Премия Рунета-2020
Северный Кавказ
+20°
Boom metrics
Общество6 октября 2012 7:00

Сталин в Ставрополе работал... поваром

Источник:kp.ru

Это правда, хотя и не совсем. В те годы до звания генералиссимуса Сталину было далеко, и был он заурядным... грабителем банков. Хотя и более удачливым, нежели его подельники. Ставропольские ученые уверены, что это факт. В биографии Иосифа Джугашвили есть один пробел. До сих пор точно не известно, что он делал в годы первой русской революции. Ответ нашли ставропольские краеведы: в 1905 году будущий отец народов участвовал в ограблении Ставропольского отделения Государственного банка. В июле 1905 года тихий губернский городок Ставрополь-Кавказский облетело потрясающее известие - на главном городском проспекте появились гангстеры. Они пытались ограбить банк, но несколько банковских клерков, бросившись к окнам, стали спрыгивать с подоконников и кричать о помощи. Злоумышленники пришли в замешательство и быстро исчезли из помещения банка, не прихватив ничего. Вскоре пятерых горе-грабителей поймали, а шестой так и остался неизвестным. Однако всплыл интересный факт. В районе Нижнего базара в то время располагалась довольно известная в те времена гостиница «Калужское подворье». Принадлежала она купеческой семье Сургучевых. Летом 1905-го старший сын Илья был на каникулах в Ставрополе. Именно к нему и постучался беглец. - Позвольте отрекомендоваться: Иосиф Виссарионович Джугашвили. Я вчера бежал из Тифлиса, за мною следит полиция. Мне надобно временно пожить на нелегальном положении. Ваш дом считается в Ставрополе очень благонадежным, шпики сюда не рискнут заявиться. Не возьмете ли вы меня к себе поваром. Я отлично смыслю в кулинарии. Илья пошел к отцу, который рассудительно поинтересовался: - А умеет ли он готовить шашлык по-карски? Если умеет, мы его берем. И он стал служить. Вся эта история так и оставалась бы под грифом секретности, если бы ни одно признание. Все эти годы ставропольский писатель Илья Сургучев хранил тайну, о которой лишь в старости отважился поведать своему лечащему врачу. Уже после смерти писателя тот опубликовал воспоминания о разговоре в мюнхенском журнале «Грани». В статье журнала Илья Сургучев вспоминает: «Парень он был компанейский. Политических разговоров мы с ним не вели: я всегда был до них не охотник, и он, очевидно, остерегался... Проходили недели и месяцы. Вхожу как-то утром в кухню - пусто. Ни его, ни чемоданишка. Исчез навсегда. Не забрал следуемого ему за полмесяца жалованья...» Здание сургучевского «Калужского подворья», в котором Сталин в 1905 году несколько месяцев скрывался от ставропольской полиции, все так же стоит на Нижнем базаре. Там теперь обычный жилой дом. На его причастность к судьбе писателя указывает мемориальная табличка. О Сталине пока ни слова. Очевидно, он сам не очень-то хотел, чтобы потомки знали о его приключениях в городе Ставрополе-Кавказском, - рассказывает доктор филологических наук, профессор СКФУ Александр Фокин.

Это правда, хотя и не совсем. В те годы до звания генералиссимуса Сталину было далеко, и был он заурядным... грабителем банков. Хотя и более удачливым, нежели его подельники.

Ставропольские ученые уверены, что это факт. В биографии Иосифа Джугашвили есть один пробел. До сих пор точно не известно, что он делал в годы первой русской революции. Ответ нашли ставропольские краеведы: в 1905 году будущий отец народов участвовал в ограблении Ставропольского отделения Государственного банка. В июле 1905 года тихий губернский городок Ставрополь-Кавказский облетело потрясающее известие - на главном городском проспекте появились гангстеры.

Они пытались ограбить банк, но несколько банковских клерков, бросившись к окнам, стали спрыгивать с подоконников и кричать о помощи. Злоумышленники пришли в замешательство и быстро исчезли из помещения банка, не прихватив ничего. Вскоре пятерых горе-грабителей поймали, а шестой так и остался неизвестным. Однако всплыл интересный факт.

В районе Нижнего базара в то время располагалась довольно известная в те времена гостиница «Калужское подворье». Принадлежала она купеческой семье Сургучевых. Летом 1905-го старший сын Илья был на каникулах в Ставрополе. Именно к нему и постучался беглец.

- Позвольте отрекомендоваться: Иосиф Виссарионович Джугашвили. Я вчера бежал из Тифлиса, за мною следит полиция. Мне надобно временно пожить на нелегальном положении. Ваш дом считается в Ставрополе очень благонадежным, шпики сюда не рискнут заявиться. Не возьмете ли вы меня к себе поваром. Я отлично смыслю в кулинарии.

Илья пошел к отцу, который рассудительно поинтересовался:

- А умеет ли он готовить шашлык по-карски? Если умеет, мы его берем.

И он стал служить.

Вся эта история так и оставалась бы под грифом секретности, если бы ни одно признание. Все эти годы ставропольский писатель Илья Сургучев хранил тайну, о которой лишь в старости отважился поведать своему лечащему врачу. Уже после смерти писателя тот опубликовал воспоминания о разговоре в мюнхенском журнале «Грани».

В статье журнала Илья Сургучев вспоминает: «Парень он был компанейский. Политических разговоров мы с ним не вели: я всегда был до них не охотник, и он, очевидно, остерегался... Проходили недели и месяцы. Вхожу как-то утром в кухню - пусто. Ни его, ни чемоданишка. Исчез навсегда. Не забрал следуемого ему за полмесяца жалованья...»

Здание сургучевского «Калужского подворья», в котором Сталин в 1905 году несколько месяцев скрывался от ставропольской полиции, все так же стоит на Нижнем базаре. Там теперь обычный жилой дом. На его причастность к судьбе писателя указывает мемориальная табличка. О Сталине пока ни слова. Очевидно, он сам не очень-то хотел, чтобы потомки знали о его приключениях в городе Ставрополе-Кавказском, - рассказывает доктор филологических наук, профессор СКФУ Александр Фокин.