2018-02-22T00:55:24+03:00

Режиссер из Москвы хочет открыть в Пятигорске киностудию

Борис Лиханов уверен, что столица СКФО вполне может стать вторым Голливудом
Поделиться:
Комментарии: comments2
Изменить размер текста:

С Северным Кавказом Бориса Ивановича связывают приятные воспоминания. Хотя он родился в Москве, там же учился во ВГИКе (на курсе легендарного режиссера Григория Чухрая), творил, снимал документальное и игровое кино, но в Пятигорске прошли его детство и юность. И с тех пор сюда он возвращается вновь и вновь, чтобы набраться вдохновения и пообщаться со старыми друзьями. Идея создать на Кавминводах один из центров кинопрома России возникла у Бориса Лиханова (на фото) и его друзей и коллег еще в конце 80-х. Но только сейчас, по мнению мэтра российского кино,самое время, чтобы взяться за этот проект по-настоящему.

«Земля Санникова», 1972 г. (режиссеры Альберт Мкртчян, Леонид Попов).

«Земля Санникова», 1972 г. (режиссеры Альберт Мкртчян, Леонид Попов).

КАВМИНВОДЫ - РАЙ ДЛЯ КИНОШНИКОВ

Известный режиссер уверен, что у нас все создано природой для того, чтобы успешно работал северо-кавказский кинопром с центром, естественно, в Пятигорске.

- Сюда весь мир приедет снимать кино, - доказывает с жаром корреспондентам «КП» Борис Иванович. - Здесь же есть все комфортные условия. Знаете, сколько стоит день проживания в гостинице в Голливуде? Это примерно половина от стоимости всего снятого фильма. А у нас можно было бы зимой размещать съемочную группу в санаториях. Но дело даже не в этом. Главное, что Кавминводы присмотрели еще классики российской кинематографии.

- Мой учитель (Григорий Чухрай. - Ред.) в свое время до съемок «Белого солнца пустыни» перед тем, как отправиться на побережье Каспийского моря, почти два месяца с Владимиром Мотылем (режиссером этого фильма) сидел в Пятигорске. Они дорабатывали сценарий, тогда он назывался «Спасти гарем», к тому же Григорий Наумович немного подлечился, его беспокоило полученное во время войны ранение. Он ездил от Пятигорска до Кисловодска на своем авто с водителем,осмотрел все достопримечательности, сказал тогда: «Боже мой, райское место, здесь можно снимать тысячи фильмов!»

«Лермонтов», 1986 г. (режиcсер Николай Бурляев).

«Лермонтов», 1986 г. (режиcсер Николай Бурляев).

Борис Лиханов уверен, что киностудию в Пятигорске можно сделать прибыльной. И в этом он идет по стопам своего великого учителя. Григорий Чухрай в советское время руководил Экспериментальным творческим объединением, не подчинявшимся Госкино СССР. Оно находилось на хозрасчете и самоокупаемости под патронажем Совета министров. Об этом вспоминал в одном из интервью Владимир Мотыль. Именно он предложил опальному тогда режиссеру после выхода фильма «Женя, Женечка и «Катюша» снять «Белое солнце пустыни» и не прогадал. Картина стала хитомтого времени.

- «Белое солнце пустыни» стоило 280 тысяч рублей, - вспоминает Борис Лиханов. - А прибыли принесло - 98 миллионов. Экспериментальное объединение выпустило еще потом 13 кассовых картин, среди них «Земля Санникова»и «Бегство мистера Мак-Кинли». Кинопроизводство во всех странах - довольно прибыльный бизнес, но у нас не так. Хотя в России есть возможность снимать до 500 фильмов в год. Всем известно, насколько повлиял на развитие экономики в Индии Болливуд. А в Америке кинематограф - четвертая статья доходов.

КИНОСТУДИЯ ДАСТ РАБОТУ ТАЛАНТЛИВЫМ СТАВРОПОЛЬЦАМ

Кроме того, на Кавминводах больше, чем в Москве или Питере, солнечных дней. А это значит, есть замена искусственному свету, который тоже съедает большую часть бюджетов фильмов.

- Об этом мы говорили с моей крестной дочерью Милой Йовович, - вспоминает Борис Лиханов. - Ее мама, Галина Логинова, снималась в моем дипломном фильме («Старый друг, наконецто мы вместе». - Ред.). В свое время к этому проекту хотел присоединиться и Роман Балаян. Многие киношники и в Москве, и в Санкт-Петербурге понимали, чтоэтот регион - кладезь природной фактуры, и от него можно получить хороший экономический эффект.

Ну а для населения КМВ кинопром - это новые рабочие места. Долгие годы, по мнению Лиханова, эту проблему пытались решить тем, что строили промышленные предприятия. Но специалисты попрежнему уезжали отсюда в поисках работы в других регионах.

«Кубанские казаки», 1949 г. (режиссер Иван Пырьев).

«Кубанские казаки», 1949 г. (режиссер Иван Пырьев).

- Кинопромышленный комплекс не будет давить на экологию, но в то же время даст работу огромному количеству людей, - уверен Лиханов. - А киностудию можно разместить в одном из многочисленных промышленных недостроев, которых в пределах Пятигорска предостаточно. Во всем мире площади стоят очень дорого, а здесь они никому не нужны.На первое время не понадобится и дорогостоящее оборудование. По мнению доки кинематографа, достаточно обычных цифровых камер.

- Цифровая технология может позволять нам снимать все, потом, если это пользуется коммерческим успехом, мы отправляем фильм в Санкт-Петербург. Там на аппаратуре его переводят в пленку, чтобы показать на кинофестивале на весь мир, - продолжает режиссер. - Хороший пример в этом плане хит всех времен и народов - «Мужчина и женщина», снятый на 8-миллиметровой пленке, предназначенной фактически для домашнего видео. На широкий экран его разогнали лишь после того, как выяснилось, что у фильма - большой коммерческий успех.

Для начала проекта надо собрать рабочую группу из экономистов и киношников, просчитать все риски и затраты. И наконец начать что-то делать. Но пока властные структуры с неохотой выслушивают интересный проект маститого режиссера. А ведь этот проект мог бы превратить Кавминводы в мировой кинематографический центр.

КСТАТИ

Посмотреть фильмы, снятые на КМВ, можно в Ессентукском краеведческом музее (ул. Кисловодская, 5, тел. (87934) 6-64-41, билеты от 20 руб.). Там работает кинозал ретроспективных фильмов. Расписание сеансов на сайте - esmuseum.ru.

СПРАВКА «КП»

Борис Иванович Лиханов, родился 16 сентября 1945 года в Москве.

Окончил Киевский институт театра и кино по специальности «режиссура игрового кино». Затем учился во ВГИКе в мастерской Григория Чухрая, а затем на факультете организации кинопроизводства. Соискатель ученой степени по теме «Некоторые проблемы трансформации кинообраза в киноленте продолжительностью в 100 лет». Лауреат премии Ленинского комсомола и призер фестиваля спортивного кино в Милане в 1982 году за документальный фильм «Вершины».

Награжден главным призом фестиваля музыкальных фильмов в Чикаго и главным призом кинофестиваля в Таллине в 1988 году за картину «Душа поет». Также получил главный приз за документальный фильм о строительстве БАМа «Дорога к океану» в Панаме в 1988 году. Главный приз на кинофестивале народов Севера в Норвегии за документальный фильм о китах «Сказка о полосатике». Главный приз кинофестиваля детских музыкальных фильмов в Канаде за фильм «Непослушный петушок». За серию передач «Мир и молодежь» получил приз Центрального телевидения СССР. Самые известные фильмы - «Старый друг, наконец-то мы вместе», «Душа поет».

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «Общество Северного Кавказа»

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также