Северный Кавказ
Победа

Пиар на победе

Празднование 9 мая в Ставрополе почти превратилось в рекламную акцию

СПОНСОРЫ ВЕЧНОГО ОГНЯ

Парад Победы в Ставрополе очень напоминал выставку достижений трудовых коллективов. Дружно марширующие когорты работников поликлиник, предприятий, университетов, коммерческих организаций, районных администраций, заводов, банков, частных охранных предприятий и - куда же без них! - политических партий создавали ощущение первомайской демонстрации. Транспаранты с названиями фирм и учреждений заменили более приличествующие случаю надписи, зато зрители сразу видели, какой именно доблестный коллектив идет возлагать цветы к Вечному огню. Диктор с пафосом живописал успехи руководителя имярека и его подчиненных. О коммерческих организациях говорилось, например, такое: «Имеет широкую сеть сбыта в Ставропольском крае…». Не хватало фразы «Спонсор Вечного огня – «Газпром».

Ветераны в триумфальном марше трудовых коллективов встречались редко. Их вообще пришло на праздник катастрофически мало. Разговорившись с увешанным медалями дедом, я попросил его сравнить впечатления от парадов Победы 40 лет назад и сейчас.

- Раньше все как-то естественнее было, - сказал Владимир Швец. – А сейчас все хорошо организовано, но многовато показухи и ложного патриотизма.

Но и искренних чувств благодарности и признательности на празднике хватало. Пока мы с Владимиром Ивановичем шли к Вечному огню, ему несколько раз дарили цветы, говорили «Спасибо», а мальчик преподнес письмо на тему «Мой прадед – герой», написанное детским неровным почерком с ошибками, но очень трогательно объяснявшее, почему подвиг прадеда незабвенен.

МНОГО РЕКЛАМЫ, МАЛО ДУШИ

На Крепостной горе, где традиционно разместился палаточный городок с полевой кухней, мы познакомились с 88-летним фронтовиком Вениамином Устьянцевым. Он сражался в Сталинградской битве, в легендарном бою под Прохоровкой, освобождал Киев и участвовал в параде Победы в Ленинграде. В родном Барабинске, откуда Вениамин Михайлович уходил на фронт, его давным-давно числят погибшим.

- Мое имя выбито в списке павших на памятнике героям войны. А я вот тут по Ставрополю расхаживаю и умирать пока что не собираюсь, - засмеялся Вениамин Михайлович.

С тем, что парады Победы превращаются в площадку для пиара политических партий и коммерческих организаций, он согласился. Тем более что стояли мы как раз рядом с баннером какого-то коммерческого банка, очевидно, выступавшего спонсором бесплатных обедов для фронтовиков. Пиариться на победе не показалось кощунственным и крупному сотовому оператору, разместившему свои фирменные красные палатки прямо на территории городка для ветеранов.

- Как вы относитесь к стремлению фирм рекламировать себя на фоне ветеранов? – спросил я 88-летнего фронтовика Федора Каргина, тоже участника битвы за Сталинград и освободителя Кенигсберга.

- Плохо отношусь. Не реклама важна, а душа, - мудро заметил старик.

Участник Сталинградской битвы Федор Каргин: "Не реклама важна, а душа".

Участник Сталинградской битвы Федор Каргин: "Не реклама важна, а душа".

Участник Сталинградской битвы Федор Каргин: "Не реклама важна, а душа". Смотрите фоторепортаж.

Хотя до такого осквернения памяти о войне, как в Санкт-Петербурге, где расклеивались афиши с орденом Отечественной войны, приглашавшие 9 мая провести «ночь подвигов» в стриптиз-клубе, в Ставрополе все же не дошли. Видимо, не доработали PR-службы.

И все же, если забыть про безобразные попытки использовать для выгоды великую дату, пропиариться на ее священных символах, праздник в Ставрополе прошел хорошо. Он по-прежнему всенародный и всеми любимый. На улицах полно мам и пап с детьми, которые подбегают к ветеранам и, очень стесняясь, дарят им цветы. Из репродукторов несутся старые военные песни и повсюду произносят тост «За нашу Победу!».