Северный Кавказ
Политика

Эксперимент Минобороны в Севастополе: как служит на Черноморском флоте первый женский экипаж

Корреспондент «КП»-Севастополь» провел день на борту патрульного катера П-834
Первый женский экипаж Черноморского флота проходит службу в Севастополе

Первый женский экипаж Черноморского флота проходит службу в Севастополе

Фото: Михаил ПАТЛИС

…К пирсу у Константиновской батареи подходит патрульный катер. Из-за яркого солнца приходиться щуриться. При сокращении дистанции вижу, что мне навстречу идут девушки. Промелькнула мысль – женщина на корабле к беде… Но в XXI веке этот стереотип уже не работает. Армия – убедительный тому пример.

Трое на катере

О том, что на Черноморском флоте формируется первый женский экипаж, заговорили в марте 2020 года. Министерство обороны России решилось на эксперимент – создать такую команду на патрульном катере. Сказано – исполнено. Командиром катера П-834 стала ефрейтор Анна Брикез, а старшим мотористом – ефрейтор Ольга Чулкова, кроме того в этой компании появился рулевой-сигнальщик – матрос Юлия Курочкина.

В Санкт-Петербурге девушки прошли специальное обучение, и теперь продолжают постигать азы мореходства уже в Севастополе. Несмотря на общее желание служить Родине, у каждой из представительниц прекрасного пола есть своя причина поменять «гражданский берег» на военный корабль.

Командир катера П-834 ефрейтор Анна Брикез, старший моторист ефрейтор Ольга Чулкова и рулевой-сигнальщик матрос Юлия Курочкина

Командир катера П-834 ефрейтор Анна Брикез, старший моторист ефрейтор Ольга Чулкова и рулевой-сигнальщик матрос Юлия Курочкина

Фото: Михаил ПАТЛИС

— У меня все просто. Один дедушка служил водолазом в Феодосии, второй — бортовым техником на Миг-8. Отец военный, мать в военторге на руководящих должностях всю жизнь проработала. Муж в органах. Собственно у меня выбора большого не было, — говорит капитан катера Анна Брикез.

Анна по профессии военный врач. Работая в военном госпитале, поняла, что «тыл не для нее». Начинала служить в Ростове, потом была Феодосия. В ноябре 2019 года в военную часть пришла телеграмма о том, что на Черноморском флоте формируется женский экипаж.

— Я даже не раздумывала. Подала заявку. И началось. Медкомиссии, психологи, тестирование, собеседование с вышестоящими руководителями. Итог – билет до Санкт-Петербурга и два месяца повышения квалификации, — рассказывает капитан катера Анна Брикез.

Запуск сигнальной ракеты это не фейерверками в Новый год стрелять.

Запуск сигнальной ракеты это не фейерверками в Новый год стрелять.

Фото: Михаил ПАТЛИС

«Я родилась для службы в армии»

Ольга Чулкова – старший моторист. Именно на её хрупких плечах и держится вся жизнь и «боеспособность» патрульного катера. На обучение в Санкт-Петербург она прибыла на две недели позже остальных, а потому в спешном порядке наверстывала упущенное. Впрочем, не только Ольга, но и весь экипаж катера засиживался за учебниками дотемна.

— Догонять девчат мне пришлось по морской подготовке. После, почти все свободное время тратила на изучение технической литературы. Не скажу, что было что-то из ряда вон сложное, просто гуманитарный склад ума и технический немного разняться. Мы сидели ночами не для того, чтобы вызубрить материал, а стремились понять, как все устроено. Были и практические занятия: отработка пожарной безопасности, латали пробоины в корпусе судна. Я считаю, что справились мы со всем достойно, ведь в нашем экипаже нет случайных людей, — делится воспоминаниями старший моторист.

Безопасность на судне превыше всего

Безопасность на судне превыше всего

Фото: Михаил ПАТЛИС

Кстати, Ольга не из военной династии. Из всех её родных и близких только супруг работает в полиции.

— Я, наверное, и стану той, с кого начнется наша военная родословная — смеется Ольга. — Когда узнала о том, что Черноморский флот ищет кандидатов в экспериментальный женский экипаж – поняла: «Вот мой шанс». Муж поддержал. За это я ему очень благодарна.

У Ольги двое детей. Сыну 15 лет, дочке 6 годиков. Кто с малой сидеть будет? Вопрос, конечно, волнует многих родителей. А тут особый случай – муж и жена при погонах, ненормированный рабочий день…

— У нас такой проблемы нет, – продолжает Ольга. — У нас хорошие бабушка и дедушка, и сказки на ночь прочитают и в садик отведут.

Море на замке

Патрулирование побережья — одна из главных задача нового экипажа, а потому без отработки боевых ситуаций никак не обойтись. За штурвалом капитан Анна Брикез. Скорость не крейсерская, всего 30 узлов (55 км/ч). Торопиться некуда, наша цель – наблюдение. Спустя 15 минут Юлия Курочкина подает сигнал: «На берегу у закрытого полигона замечена группа водолазов».

Завидев патрульный катер группа диверсантов пытается скрыться от преследования

Завидев патрульный катер группа диверсантов пытается скрыться от преследования

Фото: Михаил ПАТЛИС

По инструкции сообщаем о нарушителях оперативному дежурному Крымской военной базы. Запрашиваем разрешение на сближение. Роль водолазов-диверсантов исполняют военные черноморского флота. Завидев патрульный катер, они бросают вещи и скрываются среди скал. В тоже время по правому борту зафиксировано движение под водой. Предположительно это вторая группа диверсантов.

Граната РГД-5 в женских руках выгляжит более устрашающие. Но переживать стоит лишь неприятелю. Девушки обучены обращению с оружием не хуже мужчин

Граната РГД-5 в женских руках выгляжит более устрашающие. Но переживать стоит лишь неприятелю. Девушки обучены обращению с оружием не хуже мужчин

Фото: Михаил ПАТЛИС

— Чтобы обезвредить водолазов, применяются ручные гранаты РГД-5. Первый бросок производится для профилактики, и, если нарушители не всплывают самостоятельно, делается контрольный бросок. Как правило, у берегов глубина не слишком большая, и взрывной волны достаточно, чтобы парализовать нарушителей, — поясняет Юлия. — Кто-то может сказать, что это неженское дело, но служба в армии – это тоже работа и кто-то должен её выполнять. Женщины — не исключение. Мы готовы в любой момент встать на защиту нашей Родины. Именно этому нас учат. Именно поэтому мы здесь. Надеюсь, что наш пример вдохновит других женщин пойти в армию.

Во время учений все члены экипажа показали высокую подготовку и с поставленными задачами справились на «отлично». Пора возвращаться на берег.

Если в районе взрыва под водой окажутся водолазы противника им точно не поздоровится. Гранаты не учебные, а боевые

Если в районе взрыва под водой окажутся водолазы противника им точно не поздоровится. Гранаты не учебные, а боевые

Фото: Михаил ПАТЛИС

«Морской устав и немного косметики»

Служба в армии с её постоянными тренировками — один из лучших способов держать себя в форме и не набирать лишние килограммы. Без сомнения, фотографии девушек на фоне катера и Черного моря можно смело публиковать в женских журналах под заголовком: «Меня изменила армия». Все подтянуты, красивы и очень выразительны. Мужья такому результату только рады.

Матрос Юлия Курочкина, как и её боевые подруги мечтала служить в армии. Ну а, что. И работа пристижная и форма красивая

Матрос Юлия Курочкина, как и её боевые подруги мечтала служить в армии. Ну а, что. И работа пристижная и форма красивая

Фото: Михаил ПАТЛИС

— В плане косметики нам позволено все, но в определённых количествах. Что касается украшений, то обручальные кольца и сережки носить можно – только на время выполнения задания все снимается, — говорит Юлия, отмечая, что сейчас девушки активно готовятся к участию в праздновании дня ВМФ. — Наш катер также будет находиться в строю кораблей Черноморского флота. Мы задействованы в одном из эпизодов во время открытия праздника. Это очень значимое событие. Хочется не только выполнить все на «отлично», но и выглядеть красиво.

Разумеется, женский экипаж патрульного катера все еще считается экспериментальным, и наши девушки действительно первые на флоте. Хотя почему первые? В советской истории, годы Великой Отечественной войны, было немало примеров, когда хрупкие женщины и в разведку ходили, и винтовки держали так, что любой мужик мог поучиться. Так что у Анны, Ольги и Юлии есть достойный пример, как надо Родину защищать!

Русская команда на шведском катере

Катер «П-834» был построен в 2011 году и сразу же вошел с состав Федеральной службы охраны России. В дальнейшем катер был передан ВМФ, и в 2014 году переведен в Севастополь. Судно было спроектировано в Швеции на судоверфи Dockstavarvet AB.

Катер «П-834» был спроектирован в Швеции. Благодаря повышенной комфортности он иделально подходит для женского экипажа

Катер «П-834» был спроектирован в Швеции. Благодаря повышенной комфортности он иделально подходит для женского экипажа

Фото: Михаил ПАТЛИС

Катер имеет в своей основе алюминиевый корпус и оснащен ГЭУ суммарной мощностью 2200 лошадиных сил, что позволяет ему развивать скорость полного хода в 50 узлов (92 км/ч).

На борту есть кровати, уборная, общая зона, в каютах - микроволновка, телевизор. Максимальное время автономной работы катера – 24 часа. При необходимости оно может быть продлено засчет дополнительного топлива на борту и запасов провизии.

Спасательной шлюпкой девушки управляют практически в совершенстве

Спасательной шлюпкой девушки управляют практически в совершенстве

Фото: Михаил ПАТЛИС

Экипаж катера всего три человека, в случае нештатной ситуации и при острой необходимости им предстоит заменять друг друга.