Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество6 декабря 2018 16:00

Новшества российских авиакомпаний: что на самом деле изменилось для пассажиров?

Скоро новогодние каникулы, пассажиры дружно полетят на курорты и в гости к родственникам. Интернет кипит от слухов: мол, за выбор места в самолете нужно платить, за регистрацию в аэропорту - тоже. Давайте разберемся, что реально изменилось
Самолеты в международном аэропорту Шереметьево. ФОТО Татьяна Белякова/ТАСС

Самолеты в международном аэропорту Шереметьево. ФОТО Татьяна Белякова/ТАСС

Регистрация в аэропорту за деньги. Для пассажиров “Победы” это уже целый месяц как реальность. С 29 октября единственный российский лоукостер ввел новое правило: регистрируйтесь на рейсы онлайн, на сайте авиакомпании, - и будет вам счастье. В смысле, платить за регистрацию не придется. Подходит и распечатанный посадочный талон, и электронный – на экране смартфона или планшета. А если по старинке решили приехать в аэропорт и там уж зарегистрироваться, готовьте 25 евро.

Важно: это касается только тех, кто вылетает из зарубежных аэропортов. А заграничных маршрутов в расписании перевозчика все больше, из новинок – голландский Эйндховен, австрийский Инсбрук, Лондон и Рим.

Онлайн-регистрация у “Победы” начинается за 24 часа до вылета и заканчивается за 4 часа при вылете из зарубежных аэропортов.

Справедливости ради: деньги за регистрацию на рейс в аэропорту берут и многие иностранные лоукостеры. Зачем вообще «Победа» решилась на такую меру? В компании ссылаются на слишком сильное подорожание авиатоплива, что обязательно приводит к росту цен на билеты. Так что благодаря новой мере, позволившей сократить расходы компании на регистрацию своих пассажиров (регистрация на стойке в аэропорту не бесплатна, компания оплачивает услугу аэропорту и включает затем расходы в стоимость билета), билеты «Победы» не только не подорожали на фоне стоимости топлива, но и остались самыми дешевыми на рынке авиаперевозок по признанию крупнейших продавцов авиабилетов.

Сами клеим бирки на чемоданы. А это уже не про деньги, а про новые технологии. Теперь уже в двух столичных аэропортах пассажиры могут сами регистрировать свой багаж – то есть печатать бирки, крепить их к чемоданам и отправлять свою поклажу по транспортеру. Зачем? Чтобы не стоять в очереди к общим стойкам регистрации. Для самостоятельных путешественников предусмотрены отдельные.

Терминалы для самостоятельной регистрации на рейс.

Терминалы для самостоятельной регистрации на рейс.

Фото: Иван ВИСЛОВ

В “Шереметьево” пассажиры внутренних рейсов “Аэрофлота” уже два года могут проделывать этот фокус, а недавно в “Домодедово” ввели такую же услугу для путешествующих рейсами S7.

Как это работает? Нужно зарегистрироваться на рейс онлайн и уже в аэропорту перед сдачей багажа приложить к сканеру посадочный талон (можно с экрана смартфона или планшета)– исходя из его данных и будет напечатана бирка.

Новые возможности для пассажиров «Аэрофлота». Сразу после покупки билета пассажир может взять место, где ему будет по-настоящему удобно. Например, подальше от туалета или суеты бортовой кухни.

К тому же возможность заранее выбрать место самолете – распространенная в мировой гражданской авиации практика, в том числе среди премиальных перевозчиков. Данный сервис предлагают авиакомпании, отмеченные наивысшим рейтингом «пять звезд» от британского агентства Skytrax.

Теперь пассажиры с билетами по тарифам «Бюджет» и «Промо» могут заранее и за отдельную плату выбрать себе желаемое место в салоне до начала регистрации на рейс. Платный выбор места уже действует на рейсах «Аэрофлота» между Москвой и Магнитогорском, Саратовом и Белгородом. Но в ближайшее время воспользоваться услугой смогут пассажиры других рейсов авиакомпании.

Еще у пассажиров эконом-класса «Аэрофлота» (тарифы «Эконом» и «Комфорт») появится возможность за доплату пересесть в «бизнес». Эту услугу можно оформить уже после покупки билета: не раньше, чем за 72 часа до вылета, но и не позже, чем за 2 часа до времени рейса. Услуга предоставляется, если в самолете есть места. Если оказать услугу невозможно (например, в последний момент все места в «бизнесе» оказались заняты), то деньги пассажиру вернут полностью.

Внедрение этих услуг – только часть большой работы «Аэрофлота», чтобы сделать перелеты удобными для пассажиров. Поэтому неудивительно, что кроме услуг на борту компания энергично развивает информационные технологии.

В последнее время «Аэрофлот» включил сразу несколько новых опций в свое мобильное приложение для Android-устройств.

Во-первых, в приложение добавили возможность оплаты с помощью Google Pay. Этот способ платежа позволяет не вводить данные банковской карты вручную и делает операции безопаснее. Во-вторых, в приложение добавили возможность сохранять купленные билеты, посадочные талоны и карту «Аэрофлот Бонус», что упрощает сборы в дорогу: смартфон почти всегда с собой, чего не скажешь про бумажные билеты и пластиковые карты.

Ручная кладь размером 10х10х10 см.

“Победа” пригрозила ограничить размеры ручной клади... ну, скажем, паспортом и мобильником. Без паники. Это, скорее, эпатажная реакция на решение суда. Перевозчик недавно проиграл дело – Апелляционная коллегия Верховного суда отклонила жалобу “Победы” на правила перевозки ручной клади, утвержденные Минтрансом. В августе ее отклонил и сам Верховный суд.

Апелляционная коллегия Верховного суда отклонила жалобу “Победы” на правила перевозки ручной клади, утвержденные Минтрансом.

Апелляционная коллегия Верховного суда отклонила жалобу “Победы” на правила перевозки ручной клади, утвержденные Минтрансом.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Напомним, из-за чего сыр-бор.

По Федеральным авиационным правилам авиакомпании должны перевозить в салоне бесплатно помимо ручной клади минимум в 5 кг еще ряд предметов, сверхнормативных и неизмеряемых: дамскую сумку, рюкзак, букет цветов, костюм в портпледе, верхнюю одежду, лекарства, покупки из дьюти-фри, при необходимости – костыли и тд. Вместе с тем Воздушный кодекс обязывает перевозчиков делать это безопасно и с учётом характеристик самолета. «Победа» получила расчёты производителя Boeing под тип своих самолетов. Производитель считает, что максимальные габариты всех вещей пассажиров в салоне Boeing 737 NG не могут превышать 36х30х27 см при максимальной загрузке (а у «Победы» почти все рейсы полные). В противном случае или не хватит места для ручной клади части пассажиров, или лишний багаж будет размещаться небезопасно. «Победа» добивается упразднения обязательства перевозить в салона сверхнормативные вещи, которые не имеет права взвешивать и измерять (справедливости ради, компания не имеет претензий к вопросу перевозки необходимых детям и инвалидам вещей и даже выделила отдельное место). Перевозчик предупредил, что вместимость салона от решения суда не изменится и против безопасности компания не пойдет.

Вот лоукостер и пообещал, если снова суд проиграет (а есть еще Президиум Верховного суда), довести свои требования по габаритам до абсурда и ограничить размеры ручной клади 10 сантиметрами. Чтобы оставалось место в калибраторе для дамских сумочек и рюкзаков. Впрочем, давайте подождем – может, не такой уж и фейк.

ЦЕНА ВОПРОСА

Летать стало дороже из-за цен на топливо

10 тысяч 130 рублей в среднем платил каждый пассажир за перелет по стране туда и обратно в 2018 году (это данные за январь – ноябрь, по подсчетам сервиса путешествий OneTwoTrip). Понятно, что это средняя температура по больнице, в которую входят и цены на билеты между Москвой и Питером, и во Владивосток с Петропавловском-Камчатским. Но тем не менее, она стала выше. В 2017 году средний чек за полет внутренними рейсами составлял 9 тысяч 679 рублей.

При этом тарифы авиакомпании практически изменились всего на 2,2%:

• 7776 рублей в 2018 году

• 7606 рублей в 2017 году

А вот сборы за топливо и обслуживание в аэропортах увеличились на 13,5%:

• 2354 рубля в среднем в 2018 году

• 2073 рубля в 2017 году

Кстати, в предыдущие три года (2015-2017) размер сборов снижался, на 3,7 и 11,5% соответственно. В нынешнем году “Аэрофлот”, к примеру, уже дважды повышал топливный сбор на внутренних рейсах. В авиакомпании объясняют это дорожающим топливом: тонна авиационного керосина сейчас стоит на 30% больше, чем в январе.

Эконом-класс

ТОП-3 АВИАКОМПАНИИ С САМЫМИ ДЕШЕВЫМИ БИЛЕТАМИ ПО РОССИИ

• “Победа” - 3170 рублей средний чек за билет на внутренние рейсы в одну сторону в сентябре – ноябре 2018 года

• “Азимут” - 4090 рублей

• Red Wings – 4140 рублей

ТОП-3 АВИАКОМПАНИИ С САМЫМИ ДЕШЕВЫМИ БИЛЕТАМИ ЗА РУБЕЖ

• “Победа” - 3850 рублей

• Red Wings – 6830 рублей

• NordWind – 8220 рублей

Конечно, все самые дешевые билеты продаются по безбагажным тарифам, но, хоть большинство пассажиров и отказывается от допуслуг в пользу экономии, многие все же доплачивают за чемоданы и сами сравнивают цену с классическим багажным тарифом. У “Аэрофлота”, например, 23 кг багажа включены во все тарифы. Так или иначе – на некоторых маршрутах разница между “Победой” и другими перевозчиками измеряется даже не в процентах, а в разах. С другой стороны, вряд ли уместно сравнивать авиакомпании с разными моделями. Лоукостер – на то и лоукостер, чтобы продавать все услуги отдельно. Средняя стоимость авиабилетов “Победы” из Москвы в Хельсинки, Лондон и Карловы Вары в 5 раз меньше среднего чека остальных авиакомпаний. В Улан-Удэ и Томск – в три раза.

По данным сервиса путешествий OneTwoTrip.

НАЛЕГКЕ

52% пассажиров летают рейсами российских перевозчиков без багажа, только с ручной кладью. Это данные за первые три квартала 2018 года.

Путешествующих налегке становится все больше:

49% поднимались на борт самолета без чемоданов в 2017 году

42% - в 2016 году

Чаще всего без багажа летают рейсами S7, Utair и “Победы”.

По данным сервиса путешествий OneTwoTrip.

ЦИФРА

99,18 миллионов человек перевезли российские авиакомпании с января по октябрь 2018 года. Это на 10,4% больше, чем за те же месяцы прошлого года.

РЕКОРД

А еще осень-2018 отметилась рекордно длинным для российских авиакомпаний беспосадочным перелетом. “Россия” запустила прямые рейсы из Москвы в аэропорт Денпасар на индонезийском острове Бали. Маршрут – 10 600 километров. До сих пор главным марафонцем считался “Аэрофлот”, выполняющий рейсы из Москвы в Лос-Анджелес протяженностью 10115 км.