Северный Кавказ
Общество

За что мы любим и не любим Ставропольский край

«Комсомолка» собрала самые распространенные мнения людей о нашем регионе
Плюсов в Ставрополе все же больше, чем минусов!

Плюсов в Ставрополе все же больше, чем минусов!

Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

«Люблю я Ставрополь за клумбы и деревья, фонтаны, фонари и улиц чистоту». Нет, это не поэт сказал, а один из читателей «КП», приехавший в наш город из Саратова погостить у родственников. «А есть что-нибудь, что вас здесь раздражает?» - спросили мы осторожно. И услышали в ответ: «Ветер и невменяемые водители». Мы взяли на заметку и решили составить рейтинг достоинств и недостатков Ставрополья.

Ставрополье - один из лучших регионов в стране по качеству дорог. Это признают все, кто приезжает сюда из других городов и весей. Особенно в хорошем состоянии находятся магистрали, соединяющие главные города. Но, конечно, им далеко до европейских автобанов. А некоторые участки и вовсе - живая иллюстрация фильма "Российское бездорожье". Просто российский водитель благоустройством не избалован, вот и кажется ему, что наличие отбойников, разметки и элементарной посдветки катафотами - верх комфорта.

По себестоимости дорожного строительства мы относимся к числу не самых экономных регионов. А особенно много денег тратится на ямочный ремонт. Так, по данным ОНФ, в Пятигорске цена 1 км трассы в несколько раз превышает среднероссийский показатель, а гарантия на ремонт составляет всего год. Не раз антимонопольная служба уличала наших дорожников в картельных сговорах, позволяющих завышать стоимость дорожных работ на десятки миллионов рублей.

Столица края - один из самых зеленых городов России. Здесь большие лесопарковые зоны. Деревьев и кустарников в Ставрополе столько и такое разнообразие, что приезжие всегда этим восхищаются. Как и нашими клумбами в скверах и парках. Это настоящие шедевры, созданные руками горзеленстроевцев. А что уж говорить про Ботанический сад - лучшем месте для прогулок.

Вот только остро стоит проблема замусоренности ставропольских урочищ и лесов. Прокуратура то и дело ставит это в вину местным администрациям, обязывая их избавиться от мусора, но свалки с каждым годом становятся все больше. Особенно пугают ставропольчан и гостей края скопища отходов вблизи рек и подземных источников минеральных вод. В районах такие стихийные могильники мусора, угрожающие природе из-за своей высокой токсичности, занимают по площади десятки квадратных километров.

Сенгилеевское водохранилище - жемчужина Ставрополья. Основной донор воды для Ставрополя. Это одно из самых живописных озер России, визитная карточка нашего региона. Однако наличие Сенгилеевского водохранилища не решает проблему воды в масштабах края. Изношены сотни километров водопроводных труб. В некоторых селах из-за отсутствия современных насосных станций напор воды летом катастрофически падает. Случаются и серьезные ЧП, как в Кочубеевском районе, когда поломка водовода оставила людей без воды в кранах на месяц.

Фонтаны наряду с клумбами - это украшение городов Ставрополья. В Ставрополе и советские фонтаны поддерживают в хорошем состоянии, и строят новые. Два года назад открыт светомузыкальный фонтан на Крепостной горе. Восстановлен поющий фонтан в Кисловодске. Гости городов от них в восторге. Но вот с количеством водоемов Ставрополью не очень повезло. Комсомольский пруд в Ставрополе жарким летом переполнен людьми - он единственный водоем в городе. Оборудованных мест для купания и баз отдыха не так много и в целом по краю - Новотроицкое водохранилище, Вербовая балка, водохранилище «Волчьи ворота» да сельские пруды. Конечно, на Ставрополье едут не загорать на пляжах, но туристы все равно считают это минусом.

Ставрополь - один из немногих городов России, где существует велодорожка. Она проходит не везде, но уже сам факт ее появление говорит о том, что городские власти пытаются европеизировать и модернизировать городскую среду, делая ее более удобной для тех, кто предпочитает автомобилю экологичный транспорт. Создание же системы платных парковок в Ставрополе, мягко говоря, вызвало недоумение у автолюбителей. Паркоматы стали появляться даже у медучреждений. Городские власти объяснили их появление необходимостью зарабатывать деньги для бюджета, но финансовый результат этого бизнеса пока непонятен и непрозрачен. Не радуют горожан и эвакуаторы, хотя их можно признать успешной мерой борьбы с теми, кто паркуется как и где попало.

В городах, особенно в Ставрополе, появляется все больше бесплатных тренажеров. И горожан, занимающихся спортом, посвящающих время бегу и занятиям на турниках, становится больше. В городе открыта пара-тройка фитнес-центров, правда, абонементы в них не каждому по карману. Больших спортплощадок, открытых для всех, по-прежнему не хватает.

Настоящей проблемой ставропольских городов стал и дефицит инфраструктуры для детей - спортивной и игровой. Спортивных центров два, но они отданы под коммерческие секции. Единичные детские площадки во дворах облеплены детьми, как виноград пчелами. Естественно, от такой нагрузки площадки выходят из строя за 2-3 года, хотя рассчитаны на гораздо больший срок. Антитеррористические меры, приведшие к закрытию пришкольных площадок, возможностей для занятий не добавили: пойти мамам с детьми некуда, особенно в спальных районах.

Досуг в больших городах Ставрополья, с одной стороны, есть: театр, кино, квеструмы, концерты. Но с другой стороны, всего этого мало. Молодежи даже в Ставрополе заняться особо нечем. Основная масса предпочитаем проводить время в питейных заведениях.

Стихийные тусовки с алкогольным антуражем харакетрны и для районных центров. Дома культуры там потихоньку реставрируют, но используются они в основном как площадки для официальных мероприятий. Кружков и секций в них нет, за редким исключением. Детям в на Ставрополье заниматься нечем.

Города Ставрополья задыхаются от количества машин. Летом в часы пик основные магистрали Ставрополя и Пятигорска просто парализованы. Строительство объездных дорог и развязок практически не ведется, в то время как жителей и машин в городах все больше. Общественный транспорт тоже организован не лучшим образом. Среди перевозчиков доминируют ипэшники на маленьких маршрутках-ГАЗелях. Многие из них уже в предельно изношенном состоянии. Есть и нелегалы. Только в Ставрополе каждый день их ездит около 300. Культура вождения на Ставрополье тоже очень низкая. Маршруточники словно и не пассажиров возят, а дрова, к тому же, курят и хамят. А еще в городах нет культуры парковки - ставропольские водители ставят свои авто где и как попало - на газонах, местах для инвалидов и даже прямо на полосах. По сравнению с соседними регионами проезд в автобусах и маршрутках на Ставрополье недорог. К примеру, у нас нет двойного вечернего тарифа в маршрутках, как в Краснодаре. И весьма умеренные тарифы в такси.

Ветреная погода, особенно это типично для Ставрополя, - это настоящее испытание для ставропольцев и гостей города. Особенно ветры чувствительны зимой при минусовой температуре, а весной в городах можно увидеть даже пыльные бури. Причин тут две - «возвышенное» положение краевой столицы над уровнем моря и резкие перепады температур. Другая сторона ставропольского климата - это большое количество солнечных дней в году. Гости из Питера, привыкшие к серому небу круглый год, нам завидуют. В Кисловодске 150 дней в году солнечно, в Пятигорске 98, в Ставрополе примерно столько же. В общем, превратиться в людей дождя нам не грозит.

К капризам погоды городское коммунальное хозяйство часто не готово. Неработающие ливневки не раз приводили к затоплению целых микрорайонов, уходу под воду улиц и перекрестков. Гололед - тоже вечная проблема для жителей городов. Лед с улиц практически не сдалбливают - лишь рядом с административными центрами и бюджетными учреждениями. А в спальных районах - каток. Зимой многие страдают от травм. Снег тоже практически не убирается. По обочинам дорог огромные кучи слежавшегося грязного снега лежат вплоть до апреля. Зато с экологией на Ставрополье - полный порядок. За исключением Невинномысска, где расположены промышленные гиганты, серьезно вредящие атмосфере, остальной регион находится в благоприятных экологических условиях. Особенно хороша экология на Кавминводах.

Но плюсов на Ставрополье все же гораздо больше, чем минусов. Оценивая декор краевой столицы, ставропольцы подмечают постоянно появляющиеся на улицах кашпо с цветами, новые остановки, оригинальные памятники, ажурные ограды, фонари. Ставрополь не так давно был признан самым благоустроенным городом России и, как утверждают наши гости, повидавшие и другие города, - абсолютно по делу.