Премия Рунета-2020
Северный Кавказ
+25°
Boom metrics

Заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин: «Малое кольцо железной дороги запустим в этом году»

В интервью Радио «Комсомольская правда» глава Стройкомплекса столицы ответил на самые интересные и важные вопросы [аудио]
Заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин

Заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин

Фото: Евгения ГУСЕВА

О НОВЫХ СТАНЦИЯХ МЕТРО

- Марат Шакирзянович, начнем разговор с общественного транспорта. Метро строится с фантастической скоростью. Куда на нем прокатимся в этом году и в ближайшее время?

- За последние 5 лет мы ввели 34 километра линий и 18 станций. Но самое главное - у нас есть задел на ближайшие три года вперед. Сейчас уже практически прорыто под землей 70 километров тоннелей, а в работе находятся 35 станций. В общей сложности разработаны проекты метро на 180 километров. Напомню, до старта программы в городе было 298 километров и 180 станций.

В этом году метро дойдет до Раменок. Это Калининско-Солнцевская линия, она состоит как бы из двух отдельных участков. Первый – от «Парка Победы» до Раменок, второй - до «Делового центра». Затем на станции «Деловой центр» будет пересадка на «второе кольцо» - отрезок от «Делового центра» до «Петровского парка».

Вторая новая ветка из тех, что сейчас строятся, для нас самая тяжелая. Это Люблинско-Дмитровская линия, которая проходит на глубине 60 метров под землей. То есть от «Марьиной рощи» до «Петровско-Разумовской» планируем достроить метро в этом году.

Таким образом, сегодня у нас самые активные работы на трех основных линиях - Калининско-Солнцевской, Люблинско-Дмитровской и Третьем пересадочном контуре. Начиная со следующего года, мы планируем каждый год вводить примерно по 20 километров и по 10 станций.

- Вопрос от наших читателей: «Когда откроется станция «Некрасовка» и вообще Кожуховская линия?»

- «Некрасовка» и Кожуховская линия появятся в 2018 году. Мы даже, может быть, участок от «Некрасовки» до «Косино» запустим и раньше - в конце 2017 года.

- А метро в Бирюлеве Восточном будет?

- По Генплану строительство метро там намечено после 2025 года. Сейчас дополнительно проводим туда линию обычного городского трамвая. Она соединит Бирюлево Восточное и Бирюлево Западное к 2018 году.

О ПРОБКАХ В ПОДЗЕМКЕ

- В городе все время открываются новые станции, присоединяются новые микрорайоны, в которых все больше народа живет. Раньше «Выхино» была конечной, и там постоянно собирались толпы пассажиров. Теперь давка начинается на несколько станций раньше. Метро в час пик все равно забито. Когда проектируются станции, рассчитывается ли эта выросшая нагрузка?

- Многие говорят, что увеличивается нагрузка на метро. Я вам скажу обратное – уменьшается. Количество пассажиров в метро или остается на том же уровне, или даже на 1 - 2% снижается.

Глава Стройкомплекса столицы ответил на самые интересные и важные вопросы

Глава Стройкомплекса столицы ответил на самые интересные и важные вопросы

Фото: Евгения ГУСЕВА

- Из-за новых станций?

- Да, метро расширяется, у людей появляется больше вариантов проезда, растет пешая доступность, поэтому количество пассажиров метро не увеличивается. Во-вторых, один из главных показателей метро – это комфортность. То есть, сколько человек приходится на один квадратный метр в вагоне. По нормам проектирования должно быть не более 4,5 человек на один квадратный метр. Это считается комфортной перевозкой. Мы проводили эксперимент - физически может находиться и 7 - 8 человек. Но все, что больше 4,5 пассажиров на квадрат, это не комфортно.

За счет новых линий в целом по всем линиям метро комфортность значительно улучшилась. Но на отдельных участках получился перегруз. Вы привели хороший пример – Выхино. До продления этой линии в Котельники в час пик в одном вагоне приходилось по 8 человек на один квадратный метр. Сегодня - 5 - 6 человек на квадратный метр. Когда мы запустим движение по железной дороге, мы еще часть подземного метро разгрузим. Ведь раньше обычное метро и железка были слабо интегрированы. Скоро это будет единая транспортная система. В этом году вместе с «Российскими железными дорогами» запустим 54 километра и 31 станцию наземного метро в виде Малого кольца железной дороги. Эта линия пересечется с 9 радиальными направлениями железной дороги и с 17 станциями метро. В этом году в Москве кардинально поменяются все транспортные потоки. Примерно год уйдет на привыкание людей к изменениям маршрутов. Но ввод МКЖД и новых станций обычного метро приведет к тому, что в метро станет намного комфортнее ездить.

- МКЖД поедет к Дню города?

- Мы настроены запустить до конца этого года. Пока планируем в сентябре. Дело даже не в Дне города, не в празднике. В сентябре люди из отпусков возвращаются. Поэтому к моменту, когда в городе транспортная ситуация всегда ухудшается, конечно, очень хотелось бы запустить новую дорогу.

После реконструкции, которая завершится ко Дню города, на главной улице столицы расширят тротуары для пешеходов, а число полос сделают одинаковым на всех участках.

После реконструкции, которая завершится ко Дню города, на главной улице столицы расширят тротуары для пешеходов, а число полос сделают одинаковым на всех участках.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

О ТРАНСПОРТНЫХ «СВЯЗКАХ» С ПОДМОСКОВЬЕМ

- В Московской области строятся огромные жилые районы. Понятно, что люди поедут на работу, скорее всего, в Москву. Планы застройки со столицей координируются?

- Мы серьезно планируем развитие всех жилых и промышленных районов города. Планирование с Московской областью сложнее. Градостроительная деятельность в области до прошлого года велась на уровне десятков муниципалитетов, поэтому это вообще скоординировать было крайне трудно. Но сейчас у нас уже начала появляться координация. Свои планы мы четко понимаем. Если бы мы сегодня не строили метро, развязки и дороги, то мы бы вообще стояли в сплошной пробке. Если видим, что невозможно обеспечить район транспортом, мы там не строим.

Вообще один из главных показателей эффективности работы каждого города – это время, которое люди тратят на дорогу от работы до дома. Мы строим метро, железные дороги, транспортно-пересадочные узлы, в целом меняем градостроительную политику. К транспортным артериям «притягиваем», если можно так выразиться, максимально больше недвижимости. То есть стараемся жилье и недвижимость для создания рабочих мест строить в пешей доступности от станций метро и железной дороги. Для того, чтобы люди как можно меньше времени тратили на дорогу.

Марат Хуснуллин на рабочие встречи ходит пешком

Марат Хуснуллин на рабочие встречи ходит пешком

Фото: Евгения ГУСЕВА

- А есть какая-то статистика?

- Конечно. У нас в среднем сейчас тратят 56 минут, а пять лет назад - 65 минут. Мы сравнивали себя с мегаполисами мира. Москва не на самом худшем месте. Казалось бы, мы сэкономили 8 минут, но можно эти 8 минут пересчитать на миллионы людей, которые каждый день их экономят утром и вечером, то есть в день 16 минут. Получается, что каждая сэкономленная в пути минута приносит колоссальный экономический эффект. Поэтому стратегическая задача – сделать так, чтобы люди как можно меньше времени тратили на дорогу, чтобы жили и работали в пешей доступности. Вот это высшее достижение градостроительного развития любого мегаполиса. Вот мы к этой цели идем, создавая новые центры развития. Просто расширяя дороги и строя метро, невозможно эту проблему решить.

- А сужая дороги? Тверскую урезали...

- Развитие города - это всегда задача комплексная. Центр города мы должны благоустроить, сделать удобным, сохранить историческое наследие. Нам в центре города транзитные автомобили не нужны. Мы четко рассчитали, какое количество полос должно быть на Тверской. Сейчас улица в одном месте шире, в другом - уже. Конечно, из-за ремонта два - три месяца всем придется терпеть неудобства. Мэрия в центре города находится, и каждое утро я тоже еду на работу, мне тоже неудобно.

- А как вы добираетесь на работу?

- Сейчас на машине. Но, если в центре у меня встречи в федеральных ведомствах, я хожу пешком. Или полчаса пешком идти, или 15 минут на машине. Уж лучше прогуляться.

О МАШИНАХ, ДОРОГАХ И РАЗВЯЗКАХ

- Рядом с нашей редакцией стадион «Динамо». Там построили целый офисный комплекс, которого раньше не было. На стадионе Юных пионеров тоже планируется большая застройка - офисы, жилье. Понятно, что люди будут сюда не только на метро приезжать, но и на машинах. В этом перекрестке Беговая, Третье транспортное кольцо, Ленинградский проспект и так всегда пробки. А скоро вообще получится транспортный коллапс. Когда дается разрешение на строительство, учитываются ли машины?

- Одна из наших градостроительных задач в том, чтобы люди максимально использовали для передвижений по городу общественный транспорт. Приведу простой пример. В центре Парижа вообще запретили строить парковки. Конечно, мы на такой шаг не идем. Мы минимизируем количество парковочных мест в строящихся сегодня новых офисах и жилых домах, но все-таки они предусмотрены. То есть мы поменяли наши подходы к парковочному пространству. Раньше, когда в центре строились офисы и жилые дома, то на квартиру выделялось не меньше двух парковочных мест. Нельзя этого делать. Центр города сегодня настолько насытился парковками и машинами, что он больше выдержать не может.

- Давайте честно скажем, есть план по вытеснению машин из центра города?

- Не вытеснение, а сокращение транспорта в центре города. В Москве исторически улично-дорожная сеть меньше, чем у любого мегаполиса, в 2 - 3 раза. В плотно застроенном городе увеличить дороги в два раза невозможно. Поэтому выход только один – ограничение, замена на общественный транспорт и на такси.

- Но дороги в городе строятся. Северо-Восточная хорда вызвала протесты москвичей. Шестиполосная дорога пройдет рядом с домами. Еще и деревья под нее вырубаются...

- Мы строим в год примерно около 100 километров дорог плюс развязки. В мегаполисе, а не в чистом поле. Это в поле сто километров проложить – раз-два и все. А в городе все серьезнее и сложнее: нужна перекладка сетей, коммуникаций, освобождение участков. За последние пять лет на 14 вылетных магистралях реконструировали 12 развязок. Это одна из основных причин, почему трафик стал лучше. Ведь там были узкие места, которые держали МКАД и подъезды к ней. За это время в столице количество автомобилей выросло на 20%, но город ездить стал лучше благодаря целому комплексу мер. Это и новые развязки и вылетные магистрали с полосами для общественного транспорта, и активное строительство новых линий и станций метро, и ограничение парковочного пространства.

Конечно, дороги будем строить, останавливаться не собираемся. К 2018 году завершим Северо-Западную хорду, которая с севера до запада фактически будет пересекать весь город. К 2018 – началу 2019 года, кроме одного - двух участков, построим Северо-Восточную хорду. Это будет объездная дорога с севера до развязки Вешняки – Люберцы, с выходом на Некрасовку и на дорогу Москва – Казань, через Ногинск. Одновременно завершим строительство Южной рокады. Это продление Рублевского шоссе, соединение с Пролетарским проспектом и дальше выход на МКАД. Вот эти три ключевые дороги должны заменить Четвертое транспортное кольцо.

- А не проще было это кольцо построить?

- Мы отказались от него, потому что на Четвертое кольцо пришлось бы потратить почти триллион рублей. Это невозможные деньги, поскольку дорога проходила бы в основном по плотно застроенным районам. Поэтому приняли решение - две хорды, одна рокада. Считаем, это будет альтернатива Третьему транспортному кольцу. Самое главное, что машины не по кольцу поедут, а туда, куда им надо, смогут съезжать на радиальную дорогу. В итоге с севера до востока города минимум миллион жителей улучшат свою транспортную доступность. Но естественно, что для нескольких домов рядом с трассой ситуация ухудшится. Поэтому мы ремонтируем эти дома и меняем окна на шумозащитные. Если вырубаем одно дерево из-за транспортного строительства, то минимум высаживаем два там же. Если нет возможности, тогда рядом, но именно в этом районе. Это проблема любого мегаполиса. Но везде 80 - 90% жителей выступают за то, чтобы строить дороги.

- Может, лучше людей переселить и дома снести?

- Если по нормам можно реконструировать дом, мы его оставляем. Если по нормам нельзя этого сделать, тогда расселяем и сносим.

- Еще о развязках. Хочу посмотреть в глаза тем, кто проектировал развязку на Ленинградском проспекте от «Сокола» до «Беговой». Там постоянно то пробки, то аварии, то еще что-то. И это недавно реконструированная магистраль. Надо взять проектировщиков и проехать с ними.

- А они ездят. И вас могут взять с собой. Бывает, я сам выезжаю, смотрю. Если где-то что-то неправильно, мы пытаемся менять по ходу проектирования и строительства. Надо разбирать каждый случай. При таком большом строительстве ошибки тоже неизбежны. Но будем их исправлять.

- Канатная дорога на Воробьевых горах появится?

- Эта дорога будет работать как подъемник на горнолыжные спуски для детско-юношеской спортивной школы на Воробьевых горах и для трамплина. И второе. Инвестор предложил ее продлить до Лужников, то есть получится еще и транспортная артерия. Чтобы со смотровой площадки Воробьевых гор попасть в Лужники, можно будет сесть на канатку и, не делая круг, спокойно прокатиться туда или обратно, фотографируя виды. «Лужники» к чемпионату мира станут одним из лучших спортивных кластеров в мире. По уровню насыщенности спортивными сооружениями, по высочайшему уровню благоустройства. Сегодня стадион строят 2,5 тысячи человек и еще тысяча человек занимается благоустройством. Поэтому связка Воробьевых гор с Лужниками, я считаю, это очень хорошая идея. К 2018 году реконструкцию «Лужников» завершим.

ВОПРОС-РЕБРОМ

Что будет с кварталом «Погодинская»?

- В центре в Хамовниках сносится квартал на Погодинской улице с конструктивистскими домами. Общественность возмущается. Что там будет?

- В федеральном законодательстве четко прописано, что является памятником архитектуры, а что - нет. Если у объекта имеется статус памятника, то его снос - уголовно наказуемое преступление. На это никто не пойдет, это в принципе исключено. Что касается домов на Погодинской, то они памятниками официально не являются, и ничего противозаконного мы не делаем. К тому же я являюсь руководителем штаба по сохранению и развитию исторического центра Москвы и каждую пятницу собираю всех заинтересованных лиц для обсуждения, что нужно сделать в центре: что сохранить, что отремонтировать, что привести в порядок, что построить. У домов на Погодинской есть собственник. Он говорит: «Хочу сделать лучше». А градозащитники в свою очередь говорят: «Мы хотим, чтобы это сохранилось». А кто заплатит за это? На самом деле ведь ситуация куда сложнее. В конструктивистских зданиях, построенных в 30-е годы, живут люди. Там нет нормального душа, туалета. Люди живут в этих коммуналках, которые в программу капитального ремонта не попали. На них не хватает денег. Их реставрация и реконструкция обойдется дороже, чем строительство нового здания. А через 2-3-5 лет они вообще станут аварийными, и там невозможно будет жить. Знаете, ведь те же жители могут сказать: мы платим деньги за капремонт и хотим, чтобы наши дома были реконструированы по тем стандартам и в то время, за которое мы внесли деньги в единый фонд капитального ремонта, почему же мои деньги вы хотите потратить на реконструкцию вот этого памятника конструктивизма? Поэтому самая главная наша задача - найти баланс интересов между жителями, властью и инвесторами.

Конечно же, памятники конструктивизма должны быть в городе. И мы их сохраняем, например, здание Наркомфина и другие постройки, представляющие историческую ценность. И опять же - для этого надо принять конкретное градостроительное решение, выделить деньги. При этом необходимо также учитывать, что при обсуждении и распределении бюджета депутаты справедливо могут задаться вопросом: что важнее - потратить средства на реконструкцию дома в стиле конструктивизма, заплатив в два раза дороже, либо направить деньги на строительство двух детских садиков в тех районах, где ещё есть дефицит с местами в дошкольные учреждения в шаговой доступности от дома. Так что это тоже вопрос непростой, все нужно обсуждать коллегиально. Конечно, проще всего сказать: «Виноват Хуснуллин». Еще раз повторю: единолично решений я не принимаю, у меня нет таких полномочий. Все решения коллективные. Вот как раз на комиссии и учитывается баланс всех интересов, и только потом решается - судьба того или иного объекта - реконструировать ли, сносить ли. А вообще что касается конструктивизма, то это еще и дело вкуса: кому-то нравится, а кому-то не нравится, ведь у каждого есть свое личное мнение. Я вот, например, приверженец классической архитектуры. Мне больше нравятся старые улицы Москвы. Но это мое личное субъективное мнение, никому его не навязываю, и, повторюсь, единолично никаких решений не принимаю.

ПРОВЕРКА СЛУХА

Говорят, о несносимых «хрущобах» все забыли...

- Все-таки снесут эти пятиэтажки, Марат Шакирзянович, или все в подвешенном состоянии?

- «Хрущобы» несносимых серий - очень непростая тема. Надеемся, в этом и следующем году окончательно снесем дома так называемых сносимых серий. Вопрос по несносимым пятиэтажкам обсуждаем на уровне Минстроя и федеральных властей. Нужно обязательно принимать программу по ветхому жилью. Мы ее готовим. Надеемся, что найдем механизмы – и юридические, и финансовые - и в течение года будем предлагать на обсуждение.

ЧТО ЕЩЕ СКАЗАЛ ГЛАВА СТРОЙКОМПЛЕКСА

О реконструкции памятников архитектуры

- За последние пять лет в центре города было реконструировано 300 памятников. Если это частная собственность, нужно ведь еще убедить частника это сделать. А заставить его открыть для всех желающих красивое обновленное здание юридически невозможно. При реставрации сталкиваемся с разными людьми. И вот начинаешь с ними работать, к совести призывать, штрафовать за ненадлежащее состояние памятника. Эта работа очень сложная, уникальная, опасная и дорогостоящая. Но мы эту работу делаем.

О стиле Москвы

- Такой мегаполис, как Москва, должен иметь разнообразную гамму архитектурных решений. Нам нужны и отреставрированные памятники, за которые нам не будет стыдно. И ультрасовременные своеобразные здания, например, музей современного искусства на Ходынке. В «Москве-Сити» заканчиваем сейчас городскую площадь и шикарный киноконцертный зал. К 2018 году «Сити» построим, и этот район будет визитной карточкой Москвы.

К нам приезжает огромное количество туристов, много разных людей в городе живет, с разными вкусами. Мне кажется, мы должны удовлетворять вкусы всех. Сказать, что мы выработаем какой-то один стиль, который будет нравиться абсолютно всем, невозможно.

Об обманутых дольщиках

- Проблемы обманутых дольщиков будут решены. В 2011 году у нас было 10 тысяч человек, у которых были задержаны сроки строительства. К 2014 году мы эту цифру снизили до 1000 - 1500. Обманутых дольщиков на сегодняшний день – 652 человека, но это те, которых действительно реально обманули аферисты. То есть, дольщики сами отнесли деньги и не поинтересовались, кто и как строит. Проблему этих пострадавших пока не знаем, как решить. Всем остальным точно поможем. По СУ-155 разбираем каждый адрес. Неприятная работа, но мы ею занимаемся. В Щербинке ищем другого инвестора на достройку домов.

О народных гаражах

- Пусть никто не беспокоится. Все народные гаражи будут достроены. Я это твердо заявляю. Все, кто вложил деньги, получат или машино-место, или им вернут деньги.

Об океанариуме на Поклонке

- Судебные разбирательства с владельцами участка под океанариум подходят к концу. Они обращаются к нам с предложением достроить этот объект. Вероятно, в следующем году будут приняты окончательные решения, что именно появится на этом месте.

О столицах мира

- В мире, оказывается, нет единого рейтинга оценки качества жизни мегаполиса. Есть отдельные рейтинги по разным направлениям. Кто-то оценивает по бизнесу, другие - по благоустройству, деловой активности, паркам, транспорту. А комплексной оценки не было. Поэтому мы проводим в Москве Урбанистический форум, на который приглашаем мировых звезд урбанистики и смотрим, как в мире развиваются города.

Мы сравниваем себя с 11 мегаполисами. Среди них - Мехико, Пекин, Шанхай, как быстро развивающиеся города. Сеул очень похож на Москву. Еще сравниваем себя с Лондоном, Нью-Йорком, это стабильные города. Из европейских - Берлин, Париж. По многим показателям Москва находится если не на первых, то хотя бы на средних позициях. А по озелененности мы в лидерах. Больше, чем у нас, зеленки в Лондоне и в Гонконге. По чистоте Москва номер один. Могу твердо сказать, что и по безопасности тоже. Попробуйте в Париже или Лос-Анджелесе отойдите от центра города.

Самый главный показатель – образованность. Москва самый образованный мегаполис в мире. Причем, как по среднему, так и по высшему образованию. У нас люди с самым высоким потенциалом. Кстати, всех желающих узнать о развитии Москвы приглашаю на очередной Урбанфорум с 30 июня по 2 июля в «Манеже». С 18.00 до 22.00 вход свободный.