Премия Рунета-2020
Северный Кавказ
+9°
Boom metrics
Общество18 марта 2022 6:00

Как не стать жертвой мошенников: топ-5 советов и список полезных сервисов

Эксперты рассказали, как защитить свои средства и нервную систему от нежелательных звонков
Сотовые компании постоянно совершенствуют систему защиты от нежелательных звонков, но многое зависит от самих абонентов.

Сотовые компании постоянно совершенствуют систему защиты от нежелательных звонков, но многое зависит от самих абонентов.

Фото: Shutterstock

В непростые времена в обществе и мире, когда люди наиболее эмоционально уязвимы, активизируются мошенники. Обостренный страх за близких, за свои сбережения толкает на необдуманные поступки. Что делать во время подозрительных звонков, как при покупках в Интернете не перевести средства в пустоту и какие телефонные и банковские сервисы помогут обезопасить себя и своих близких - рассказали эксперты в эфире Радио «Комсомольская правда - Ставрополь».

В ЛЮБОЙ НЕПОНЯТНОЙ СИТУАЦИИ КЛАДИТЕ ТРУБКУ

Как объяснил директор филиала МТС в Ставропольском крае Александр Стак, сотовые компании постоянно совершенствуют систему защиты от нежелательных звонков, но многое зависит от самих абонентов.

- Наши специалисты готовят целый набор рекомендаций по борьбе с телефонными мошенниками, с ними можно ознакомиться на сайте или в личном кабинете. Но одна из ключевых рекомендаций - ни в коем случае не сообщать никакой информации ни о себе, ни о близких! - подчеркивает Александр Стак. - Первое, что необходимо сделать - прервать звонок, опомниться, позвонить родным или в банк - смотря какую схему используют аферисты - и выяснить, действительно ли есть какая-то реальная проблема.

Игорь Шапин, заместитель управляющего Отделением Ставрополь Южного ГУ Банка России, подтверждает - информацию, с помощью которой можно списать средства с чужого счета (срок действия карты, пароль, трехзначный cvv-код на обратной стороне и т. д.), мошенники с помощью психологических приемов просто выуживают из жертвы или же убеждают ее самостоятельно перевести деньги на якобы «запасной» и безопасный счет, они не взламывают счета каким-то технически сложным способом!

Подумайте сами - если банк идентифицировал, что идет преступная деятельность, значит, он располагает всей необходимой информацией, зачем ему нужны дополнительные сведения от вас? Система безопасности - роботизированная, она сама остановит неправомерную или подозрительную операцию. У банков даже есть право самостоятельно обращаться в правоохранительные органы. А вот обзванивать клиентов с какими-то иными целями, кроме как проинформировать о новых услугах, банковские сотрудники не уполномочены!

Но эти вещи кажутся очевидными и понятными, когда рассудок холодный. Когда же человек находится в шоке от внезапной негативной, тревожной информации, критическое мышление просто отключается. Тем более, если мошенники озвучивают реальные сведения о вас. Вариантов, откуда произошла утечка - множество, от ваших соцсетей и невнимательно прочитанных договоров и пользовательских соглашений, предусматривающих передачу данных третьим лицам, до слитых на черный рынок баз.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ НЕ ПОПАСТЬСЯ НА УЛОВКИ МОШЕННИКОВ...

- как только по телефону кто-то, представившись сотрудником банка, госорганов или вашим знакомым/его представителем, начнет узнавать ваши персональные данные или просить совершить перевод, успокойтесь, прекратите разговор и сами перезвоните источнику информации. Аналогичные «страшилки» могут приходить и на электронную почту;

- проинформируйте пожилых родственников об основных мошеннических схемах и старайтесь отслеживать новые - например, на фоне санкции аферисты стали использовать такую уловку - говорить, что ваш банк отключен от системы SWIFT и средства срочно нужно вывести. На самом деле, данная система является, скажем так, международным расчетным центром, через который российские и зарубежные банки переводят друг другу средства. На сохранность денег на счетах она никак не влияет;

На сохранность денег на счетах система SWIFT никак не влияет.

На сохранность денег на счетах система SWIFT никак не влияет.

Фото: Shutterstock

- не оплачивайте покупки на непроверенных сайтах и внимательно смотрите на адрес, чтобы не попасться на фишинговый сайт - мошенники создают полную копию реальной странички, но меняют один символ в названии и оставляют свои реквизиты, а не реального продавца;

- заведите отдельную карту для онлайн-покупок, если вы совершаете их часто, и не храните там деньги, а только переводите необходимую сумму непосредственно перед сделкой;

- пользуйтесь различными сервисами по защите от нежелательных звонков. Например, абонентам МТС, помимо действующей на всех тарифных планах базовой защиты от спам-звонков (с помощью искусственного интеллекта и технологии анализа данных Big data собирается база «вредных» номеров и при попытке дозвона они блокируются), доступна бесплатная услуга «Там-спам». Подключить ее можно в личном кабинете или на сайте. Она отличается тем, что базы данных устанавливаются прямо на ваш смартфон. Их 19, можно выбрать нужную группу, от которой вы хотите защититься: «банки», «доставка», «мошенники», «реклама и опросы» и т. д. В премиум-версии также отображается название организации.

Еще один действенный способ - установка приложения «Кто звонит?». Его можно скачать в AppStore или Google Play. Во время звонка будет указана сфера деятельности, с которой связан номер, и абонент уже будет решать - общаться ему или нет.

Новые спам-номера регулярно создаются, какие-то могут не успеть попасть в базу. Если такой звонок все же проскочил через систему защиты, то отправьте данный контакт на номер 6333 (услуга «Антиспам»). После проверки его включат в список нежелательных звонков.

Держите персональные данные под замком!

Держите персональные данные под замком!

Фото: Анастасия ОСИПОВА

...И ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВСЕ ЖЕ СТАЛ ЖЕРТВОЙ АФЕРИСТА

- позвоните в банк и заблокируйте карту;

- обратитесь в ближайшее отделение полиции (совершенно в любое, без привязки к месту жительства) либо подайте заявление через электронную приемную. Чем быстрее вы это сделаете, тем выше шансы найти преступников;

- изложите информацию максимально подробно и подкрепите ее чеками, скриншотами переписки или перевода, если такие имеются.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Как сообщила замначальника отдела по борьбе с преступлениями, совершенными с использованием информационно-телекоммуникационных технологий Управления уголовного розыска МВД по СК Екатерина Кравцова, только за первые два месяца текущего года ущерб превысил 220 млн рублей. Самый вредоносный тип мошенничества - звонки от лица банка. Также в настоящее время активизировались лжеброкеры, которым ставропольцы, мечтающие получить легкий заработок на бирже, перевели порядка 96 млн рублей. К сожалению, по статистике раскрываемость таких преступлений составляет около 30%. Поэтому еще раз хочется напомнить - во время общения с неизвестными людьми на финансовые темы сохраняйте спокойствие, а еще лучше - просто кладите трубку.