Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Наука7 сентября 2017 11:26

Учебники будущего: Каким должен быть планшет для учебы в школе

Эксперт «Комсомолки» Александр Гулин рассказал, каким должен быть планшет для учебы в школе
Екатеринбург. Ученики и учителя гимназии №120 получили для тестирования планшетные компьютеры.

Екатеринбург. Ученики и учителя гимназии №120 получили для тестирования планшетные компьютеры.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

На днях свой электронный учебник представила публике корпорация «Ростех». Цифровое школьное образование, о котором еще несколько лет назад говорили в жанре научной фантастики, стало еще на шаг ближе. Каким должен быть гаджет для учеников? На эту тему мы поговорили с Александром Гулиным, учителем истории и обществознания, куратором инновационной деятельности столичной школы №1576. Он известен, как создатель собственного интерактивного учебника для iPad "История Первой мировой войны".

- Александр, соответствует ли новинка «Ростеха» вашим представлениям о том, каким должен быть планшет для занятий в школе?

- Электронные учебники «Ростеха» это одна из нескольких концепций, которые сейчас в качестве пилота тестируются в российских школах. В этом же направлении движется корпорация «Российский учебник», она недавно представила свой собственный интерактивный oфф-лайн учебник. Он не требует подключения к Wi-Fi сети, но позволяет объединять несколько устройств детей в одну интрасеть и учитель может следить за активностью учеников на этих планшетах. Москва пошла по другому пути: столица отказывается от массовой закупки планшетов или других электронных устройств для детей по той причине, что технологии меняются невероятно быстро. Когда они приходят в школу, то уже морально устаревают. Москва вложилась в инфраструктуру - точки доступа Wi-Fi , интерактивные панели и разработку единого портала, к которому подключаются все школьники столицы. Но тут работает другая модель, когда дети приносят свое устройство.

- То есть они пользуются этими ресурсами со своего планшета?

- Да. В столице осуществляется проект «Московская электронная школа». Создана колоссальная инфраструктура - единый портал, интегрированный в электронный дневник Москвы с единой базой материалов. Любой учитель и ученик Москвы имеет доступ к 46 тысячам (!) электронных уроков. Там выложены 32 электронных учебника. Причем не те, которые были 3-4 года назад и представляли собой сканы обычных бумажных. Эти учебники с интерактивом, с возможностью проверки заданий, с хрестоматиями и различными обучающими роликами. Другая часть проекта состоит в том, что все учителя Москвы создают качественный контент для коллег. Если учитель хочет поделиться своим уроком то подает его на публикацию и он в доступной базе открывается всем преподавателям Москвы. Допустим, я историк должен заменить географа: мне достаточно вбить название предмета, параллель класса и тему. Система тут же выдаст несколько сценариев и я смогу провести урок по смежной специальности.

- О параметрах планшета «Ростеха» известно не очень много. Но пользователи сразу обращают внимание, что он довольно увесистый - 1,5 кг. Планшеты зарубежных производителей весят раза в два меньше. Это имеет значение для занятий в школе?

- Учебники весят больше. У меня сын ходит в 3 класс, ранец у него весит 7-8 килограмм, учитывая, что сам он весит килограмм двадцать. Это ощутимо. С другой стороны во всем мире детские планшеты, особенно для начальной школы, как правило, прорезиненные и обладают классом влагозащищенности. Скорее всего, это не только технологическое ограничение, но и продуманное решение, связанное с охраной самого устройства.

- Что должно быть в планшете для школы в обязательном порядке. Какой вы видите базовую комплектацию?

- Если мы говорим про Россию, то необходимы модуль 3G и 4G плюс LTE. Должна быть система интрасети, когда несколько планшетов без выхода в интернет могут подключаются друг к другу для совместного обучения и работы. Для начала этого будет достаточно, все остальное докручивается сверху.

- Когда вы создали свой электронный учебник, то почувствовали его эффективность? В чем она проявляется?

- Во-первых это был вау-эффект: пошли скачивания, разгорелось любопытство у детей, которые раньше этой темой не интересовались. Появилась наглядность и, так называемая, межпредметность. Разглядывая 3D-модели самолетов дети, изучая историю, знакомились с законами физики. Мы выходили на подъемную силу, мощность двигателей, как это отражалось на характеристиках самолетов. Почему использовались бипланы, трипланы и монопланы...

- На успеваемости это как-то отражалось?

- Электронный учебник о Первой мировой войне это один из моих проектов. А вообще, я два года работал с планшетами в мобильным классом. Скорость и темп урока возрастают существенно. Опасения, что дети будут сидеть в социальных сетях, на самом деле преувеличены. Если контент, загруженный туда, интересен - он создает условия, когда дети не отвлекаются и успевают узнать больше.

КСТАТИ

Мы читали и писали, наши гаджеты устали: на Урале учебники и тетрадки в школах заменили на планшеты

Уральские школьники теперь смогут безнаказанно пользоваться гаджетами на уроках. С 1 сентября они черпают знания из электронных новинок (подробности)