Премия Рунета-2020
Калининград
+5°
Boom metrics
Звезды5 июля 2022 19:32

Николай Цискаридзе: Когда культура в стране опускается, это означает, что вас захватили

Ректор Академии Русского балета имени Вагановой впервые прилетел в Калининград со своими выпускниками
Цискаридзе исколесил с гастролями всю страну, но в Калининград приехал впервые в жизни.

Цискаридзе исколесил с гастролями всю страну, но в Калининград приехал впервые в жизни.

Фото: Александр КАТЕРУША

На этой неделе в Калининграде высадился культурный десант из Санкт-Петербурга во главе с ректором Академии Русского балета имени Вагановой народным артистом РФ Николаем Цискаридзе. В среду, 6 июля, впервые на сцене «Янтарь-холла» в Светлогорске состоится выпускной концерт учащихся этой старейшей балетной школы России. Спектакль посвятили 95-летию выпускника академии - народного артиста СССР гениального балетмейстера Юрия Григоровича: в программу вошел 3-й акт из балета «Раймонда» в его постановке.

Николай Цискаридзе рассказал о предстоящем большом концерте и отборе юных артистов балета из Калининграда для обучения в академии.

«Меня отговаривали лететь в Калининград»

- Так вышло, что мы собирались выехать в разные регионы, но из-за чудовищной ситуации с ковидом этого не получилось ни в конце 2021-го, ни и в начале 2022 года. Мы должны были поехать в Кемерово, выступать в Швейцарии, два раза в Корее... И было так: «Вылетаем на следующей неделе!» А потом опять какие-то глупые ограничения, этот идиотизм. Не могу описать это количество отмен. Все отменялось, в том числе и заграничные поездки. Мы в итоге были только в Москве и вот приехали в Калининград.

- Из-за обострения геополитической обстановки вокруг нашей области теперь ходит много разных слухов о блокаде, изоляции. Вам не страшно было лететь?

- Вообще, все это задумывалось, когда еще не было политических ситуаций, и поездка в Калининград стояла среди большого количества предложений. Буквально в конце июня, когда мне сказали, что начались сложности с транспортом в Калининградскую область, что может быть опасно и так далее, я подумал: «Неужели все опять отменится?» И вот мы прилетели, и я, если честно, еще не верю, что я в Калининграде. За последние полторы недели мне все время кто-то говорил, что это невозможно. Мало того, много людей говорили: «Не надо рисковать. Ты везешь детей. Вы окажетесь чуть ли не в блокаде». Запугивали сильно, уговаривали отказаться. Но я не отказался, и родители детей, которые приехали со мной, не отказались. Мне было безумно приятно.

Я никогда не мог представить, что попаду в Калининград в такой период, когда по-настоящему этот край оказался в какой-то удивительной… Я даже не знаю, как это назвать. В удивительной зоне, куда нельзя лететь, как раньше, напрямую, а нужно в облет. Не представлялось, что я окажусь здесь с таким количеством детей в такое время, когда все так накалено. Я, признаться, в Калининграде первый раз.

- Ничего себе. И это при такой гастрольной жизни?

- Да, я Россию объехал вдоль и поперек. Но меня в Калининград никогда не звали. У меня один ученик из Калининграда, Паша Михеев, он танцует в Мариинском театре. Он меня все время звал в гости, но сложилось только сейчас.

Мне уже посоветовали, куда бежать. Я хочу посмотреть сохранившиеся старые районы города, сходить в музей «Альтес Хаус», посоветовали мне и Музей янтаря. Хотя янтаря я в своей жизни столько видел… Особенно в Петербурге в Екатерининском дворце. Меня удивить вряд ли получится.

«Ребенок - это кот в мешке»

- В Калининграде пройдет отбор детей, которые хотят учиться в Академии имени Вагановой. Как родителям рассмотреть в ребенке талант и решить, что нужно отправлять на отбор к профессионалам?

- Никакого таланта у ребенка не бывает. Это надо запомнить раз и навсегда. У детей бывают только способности. Критерии: рост, телосложение, мягкость мышц и подвижность суставов. Дальше их надо учить профессии, а уже потом, когда они выучатся и придут в театр, можно говорить о каком-то таланте. Старая известная формула – ребенка и животное на сцене переиграть нельзя. Любой ребенок победит самого гениального артиста. Он настолько обаятелен, что переиграет любого взрослого человека. Говорить о таланте у ребенка - это глупость. Всегда детей подбирают либо по росту, если нужен для массовки, либо по типажу: нужен рыженький, берут рыженького. А потом ребенок вырастает, и бывает, что после пубертатного периода становится обыкновенным и очень неинтересным персонажем. Даже у меня в карьере как у педагога такое было много раз. Когда мне казалось: «Ну вот это, вот оно! Сейчас ребенок вырастет - и будет большая звезда!» Но случается пубертатный период - и все, до свидания. А вот самый невзрачный ребенок становится вот! (Цискаридзе разводит руки в стороны, начинает смеяться и принимает позу, будто он на сцене. - Авт.). Я был очень невзрачным ребенком. И многие говорили, что у меня никогда ничего не сложится.

- То есть, выбирая ребенка, вы не можете сказать, что из него что-то получится?

- Отбирая детей, мы всегда берем кота в мешке. Мы не знаем, как ребенок в момент пубертатного периода трансформируется. Часто самый высокий ребенок в классе становится потом самым низким, а самая маленькая девочка вырастает до двухметрового роста.

Надеюсь, что в Калининграде мы кого-нибудь найдем и он попадет к нам в академию. Даже если мы отберем одного или двух, для региона это будет большой победой. Дети получат шанс учиться в самой главной школе классического балета в мире! Если у детей и их родителей есть желание, то это просто подарок. В противном случае, чтобы проверить, показать ребенка, родителям надо купить билеты до Санкт-Петербурга, договориться со знакомыми, чтобы их приютили, или снять гостиницу. А тут к ним приехали!

У меня в детстве не было такого шанса. Я сам вырос в очень жесткой системе. У меня мама была педагогом, очень строгим человеком относительно учебы. Не дай бог я принес бы четверку из школы! Я поступил в региональное училище, потом кусал локти, потому что очень долго пытался перевестись в столицу. Тогда в Советском Союзе была такая система: если ты не учишься в московском училище, ты не будешь танцевать в Большом театре. Если ты не учишься в ленинградском училище, ты не попадешь в Мариинский театр. У меня была только одна цель – попасть в Большой. Я поступил в московское училище и цели своей достиг. Я ничего больше не хотел!

О роли балета

- В сегодняшнее колючее, непростое время роль культуры, балета возрастает?

- Есть замечательная фраза о том, что та нация, которая не кормит свою культуру, кормит чужую армию. Когда культура в стране опускается, это означает, что вас захватили. Дай бог, чтобы как можно дольше наша культура была в авангарде.

- Как сегодня возродить интерес к балету у молодых людей? У того самого поколения зумеров?

- Если родители не приведут их в театр в детстве, не станут знакомить с этим жанром, то ничего никогда не произойдет. Все идет от семьи: хотим мы этого или нет, она влияет на формирование мира. Многим мамам гораздо удобнее дать в руки ребенку телефон с игрушками или iPad и больше его не слышать и не видеть. К сожалению, потом этим же родителям дети не принесут ничего хорошего. Я не за то, чтобы показывали балет, а за то, чтобы любой ребенок имел возможность гармонично развиваться и видел разные виды искусства. Ребенку надо дать шанс. Самое глупое дело - всучить ему гаджет и сказать «играй». Все закончится очень печально.

- Считаете ли вы, что российский балет в сегодняшней ситуации может утратить авторитет и признание?

- Нет. Классический балет как был самым главным, так и останется. Другое дело, что благодаря железной стене, конечно, Советский Союз во многом отстал от модерна. И несмотря на то что многие люди успешно занимаются балетом, это никогда не интересно публике. Сколько ни делают в Большом театре современной хореографии, в лучшем случае - исполняется 10 раз, при полупустых залах. Люди приходят и в середине уходят, это никому не нужно. А на «Лебединое озеро» или «Щелкунчика» никогда не попасть. Любой классический спектакль, а это могут сделать только русские, всегда пользуется огромным успехом. Один из самых выдающихся балетмейстеров мира Уильям Форсайт, западный хореограф, сказал очень интересную фразу, когда ставил в России: «Надо всему миру выделить колоссальные деньги на содержание балета в России, потому что такого классического балета в мире больше нигде не существует и существовать не может». Мы подарили эту систему, по которой учится весь мир. Но для того чтобы так учить, государство должно вкладывать деньги. А никто, кроме российского государства, такие суммы не вкладывает в бесплатное образование.

- А как быть нашим артистам в связи с сегодняшней изоляцией? Как обмениваться опытом, входить в коммуникацию?

- Это раньше мы ничего не видели, а теперь у вас в телефоне все есть. Обменивайтесь сколько хотите. С кем хотите созвонитесь и обменивайтесь.

- То есть не нужно налаживать какие-то мосты?

- Понимаете, политика давно живет отдельной жизнью. Такого бума, как в шестидесятых, не будет больше никогда. Мысль стала безумно воруема. Раньше, чтобы посмотреть спектакль, нужно было поехать в театр или дождаться, когда по телевидению покажут запись. А теперь уже через пять минут вы знаете, что там происходило.

Не надо рассказывать о какой-то изоляции. Я когда слышу слово «одиночество», мне становится смешно. Как можно считать себя одиноким, когда у вас есть интернет? Вам, журналистам, просто хочется о чем-то писать, вы должны зарабатывать деньги, вам нужны темы, вы их выдумываете. Но реальная жизнь немного другая. Сегодня мир изменился, уже третий год нет никаких гастролей, в мире их нет, потому что разорились все компании.

- Чего ждать зрителям от концерта в Светлогорске 6 июля?

- Мы удивим зрителей качеством и профессионализмом, которые присущи исключительно нашей великой школе. Это то, что обычно показывают в Мариинском театре и в Государственном Кремлевском дворце. Наверное, это какой-то знак, что мы в такое тревожное время должны были сюда прилететь для того, чтобы доставить удовольствие всем, кто здесь живет, кто приехал сюда отдыхать. Это удивительно. Это какая-то мистика.