихах должен быть сюжет, как заявила Крис перед выступлением, — дурной тон. Ну и - главное - очевидно же, что стихотворения Крис Айвер до смерти кого-то напоминают. Уж не стародавние ли стихи Али Кудряшовой:

Мама на даче, ключ на столе, завтрак можно не делать.

Скоро каникулы, восемь лет, в августе будет девять…

Словом, лучшее на "супер" шоу о стихах было третьесортной вариацией Али Кудряшовой. Впрочем, даже при условии слабого подбора участников можно было бы спасти мероприятие правильным выбором критиков. Даже я помню шоу «Акулы пера», куда приглашали певичек и профессиональных критиков. На том шоу критик Сергей Соседов однажды сказал очень популярной Ирине Салтыковой, что у нее нет голоса, и вообще она не певица, а швабра, что было грубо, но справедливо.

В данном шоу на разговор рассчитывать не приходится. Вместо поэтов и критиков в жюри - медийные персонажи. И ладно бы еще Семен Слепаков, который так изящно стебался, что даже я поняла. Но, например, на следующую передачу заявлена королева добросовестного китча Сола Монова. А дальше пойдет по нисходящей - представительница недобросовестного китча Ах Астахова, заявившая однажды в эфире радио КП, что раз поэта икс не покупают, значит, у поэта икс что-то не так с лицом. И, наконец, Ольга Серябкина.

О том, что экс-солистка «Серебра» - поэт - я, например, впервые узнала из интервью Макса Фадеева в передаче Дудя, где Фадеев основательно пропарил Серябкину как поэта. Образец ее творчества можно услышать в исполнении экс-участника «Дома-2» певца Олега Майами:

Ты оставь это для других,

И в руках от удара боль,

Ты опять светишь для чужих,

Но мне всё равно.

Вот тут и сказочке конец, ибо я захлебнулась негодованием и кровь полилась из глаз. Кто-то мне возразит, что любое шоу о поэзии - это уже хорошо, ибо популяризирует поэзию. А мне так кажется, что совсем нехорошо. Хотите знакомить с новыми поэтами - приглашайте интересных поэтов, умеющих писать Хотите шоу о стихах - приглашайте хотя бы одного эксперта в данной области. И совсем не айс выдавать нижеплинтусный уровень за современную поэзию. Ведь по-настоящему современной и по-настоящему молодой у нас, как грубо заметил Слепаков, действительно много. Ежегодно поэт Андрей Родионов проводит в разных городах России и за рубежом поэтические слэмы. Зрелищное, интересное мероприятие, собирающее толпы зрителей. Победители слэма - и современные, и известные, и умеющие писать стихи. Можно пошерстить архивы передачи «Вслух. Стихи про себя», на которую приглашали состоявшихся молодых поэтов, имеющих своего читателя. Можно обратиться к участникам форума молодых писателей в Липках или шорт-мистерам литературной премии "Лицей". Хотела написать - можно глянуть в «Журнальный зал». Но не напишу. По иронии судьбы с началом нового шоу о стихах «Журнальный зал» закрылся. Для тех, кто не знает, это было особое место в Интернете, где появлялись толстожурнальные публикации. Сейчас, наверное, уже бессмысленно говорить, что публикация в толстом журнале считалась признанием профессионального сообщества, а толстожурнальные авторы были некими хранителями эталона.

Не я придумала, что любому виду искусства нужна иерархия и авторитеты. Есть на эту тему стихотворение «Последний поэт» у Баратынского. Смысл его в том, что когда поэт остался один, и принялся воспевать красоты окружающей среды, без должной иерархии у него все пошло прахом. В конце концов поэт решил совершить единственный поэтический жест - пойти и утопиться, но даже вода его не приняла.

Ситуация, когда начинающих и очень слабых поэтов раскручивают недалеко ушедшие от них по-звезды, рифмующие «боль - все равно» - и есть та самая ситуация крушения иерархии.

Впрочем, надоело о грустном. Полезно ли шоу «Суперстихи»? Для меня оно очевидно полезно тем, чтобы посмотреть, как делать не надо. Когда тренд подхватывают кучи - он перестает быть трендом. Поскольку все без исключения участники талдычили о том, что нужно быть искренним, настоящим, простым, говорит о том, что так писать уже нельзя. На смену псевдоискренности, видимо, придет новый пафос. Точно придет, невзирая на все усилия "Суперстихов". Как показывает практика, даже интересные поэтические шоу на ТВ долго не задерживаются.

Понравился материал?

Подпишитесь на тематическую рассылку, и не пропускайте материалы, которые пишет Евгения КОРОБКОВА

 
Читайте также