Премия Рунета-2020
Северный Кавказ
+15°
Boom metrics
Общество21 февраля 2018 18:06

На Ставрополье детдомовец вытащил девушку из горящей машины

Пока зеваки спокойно смотрели, как пламя пожирает автомобиль [видео]

«Бойтесь равнодушных...»

Николаю Кваку 24 года. Практически всю сознательную жизнь он провел в детдоме Невинномысска. В отличие от Евгения Онегина, судьба Колю не хранила, а била. В 11 лет мама Коли умерла, и он оказался никому не нужен. Родственники не захотели взять мальчика к себе и отправили его в детдом.

- Трудно было. Очень. Но я привык, - грустно говорит парень.

Что такое российские детдома и как там воспитывают детей, думаю, рассказывать излишне. Сегодня в России «детдомовец» - клеймо. Перспективы у «отверженных» самые ясные: улица, преступные шайки, занимающиеся попрошайничеством и воровством, наркота. Единицы оказываются способны жить нормально после ада детдомов. И не благодаря, а вопреки среде, обстоятельствам и брезгливому пренебрежению общества.

Хлебнув горькой детдомовской жизни, Коля не отравился. Не стал «социально опасным элементом», не остервенел, сохранил человечность. Его доброе сердце спасло на прошлой неделе жизнь 17-летней Иры. Она попала в страшную автокатастрофу. Попутка, подвозившая девушку, лоб в лоб столкнулась с КАМАЗом. Водителя и пассажира убило сразу. Иру, сидевшую на заднем сиденье, придавило искореженным железом.

- Я даже не сразу сообразил, что там человек есть сзади. Машина уже начинала гореть и была почти расплющена, - вспоминает Коля. - Потом увидел девочку на заднем сиденье, разжал металлические «тиски» и вытащил ее. Слава Богу, она была еще жива.

Пока Коля ценой ожогов и порезов доставал Иру, наблюдатели из проезжавших мимо машин стояли и смотрели. Некоторые снимали на мобильники.

- Никто даже не пошевелился, - поражается Коля людскому равнодушию.

Иру отвезли в Кочубеевскую больницу. Врачи чудом спасли девочку.

- Ей железом сняло скальп, - говорит главный врач ЦРБ Эдуард Кочаров. - Было сильное кровотечение. Мы ее вытащили с того света. Если бы ее привезли чуть позже, все могло закончиться печально.

Бездомный герой

Вытаскивая Иру из горящей машины, Коля еще не знал, что спасает жизнь такой же сироте, как и он сам. Одно одиночество тащило из пламени другое, пока стадо смотрело остросюжетное кино под названием «Бессмысленный подвиг».

- Сейчас ей лучше, я вчера ее навестил. Она уже в общей палате, - рассказывает Коля. - Обменялись телефонами. Завтра снова поеду к ней.

Говоря об Ире, Коля волнуется. На мой вопрос, уж не влюбился ли он, паренек смеется.

- Он очень одинокий, - говорит про Колю Ольга Ширяева, у которой мальчик живет. - Уже давно ищет родственную душу. А тут сама судьба ему подарила встречу с Ирой. Не удивлюсь, если у этой истории будет продолжение. Правда, жить им негде. Коля же формально бездомный. Государство так и не дало ему жилье.

Как и всякому детдомовцу, Коле положена социальная квартира или 715 тысяч рублей на покупку жилья. Из-за каких-то бюрократических формальностей парня долго не хотели ставить на учет как нуждающегося в доме, а когда он доказал свое право - поставили в очередь 180-м.

- К пенсии, может, и получу свой угол, - горестно шутит Коля. - А пока буду приживалом.

Коля мечтает о своем доме и семье. А еще о том, как заведет свое хозяйство и не будет больше думать, что поесть и где переночевать.

- Я лошадей очень люблю, - говорит парень. - Даже работал жокеем в Черкесске. При первой возможности заведу свою конюшню.

Но пока мечты Коли остаются мечтами. Он изо всех сил старается стать «нормальным членом общества», но общество ему указывает его место. Оно 180-е.

- Коль, а ты раньше что-нибудь героическое совершал?

- Да было дело, - как бы нехотя отвечает парень. - Года три назад похожий случай был под Черкесском. Вытащил из горящей машины двух парней. Пьяные были. Чуть не сгорели.

Коля произносит это так обыденно, как будто рассказывает о турпоходе. Он не считает себя героем. Он просто добрый человек.

- Не надо мне никаких наград. Главное, что Ира жива и невредима.

Я молчу в трубку. Мне хочется пожать руку Коле, обычному ставропольскому парню, повидавшему ужасы детдома, но оставшемуся Человеком.