Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Звезды2 февраля 2018 9:05

Настоящий поэт должен быть моложе тридцати пяти лет и есть на 500 килокалорий в день

Популярный актер Саша Петров выпустил сборник стихов серьезным по нынешним временам тиражом. А признанные поэты пробиться к читателю не могут
Актер Александр Петров выпустил сборник поэзии.

Актер Александр Петров выпустил сборник поэзии.

Феномен Бузовой

Пару месяцев назад по случаю концерта Бузовой в «Известия Холле» наш обозреватель Денис Корсаков пришел к выводу, что мы имеем дело с феноменом. Бузовщина - это когда человек, не имеющий ни малейшего таланта в каком-нибудь деле, тем не менее собирает аншлаги. Вспомнишь тут Марка Твена: «Если в человеке сочетается невежество и уверенность в себе, то успех неизбежен». Бузовщина пустила корни. На днях 29-летний актер Саша Петров провел поэтическое шоу «Зановородиться», где звучали стихи Маяковского и вирши самого Саши (орфография автора сохранена):

Свет,

ночь,

день,

ты - человек

я - тень.

твоя,

хожу с тобой,

бегу, не спотыкаюсь.

я тебя люблю,

я каждый день тобою

восхищаюсь.

Послушать это набился полный зал. Мало того, Незадолго до премьеры актер издал книгу стихов собственного сочинения и презентовал ее в Московском доме книги. Телефону негде было упасть, а присутствующие журналисты прятали глаза от стыда. Странно же, что человек не понимает, что это даже не стихи вовсе. А местами даже и плагиат.

Фонарь.

Столб,

Окно

В мире все давно решено.

Однако Петров не комплексовал, бодро раздавая интервью и рассказывая о судьбоносной встрече с Вознесенским, во время которой мэтр подписал Петрову свою книжку и так загадочно посмотрел на него, что Саша сразу понял: это флешбэк. Тираж Сашиной книжки, наполненной вышеприведенными стихами и пустыми листами (поэзия ведь любит воздух, правильно?), составил пять тысяч экземпляров. Сей факт вызвал недоумение даже у друзей и коллег.

- Как меня это ломает, - отозвался Захар Прилепин. - Новая книжка великого поэта, нашего современника Геннадия Русакова издана тиражом 500 экземпляров и будет продаваться лет пять. Я выпустил пятитомник лучших стихов Луговского, Корнилова, Васильева - тиражом 1 тысяча экз... Зато тут - «толпы».

Кто-то скажет: и что тут такого. У нас всегда существовали поэтические беллетристы типа Эдуарда Асадова, Вероники Тушновой, чья аудитория, конечно же, превосходила аудиторию больших поэтов.

Все так. Но проблема в том, что в последние несколько лет безумную популярность приобретает не просто плохая, а очень плохая поэзия. Даже не Асадов и не Вера Полозкова, которую принято было ругать. По крайней мере наши поэтические беллетристы в совершенстве владели техникой. А ныне народ толпится на виршеплетов уровня поэта Цветика.

«Ах, фигура!»

На днях в эфире Радио «Комсомольская правда» мы разговаривали с поэтессой Ах Астаховой. Популярная блогерша давно зарабатывает на собственном творчестве и собирает огромные залы от Лондона до Тбилиси. Крупное издательство уже выпустило поэтический сборник девушки тиражом 17 тысяч экземпляров. Вирши там немногим лучше петровских:

Взяв микрофон и сдерживая смех,

Я вскрикнул, уподобившись мерзавцу:

«А эту женщину любил я меньше всех!» -

И указал на брошенную пальцем.

Она стояла посреди толпы -

Толпа смеялась, потирая руки!

Я видел, как меняются черты

Ее лица от поглотившей скуки.

Поэтесса Ах Астахова в прямом эфире радио `Комсомольская правда`.

Поэтесса Ах Астахова в прямом эфире радио `Комсомольская правда`.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Несколько лет назад популярная, но талантливая поэтесса Юлия Соломонова, раскрутившаяся через соцсети, раскрыла мне секрет продвижения:

- Нужно быть моложе тридцати пяти лет, есть на 500 килокалорий в день. Текст не важен.

Астахова, получившая популярность благодаря Инстаграму, этому правилу соответствует. Ухоженное лицо, модные луки. Так же и 28-летний актер Саша Петров, снискавший славу у молодежи благодаря сериалу «Полицейский с Рублевки». Он мог заниматься чем угодно. Петь, как Бузова, стать галеристом, писать маслом и устраивать модные выставки. Вопрос: почему эти люди занялись именно поэзией?

ПОЭЗИЯ НА ХАЙПЕ

Это единственный позитивный момент. Медийные персонажи - тончайшие локаторы популярности. Пришествие их в поэзию говорит о том, что она снова становится неким трендом времени. В принципе об этом, как мог, сказал Петров в интервью журналисту и видеоблогеру Юрию Дудю:

- В какой-то момент поэзия стала не сильно модной. Но потом вернулась с рэпом... Искренние стихотворения стали набирать миллионные просмотры, и люди поняли, что это не постыдное занятие - писать стихи...

Александр Петров дал интервью журналисту и видеоблогеру Юрию Дудю.

Александр Петров дал интервью журналисту и видеоблогеру Юрию Дудю.

Фото: YouTube

Запрос аудитории пойман. Остается его воплотить. Но здесь возникает проблема. В интервью «КП» Саша честно признался, что не знает современных поэтов. Потому, видимо, и схватился сам за перо. А издательство, позарившись на популярность, тут же это опубликовало. Потому что сегодня прав тот, у кого аудитория больше.

Вот так и рушатся иерархии. Вообще-то представители киноиндустрии, как обладатели самой большой аудитории, всегда служили рупором того, что происходит в других сферах искусства. Вспомним Эльдара Рязанова, который в каждом новом фильме открывал своей аудитории новые поэтические имена. Благодаря ему мы узнали о существовании поэта Кочеткова («Как больно, милая, как странно»), для многих впервые прозвучала поэзия Цветаевой и Пастернака.

Саша Петров мог бы познакомить публику с Олегом Чухонцевым, Виталием Пухановым, Сашей Кабановым. Прочесть замечательного Дмитрия Мельникова, у которого нет даже книжки. Конечно, нельзя обвинять человека в невежестве. Но все же кто -то должен был объяснить актеру, что он несет ответственность перед своей толпой. Что далеко не каждый, умеющий оформлять слова графически, может называться поэтом. Что неприлично читать свои стихи вместе со стихами Маяковского. И еще - нехорошо издавать сборники своих «стихотворений» пятитысячным тиражом. Хотя бы потому, что со временем этот документ станет обличительным и за него будет стыдно. Если, конечно, бузовщина не станет окончательным трендом времени.

КОММЕНТАРИЙ ИЗДАТЕЛЯ

Евгений Капьев, директор департамента «Эксмо Non-Fiction», во время пресс-ланча с руководителями ведущих издательств и книготорговых компаний «Перспективы развития книжного рынка России. Главные итоги и точки роста. Новые технологии в отрасли» назвал направление «Поэзия» одним из перспективных направлений на 2018 год.

- В прошлом году мы увидели важный тренд. Это возрождение интереса к поэтам. Вообще в мире поэзия переживает ренессанс. Мы издали Ах Астахову и поняли, что при определенном подходе этот жанр может иметь популярность. Поэтому направление «Поэзия» заложено как одно из перспективных направлений развития издательства на 2018 год. Мы разработали большую программу по изданию поэтических книг на этот год и нацелены на поиск новых, прежде всего российских авторов. Очень рассчитываем, что по итогам этого года поэзия выйдет в топ жанров. (Сейчас этот топ возглавляет детская литература. - Ред.).

КСТАТИ

Мы собрали небольшую подборку стихотворений талантливых современных поэтов. Тиражи из книг не превосходят триста экземпляров. (А у многих и книг нет). Толпы фанатов не выстраиваются, миллионом подписчиков в блоге они похвастаться не могут. Значит, крупное издательство, решившее «взяться за поэзию», вряд ли будет продвигать и печатать их сборники, предпочтя им очередную Ах Астахову с раскрученным блогом и плохими виршами.

Роман Рубанов, Курск

***

Давай накроем на стол, откроем вино,

сядем, светом тусклым обнажены:

я - напротив окна чтоб смотреть в окно,

чтоб видеть, как ты отражаешься со спины.

Давай накроем на стол, человек на сто.

Всех позовём, с твоей, моей стороны…

Свояк позвонит: «Я с женой». Скажу: «Знаешь, что,

Давай без жены!

Давай без всякого…

…якова…

без коньяков и роз,

Чтоб как когда-то, в давние времена,

мы собирались запросто».

Очень просто

стол был накрыт. Брали бутылку вина.

Пьянели. Смеялись. Кто-то валился под стол.

Я, помню, тогда встретил тебя. Ты была

В платье сиреневом. Я вдруг сказал себе – стоп,

была ни была!

И закрутилась житейская карусель.

И завертелось житийное веретено.

Давай, сегодня же мы позвоним всем.

Все не приедут. Но мы… откроем вино,

сядем за стол, светом тусклым обнажены.

Я - напротив окна, где лампочки тусклый шар

будет смотреть, как ты отражаешься со спины,

а за тобой пробегает Майский бульвар

Елена Жамбалова, Улан-Удэ

Мужик пинал велосипед

На станции в Перми.

Простой мужик за сорок лет

И женщины с детьми

Шипели: вот, управы нет,

забрали бы в отдел

Мужик пинал велосипед,

А он во мне звенел.

Наталья Усанова

Пуля

Измочаленный Ленинград.

Сотни суток до дня Победы.

Щелк! - стреляет чужой солдат

В моего молодого деда.

Эта пуля летит века -

Тяжело, аккуратно, прямо.

Ей навстречу издалека,

Не родившись, выходит мама.

Вслед за мамой - моя сестра.

За сестрою и я - нагая.

Мертвой стужей гудят ветра,

Нас толкая к земному краю...

...Только в самый последний миг-

Милосердному богу слава!-

Отозвавшись на чей-то крик,

Дед ступил на полшага вправо.

Виталий Пуханов

* * *

«Я больше Пушкина люблю,

Чем Лермонтова», — говорили.

И хрен тебе, а не дор блю,

Киндзмараули, чахохбили.

Хлебнул я эти времена

Убогим школьником сполна.

Могли за Пушкина побить,

За Лермонтова и убить.

Я сам, признаюсь, собирался

Хорошим человеком стать.

Да Пушкина не смог достать,

А Лермонтова испугался.

* * *

Нелепая затея,

Ничтожные дела:

В далёкую Икею

Нас бедность привела.

Мы съели по хот-догу

И помолились Богу.

И Господу сказали:

Смотри, как мы бедны!

Нет, мы не ожидали.

И мы удивлены.