- То, что сейчас происходит в республике, волнует каждого ее жителя. И власть должна рассказывать, что она делает, чтобы переломить ситуацию, - сказал президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков, открывая пресс-конференцию в нальчикском Доме правительства. - Прискорбно, что в мирное время погибают люди – духовные лидеры, интеллигенция, представители исполнительной власти. Мы должны очень жестко навести порядок в республике.
Президент сообщил, что будут приняты «адекватные меры».
- Правда, сейчас я не хотел бы о них подробно рассказывать, - добавил Каноков. Однако, заметил Арсен Каноков, проблема состоит не только и не столько в правоохранителях, сколько в социальной апатии жителей республики. Хотя каждого может коснуться беда…
На замечание журналистов о неэффективности принимаемых программ борьбы с экстремизмом Каноков ответил:
- Вы правы. Сейчас у нас есть ряд наработок с представителями Чечни, Дагестана, Ингушетии. Будем изучать опыт соседей – они-то с этими же проблемами столкнулись раньше…
Арсен Каноков заметил, что в силу различных ментальностей Кабардино-Балкарии понадобятся нестандартные решения в вопросе обеспечения безопасности. Есть решение о создании системы «Безопасное село», «Безопасный город», «Безопасный район». То есть населенные пункты будут оборудованы электронными системами, «тревожными кнопками».
- Это недешево стоит, но другого выхода нет. В Нальчике система «Безопасный город» обойдется в 200 миллионов рублей. Но, когда дело касается безопасности людей, оно того стоит! – сказал президент. - Мы будем искать варианты – вплоть до того, что нанимать людей для защиты населенных пунктов. Нельзя недооценивать потенциал наших людей. Я встречался с жителями селения Исламей, где произошло несколько убийств, и мне понравилась злость его жителей. Страшнее всего именно безразличие. Мы ведь почти в состоянии войны находимся…
Когда у президента спросили, как относиться к обнародованному в Интернете списку «врагов ислама», подлежащих уничтожению, и что может сделать власть, он ответил:
- Я этого списка не видел. Но если он есть, я там, наверное, первый. Не стоит так уж серьезно относиться - в подобный список можно внести практически всех. Лет пять назад уже говорили о появлении подобного списка. Люди должны чувствовать, что защищены, и мы будем стараться это сделать. В конце концов, экстремистов - единицы, а нас - тысячи!
На вопрос, ожидается ли в связи с реформированием милиции в Кабардино-Балкарии ее сокращение, президент ответил — нет:
- Мы, главы субъектов округа, попросила на переходный период милицию не сокращать. Может, даже увеличивать численность будем. Есть сейчас у нас и привлеченные силы. Пока на три месяца, а там посмотрим.
Президент отметил, что нужно работать и с родными экстремистов:
- А то бывает, что тот бегает по лесу, а родственник магазин имеет и в нем торгует. Мы, конечно, не будем, как в Чечне, их дома сжигать, но заставим отвечать за своих родственников, своих детей. Но все должно быть в рамках закона. Я против кровной мести. Но за родных, если у них нет тормозов, надо отвечать. Человек боится общественного порицания. Нам главное - стряхнуть с людей это безразличие. От чего эта апатия? Может быть, от растерянности? Надо, чтобы люди поверили во власть и в себя.
Говоря о причинах вспышки экстремизма в Кабардино-Балкарии, Каноков заметил: "Возможно, переходный период затянулся. У людей на какое-то время исчезли социальные гарантии, а с ними – и духовность, и идеология. Каждый стал выживать по-своему, и все способы казались для этого хороши. Кому это нужно? Наверное, тем, кто хочет развалить страну…"
Заканчивая пресс-конференцию, президент КБР обратился к жителям республики: "Кто не хочет мирно жить в Кабардино-Балкарии – не будет в ней жить вообще. Земля у них под ногами гореть будет. И я не со стороны буду смотреть на это, я сам буду в этом участвовать".