2018-04-02T13:03:24+03:00

Пять наивных вопросов о кризисе, который дошел и до Ставрополя

Горожане в панику не впадают, но о будущем стоит задуматься уже сейчас
Поделиться:
Комментарии: comments2
Изменить размер текста:

Вырос ли уровень безработицы в крае?

Как рассказали корреспонденту «КП» специалисты Управления Федеральной службы занятости населения по Ставропольскому краю, пока особого увеличения потока безработных у нас не ощущается. Хотя, судя по статистическим данным, количество обратившихся в центры занятости края выросло примерно на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

- За последние два месяца мы наблюдаем незначительное увеличение количества обратившихся к нам людей. Однако это связано, скорее, не с кризисом, а с окончанием сезонных работ, после которых ставропольцы снова становятся на учет в службу занятости, - объяснили нам в управлении.

В случае же массовых сокращений специалисты службы занятости края обещают помочь в трудоустройстве, правда, на довольно низкооплачиваемые рабочие специальности, в которых на Ставрополье всегда ощущался дефицит. А высококвалифицированным и амбициозным работникам экономической отрасли в сложившейся ситуации вряд ли найдется вакансия по профессии.

Грядут ли сокращения на крупных предприятиях?

Пока никто из руководства ставропольских заводов официальных заявлений о сокращении персонала не делал. Например, работники радиозавода «Сигнал» описывают атмосферу предприятия как не самую лучшую, но достаточно стабильную. Сокращений, говорят, вроде не намечается, хотя повышения зарплаты ждать не приходится. График работы, наоборот, в некоторых отделах стал более напряженным - люди трудятся в две смены. А вот зарплата у некоторых специалистов упала. Но это связано не с кризисной ситуацией, а с плановым переходом на сдельную оплату труда вместо фиксированного оклада. Такими изменениями не все остались довольны и добровольно подали заявление об увольнении.

На заводе автоприцепов ситуация сложнее. Здесь уже ввели трехдневный график работы, соответственно будет производиться и оплата труда. Сокращений, как говорят рабочие, пока не намечается, но это, возможно, и не понадобится. Уже сейчас мужчины, которым стало не на что кормить семью, увольняются с завода сами. Люди очень взволнованны, ведь в 98-м году завод автоприцепов переживал кризис так же тяжело. Пока трехдневный график работы предполагается сохранить до 6 декабря. Что будет дальше, никто не знает.

Подешевеют ли автомобили?

Конечно, кризис на ставропольском авторынке уже сказывается, считают владельцы крупнейших автомобильных салонов. Однако продавцы новых легковых машин пока от этого не страдают и держатся за счет уже оформленных заказов. Тем не менее некоторого спада продаж на рынке новых автомобилей все же ждут.

- Проблемы у нас возникли с реализацией грузовиков, - рассказал нам директор одного из автоцентров Ставрополя Виктор Хропаль, - в основном клиенты берут в кредит или по лизингу, однако за последний месяц ни одному из обращавшихся к нам людей банки кредиты не выдали, хотя официально заявляют, что проблем с кредитованием в Ставрополе нет. В связи с этим мы уже сделали скидки на некоторые грузовые автомобили.

Как бы то ни было, но на улицах краевого центра уже появились баннеры с заманчивыми предложениями о покупке новых иномарок известных брэндов по цене чуть ли не в полтора раза ниже той, которая была еще два месяца назад. Что же касается вторичного автомобильного рынка, который по сюжету 10-летней давности должен подорожать, до Ставрополя изменения в этой сфере пока не дошли - частные продавцы устанавливают цены по своему усмотрению, а потому разница стоимости одной и той же модели автомобиля может колебаться в пределах нескольких десятков тысяч рублей.

Подешевеет ли недвижимость?

- Из-за финансового кризиса на рынке недвижимости Ставрополя предложение резко превысило спрос, особенно в секторе вторичного жилья, - утверждает руководитель отдела девелопмента и инвестиций одной из крупнейших риэлторских компаний Светлана Берлова. - Цены на недвижимость постепенно идут вниз. На вторичном рынке снижение стоимости квадратного метра достигает 10%. Большинство банков продолжает выдавать ипотечные кредиты, тем не менее, кредитных сделок стало существенно меньше. Это объясняется тем, что банки увеличили размер первоначальных взносов и подняли ставки по ипотеке. Многие инвестиционные проекты свернуты, но пока ни одна из строительных компаний Ставрополя не заявляла о заморозке уже строящихся объектов.

Проезд в общественном транспорте подорожает?

Кризис заставил поволноваться тех, кто каждый день пользуется услугами общественного транспорта. Ставропольцев беспокоит возможное повышение цен на проезд. Ходят слухи, что теперь за проезд в маршрутном такси придется платить 15 рублей, а рейс на автобусе будет стоить червонец. В редакцию несколько дней подряд звонили обеспокоенные читатели с просьбой подтвердить или опровергнуть эту информацию.

В администрации города не сказали ни «да», ни «нет». Видимо, в ближайшее время ставропольцы будут ездить по старым ценам.

ВОПРОС РЕБРОМ

Кому кризис принесет дивиденды

К сожалению, сколько продлится кризис, сказать трудно. Возможно, тяжело придется только в первые 3 месяца. А может быть, нам стоит подготовиться к трудному 2009 году.

- Понять, кто получит «длинную» выгоду от кризиса, несложно, - рассказал «КП» экономист в области антикризисного управления, выпускник Московской школы политических исследований Дмитрий МАСЛЮК. - Хорошо будут жить те, кто на фоне падения рынка делает длительные инвестиции. Например, покупатели земельных участков, идущих под строительство многоэтажек. На рынке жилья сейчас вообще наблюдается повышенный спрос на дешевое вторичное жилье, особенно комнаты в общежитиях и дешевые однокомнатные квартиры. Цены на однокомнатные квартиры варьируются от 1 млн. до 1 млн. 200 тысяч, комнаты в общежитии продают от 500 до 700 тысяч, в зависимости от квадратуры и расположения района. Связано это с тем, что граждане спешно вкладывают в недвижимость имеющиеся деньги. Хотя в целом жилищный рынок близок к стагнации из-за сложностей с ипотекой. Неплохо выглядят те застройщики, которые инвестируют в строительство собственные, а не заемные средства. В нашем регионе таких компаний немного. К примеру, «Югстройинвест», «Эвелин», «Домостроитель». Они могут пережить кризис без резкого снижения объемов строительства. В выигрыше останутся все, кто сейчас покупает акции Газпрома, - так дешево они уже давно не стоили (чуть более 200 рублей за акцию). Не пропадут и те, кто вовремя освоил рабочие специальности, к примеру, сантехники, каменщики, плотники, штукатуры, маляры, электрики, электромонтажники и водители.

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «Финансовый кризис на Северном Кавказе»

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также