Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество29 марта 2019 9:15

Вместо табурета будет интернет. Как собираются изменить трудовое обучение в школе

Чтобы шагать в ногу со временем Министерство просвещения приняло Концепцию развития технологического образования [опрос]
Школьники на уроке труда.

Школьники на уроке труда.

Фото: Олег РУКАВИЦЫН

Скажем честно: нынешние уроки технологии в школе - одни из самых бестолковых. Они оторваны от жизни куда больше, чем школьная физика с математикой: кое-где занятия до сих пор идут чуть ли не на трофейных станках, которые во всем остальном мире давно уже перекочевали в музеи. Не удивительно, что во многих лицеях и гимназиях их втихую заменяют более «полезными» с точки зрения образования предметами.

Кроме того, недоумение вызывает разная программа для девочек и мальчиков. Можно подумать, мальчишкам не понадобится умение пришить оторванную пуговицу или приготовить себе завтрак, а девочкам ни разу в жизни не потребуется повесить полку...

В общем, претензий и вопросов к этому предмету накопилась масса. Чтобы занятия стали действительно полезными для детей, была составлена специальная Концепция развития школьного технологического образования, которую уже приняло Министерство просвещения. К каким революционным преобразованиям это приведет? Об этом нам рассказал один из авторов Концепции, профессор Алексей Семенов, академик РАН и РАО.

Долой устаревшие технологии

В теории, уроки технологии должны готовить будущих инженеров и развивать у детей техническое мышление. Но по факту эти занятия недалеко ушли от уроков труда в советской школе, хотя сами технологии за это время совершили огромный прорыв.

- Наша школа враждебна по отношению к технологиям, хотя во всем мире цифровизация идет полным ходом, - рассказывает Алексей Семенов. - Возникает огромная пропасть между школой и реальным миром. Уроки мало связаны с другими предметами, и они не нравятся детям, потому что мы заставляем их заниматься скучным и грязным делом.

Современным школьникам вряд ли пригодится в жизни умение обращаться с допотопными станками, А шить одежду для себя нынче дорогостоящее развлечение, которое могут себе позволить только обеспеченные люди. Так зачем засорять этим мусором школьную программу, которая и так не резиновая?

- Мы пытаемся убрать из программы то, что человеку уже никогда не понадобится, - объясняет академик. - Например, раньше люди помнили наизусть сотни номеров телефонов, а сейчас они хранятся в памяти мобильников. У слепых снижается брайлевская грамотность (умение «читать» пальцами - Ред), потому что есть голосовые помощники, которые и прочтут, и напишут сообщения. Людям больше не нужно уметь делить столбиком на бумажке - для этого в повседневной жизни есть калькуляторы.

Профессор, академик РАН и РАО Алексей Семенов. Фото mipt.ru

Профессор, академик РАН и РАО Алексей Семенов. Фото mipt.ru

От гончарного круга до 3D принтера

Это вовсе не значит, что школьников перестанут учить работать руками.

- Ученики получат практические навыки разного уровня - ту же чайную чашку они смогут вылепить на гончарном круге или напечатать на 3D-принтере, - объясняет академик. - Кроме того, необходимо знакомить их с промышленным дизайном, чтобы дети понимали, почему вещи устроены именно так и как всё это работает.

Кроме того, на уроках технологии детей будут учить навыкам, которые пригодятся и на других предметах. Например, компьютерному набору, чтобы быстрее и лучше готовить рефераты. Моделированию, чтобы лучше понимать процессы в физике, химии и биологии. Анализу данных и работе с алгоритмами, что позволит разгрузить программу по математике и информатике.

С миру по нитке, детям на учебник

От традиционных учебников по технологии авторы новой концепции тоже предлагают отказаться. И это логично: за то время, пока учебник пишется, проходит экспертизы и поступает в школы, информация в нем успевает наполовину устареть.

- Учебник в печатном виде может существовать в формате обзора или навигатора - указывать, где искать ту или иную актуальную информацию в интернете, - считает Алексей Семенов. - Кроме того, я не думаю, что возможен единый учебник для всей страны. Напротив, нужен простор для технологического творчества.

Разработать свой курс или модуль сможет любой желающий, но в школы он попадет только после строгой государственной и общественной экспертизы.

- Школы вместе с предприятиями могут создавать свои, актуальные именно для них модули - например, познакомить учеников с особенностями местного производства, - приводит пример академик. - Затем модуль проходит экспертизу и получает финансирование, чтобы прийти в соответствие с программой и требованиями. А после этого его можно использовать в любой другой школе.

Три ЕГЭ по цене одного

Сама концепция ещё проходит обсуждение и дорабатывается. По некоторым предложениям однозначного решения пока нет.

Например, авторы предлагают разрешить детям пользоваться гаджетами и сервисами на ЕГЭ и ГИА - ведь мы ими пользуемся в реальной жизни. Но как тогда отличить знание предмета от умения гуглить в интернете, пока не очень понятно.

Кроме того, предполагается сделать единый базовый экзамен по математике, технологии и ИКТ. Чтобы сдать его, нужно будет владеть базовыми знаниями и навыками, которые пригодятся просто в повседневной жизни. А для поступления в технические и инженерные вузы выпускники смогут выбрать профильные ЕГЭ по этим предметам. Обсуждается и идея технологического портфолио, за которое дети смогут получить бонусные баллы.

Но в ближайшем будущем такие кардинальные перемены школьникам не грозят. А вот учителям технологии рекомендуют начать готовиться и знакомиться с IT уже сейчас.

Чему будут учить «трудовики»:

- Компьютерное черчение и промышленный дизайн;

- 3D-моделирование и прототипирование;

- Технологии обработки материалов ( от ручной до станков с ЧПУ и лазерной обработкой);

- Нанотехнологии;

- Робототехника и системы автоматического управления;

- Технологии электротехники, электроники и электроэнергетики;

- Строительство и транспорт;

- Агро- и биотехнологии;

- Обработка пищевых продуктов;

- Технологии умного дома и интернета вещей;

- Технологии в маркетинге, рекламе и СМИ.

МНЕНИЕ СКЕПТИКА

Мечтать не вредно

Оксана КАЛЬНИНА

Да, программу «Технологии» нужно менять - кто ж спорит! И авторы новой концепции раскрывают нам широкие горизонты. И промышленный дизайн тебе, и гончарное дело, и прочая, прочая, прочая. Только сейчас, в 2019 году, в лицее моего сына нет возможности устроить хоть какие-то мастерские - здание старое, начала прошлого века, переполненное. Поэтому технологию они проходят по учебнику и на коленках. Та же самая картина - в соседней школе. Да и в сотнях школ по всей стране. Где-то обычные электрические плиты не меняли со времен царя гороха и они еле теплятся. Бумагу для обычных принтеров закупают вообще-то родительские комитеты. А разработчики новой концепции мечтают о 3D-печати...

Но даже это не главное. Сейчас любая технология устаревает просто на глазах. То что вчера вышло из научной лаборатории, послезавтра уже массово штампуют в Китае. Так что пока учебники и программы примут и они дойдут до школ, они опять окажутся устаревшими и бесполезными. Может, плюнуть на идею учить всех и всему? Три урока на нанотехнологии, пять - на компьютерное моделирование и черчение, за урок пройти пищевое производство и техгологии умного дома? Поставить себе решаемые задачи: познакомить детей хотя бы с местным производством. Но не на бумагах, а прямо в цеху, на поле, стройплощадке?

...А вообще так и вижу: трудовик Сергей Витальевич, сдав раритетный токарный станок в утиль, снимает свой синий халат и говорит: «А сейчас, дети, мы узнаем, что такое нанотехнологии. Доставайте свои микроскопы. Дизайн-концепты нового легкового автомобиля, которые я задавал на дом неделю назад, можете сложить вон в тот угол. Только не помните гибрид пшеницы и тополя, который мы с 7Б вырастили на агротехнике»...

«Иди-ка ты, товарищ, с производства!»

Сергей ПОНОМАРЕВ

Мой учитель труда в специализированной английской школе, как-то затесавшейся в сугубо пролетарский район Уралмаш в Свердловске (теперь Екатеринбург), сухонький старичок в аккуратном синем халате, относился к своему педагогическому призванию с полной ответственность. Нет, он не учил нас делать скворечники или строгать табуретки, считая это несерьезное занятие полной фигней, на которое не стоит тратить учебное время. Учитель труда, сам отмантуливший сорок лет на заводе, считал, что готовит из нас пролетарские трудовые резервы. Будущих слесарей, токарЕй и фрезеровщиков.

Поэтому учебные мастерские в преимущественно гуманитарном среднем учебном заведении ничуть не отставали по оснащению от какого-нибудь краснознаменного ГПТУ - ровные ряды слесарных тисков перемежались токарными и сверлильными станками, а отдельная комнатуха-инструменталка металлически блестела резцами, метчиками и фрезами.

Одна беда, как-то не очень серьезно мы относились к этой важной миссии. Однажды, не слишком сильно закрепив режущий инструмент в токарном станке, я подряд сломал два резца, чем сильно огорчил своего наставника. Застегнув свой халат на все пуговицы, он, строго глядя на меня, произнес воспитательно-обличительную речь:

- Вот будешь ты, Сергей, на заводе. Дадут тебе план и норму. Один раз деталь запорешь, другой раз деталь запорешь, а потом тебе скажут: «Иди-ка ты, товарищ, с производства-а-а!»

И ведь как в машинное масло смотрел мой трудовик: чтобы не срывать борьбу за план, до производства мне дойти как-то не случилось. Как и подавляющему большинству моих одноклассников - будущих историков, лингвистов, юристов, математиков и архитекторов. Даже один ветеринар затесался в наши ряды, а вот слесарей и токарей не оказалось ни одного.

Об одном жалею: при неудачных попытках привлечь меня к металлическому делу мой наставник совершенно не научил тем навыкам, которые мужику нужны в быту. Например, просверлить дырку в стене. Поменять прокладку в текущем кране. Или ликвидировать короткое замыкание. Так что про сломанные резцы я до сих пор помню, а ножи в доме не точены...