Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Интересное30 декабря 2020 7:00

Карты, деньги, бесконтакт

Семь финансовых технологий, изменивших нашу жизнь к лучшему
Антон КУБЫШКИН

По оценкам ЦБ, доля безналичных платежей в России в прошлом году превысила 70%. За последние 10 лет этот показатель вырос в 14 (!) раз. На это повлияло активное внедрение кассовой техники в регионах. В прошлом году эту тенденцию ускорила еще и пандемия. Как оказалось, новые платежные технологии не только выгоднее и удобнее, но и безопаснее для здоровья. «Комсомолка» выделила семь основных финансовых технологий, которые упростили нашу жизнь.

* прогноз.

По данным Центробанка.

Технология № 1. Безналичные платежи

Помните те времена, когда мы доверяли только наличным деньгам, а к виртуальным цифрам на банковском счете относились с опаской? В день зарплаты коллеги по полчаса стояли в очереди к банкомату. Сейчас все это ушло в прошлое. И причин для такого изменения в поведении несколько.

Во-первых, все привыкли к новой реальности и больше не боятся, что цифры на банковском счете обнулятся. Во-вторых, стало больше возможностей пользоваться картой. Раньше платежные терминалы стояли только в крупных городах и сетевых магазинах, а сейчас они есть даже в небольших поселках. По данным Mastercard, во время пандемии 43% россиян стали чаще пользоваться картой, а 22% признались, что вообще не используют наличные.

Технология № 2. Бесконтактная оплата

Один из важных плюсов оплаты картой – скорость обслуживания. Не надо искать в кошельке нужные купюры и монеты, а потом ждать, пока кассир найдет сдачу. Но при оплате обычной картой времени тоже уходит много. Ее нужно воткнуть в терминал и ввести пин-код.

Движение очереди в магазине значительно ускорила бесконтактная оплата, которая появилась в России благодаря платежной системе Mastercard (см. графику). Во время пандемии эта технология по-настоящему выстрелила. По данным компании, бесконтактную технологию оплаты в России освоили 78% россиян. При этом 16% впервые попробовали эту технологию именно в прошлом году.

СКАЗАНО

«Россия - страна номер один в мире по количеству бесконтактных транзакций. А ведь это далеко не первый рынок, где они появились. Мы видим у россиян огромный интерес к передовым технологическим решениям. И российский банковский сектор поддерживает эту тенденцию, внедряя все больше платежных инноваций».

(Майкл Мибах, директор по продуктам и инновациям Mastercard - в интервью Forbes в ноябре 2019 года).

Технология № 3. Деньги – в смартфоне

Помните эту глупую ситуацию. Когда подошел к кассе с полной корзиной, а кошелек забыл дома. Сейчас такое представить сложно. Телефон мы берем с собой всегда. А в нем есть доступ ко всем имеющимся у нас картам: и банковским, и дисконтным. По последним данным Mastercard, около трети опрошенных жителей России (36%) предпочитают оплачивать покупки смартфоном.

По словам экспертов, такие операции не только удобнее, но и обладают самым высоким уровнем безопасности. Для передачи информации используется токен и криптограмма, которая действует как одноразовый код. Продавец не видит реквизиты карты, поэтому персональные данные клиента надежно защищены.

Технология № 4. Разнообразие форм-факторов

Но даже телефон мы не всегда берем с собой. Например, когда хотим отдохнуть от общения. Или когда идем плавать в бассейне или на море. Благо, платить теперь можно не только картой или смартфоном, но и другими устройствами. Форм-факторов много: часы, брелки, браслеты и даже кольца.

К примеру, в прошлом июне в России стартовали продажи Mi Smart Band 4 NFC – специальной версии фитнес-браслета, поддерживающей бесконтактную оплату. А чуть позже была запущена платформа ELARI SmartPay – недорогая и простая в использовании цифровая альтернатива карманным деньгам. Этот платежный аксессуар могут использовать даже дети. Родители могут кидать на электронный кошелек деньги со своей карты и устанавливать суточный лимит.

Технология № 5. Онлайн-шопинг

Продвинутые клиенты давно заказывали продукты питания и другие товары по интернету. Но большинство привычно ходили в магазины у дома или раз в неделю проводили полдня, толкая тележку в «Ашане». Режим самоизоляции сподвигнул большинство торговых сетей, работающих офлайн, в срочном порядке налаживать возможность онлайн-заказов и предлагать клиентам услуги доставки.

По данным Mastercard, в этом году онлайн-шопинг стал одним из основных способов совершения ежедневных покупок: 45% опрошенных сообщили, что теперь чаще заказывают товары в интернете. Платежные системы постоянно совершенствуют технологии, чтобы этот процесс был максимально бесшовным для клиента. Но при этом оставался безопасным – с точки зрения сохранности средств.

ДОСЛОВНО

«Мы все адаптируемся к новому образу жизни и чаще совершаем покупки через интернет. Это касается не только товаров первой необходимости, но и виртуальных развлечений – от кино до фитнеса. Приспосабливаясь к новым условиям, люди ищут новые способы, как перенести повседневную жизнь в режим онлайн. Им как никогда нужен доступ к цифровой экономике – и мы постоянно работаем над тем, чтобы сделать онлайн-шопинг более простым, доступным и безопасным для всех».

(Марк Барнетт, президент Mastercard в Европе).

Технология № 6. Интеграция в социальные сети

Отличительная особенность нынешнего времени – ассортимент возможностей. Это раньше, чтобы отправить деньги, нужно было идти на почту или в отделение банка и там делать перевод. Да еще и платить за это несколько процентов от суммы.

Теперь, чтобы отправить деньги другому человеку, требуется буквально несколько секунд. И для этого можно использовать любой удобный инструмент. Это можно сделать по номеру карты или номеру телефона, зачислить деньги на счет мобильного или передать через социальную сеть.

К примеру, Mastercard внедрила технологию, позволяющую отправлять средства через социальную сеть ВКонтакте. По данным опроса, 37% пользователей заявили, что используют ее для помощи друзьям и родственникам, а 32% – для того, чтобы занять деньги или вернуть долг.

Технология № 7. Безналичные чаевые

В последние годы с ростом безналичных платежей у клиентов кафе и ресторанов стала возникать проблема. Как дать чаевые официанту, если с собой только карта? Отправлять деньги по номеру телефона или специально носить с собой небольшие купюры? В июле Mastercard и платформа Etiquette решили эту проблему - запустили сервис безналичных чаевых.

Клиенту нужно лишь навести камеру смартфона на QR-код в чеке. Система автоматически переведет на страницу оплаты. Там нужно выбрать процент от суммы чека, который вы хотите оставить официанту. После этого деньги зачислятся на его карту.

ЦИТАТА

«Наш следующий шаг по развитию безналичной экономики в стране – запуск системы токенизации для торговых предприятий. Новый сервис принесет российским пользователям новое удобство при совершении оплаты».

(Антон Шигапов, вице-президент по развитию цифровых платежей Mastercard в России).

РЕЗЮМЕ

Технологии будущего

Нет сомнений, что платежные технологии будут развиваться и дальше. Основная цель этой тенденции – сделать процесс оплаты бесшовным и как можно более удобным, чтобы покупки происходили моментально и максимально экономили время пользователя. При этом дополнительные возможности может дать искусственный интеллект, биометрия, виртуальная реальность и интернет вещей.

К примеру, по данным Mastercard, девять из десяти покупателей предпочитают использовать для подтверждения оплаты свои биометрические данные, а не вводить пароли. В этом случае число отказов от совершения платежей снижается на 70%. То, как вы держите телефон, как вводите текст, – эти действия у каждого человека уникальны, и они помогают определить, действительно ли данный платеж совершаете именно вы. Этот тренд внедряется уже сейчас и будет очень востребован в будущем.

Интернет вещей (или «умные устройства») может не только использоваться для оплаты товаров и услуг, но и на основе открытых данных и привычек пользователя рекомендовать что-то полезное владельцу. Дополненная и виртуальная реальность переносят шопинг в наши гостиные, а искусственный интеллект помогает осуществлять безопасные платежи и делает эти процессы намного более персонализированными. По всей видимости, платежные технологии в России и в мире будут развиваться и дальше. Во многом благодаря Mastercard.

СПРАВКА «КП»

Mastercard – это не просто платежная система, но и глобальная технологическая компания, работающая в платежной индустрии, которая предоставляет инновации и решения в финансовой сфере. Своей миссией Mastercard видит развитие и усиление цифровой экономики, дающей преимущества всем и повсюду, обеспечивая безопасные, простые, технологичные и доступные транзакции. Цель компании – создание устойчивого мира без наличных, который открывает бесценные возможности для всех.

ГРАФИКА 2

Какие технологии появились в России благодаря Mastercard

2008

Демонстрация первой в России транзакции по бесконтактной технологии

2011

Введение первой бесконтактной технологии на транспорте («Аэроэкспресс»)

2012

Появление первых в России SIM-карт, позволяющих совершать оплату смартфоном по технологии NFC. Прием бесконтактных платежей в ГУМе

2013

Безналичная оплата в Московском метрополитене

2015

В метро Москвы и Санкт-Петербурга установлены первые турникеты с технологией бесконтактной оплаты

2016

Запущен сервис токенизации. Держатели карт Mastercard первыми в России начали пользоваться сервисами Apple Pay и Samsung Pay

2017

Запуск бесконтактной оплаты в общественном транспорте более 15 российских городов России

2018

Появление первого сервиса денежных переводов по номеру телефона

2019

Запущен сервис по снятию наличных на кассе при оплате покупок картой – «Наличные с покупкой». Появился Кошелёк Pay и сервис оплаты часами линии SwatchPAY!

2020

Mastercard и Яндекс.Касса реализовали технологию токенизации MDES for Merchants при онлайн-оплате в электронной торговле.