Премия Рунета-2020
Северный Кавказ
+25°
Boom metrics
Общество18 июля 2018 12:40

Пуговица от кителя и флакон с таблетками: что находят археологи при раскопках на Крепостной горе

В Ставрополе на месте обнаружения фундамента шефского дома сделают музей под открытым небом [фото]
.

.

Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

Ставрополь начинался с крепости. Этот факт известен каждому горожанину, и любому, кто хотя бы однажды побывал здесь. Восстановленная часть крепостной стены — одна из главных достопримечательностей краевого центра — теперь будет не единственным историческим памятником в том месте, откуда вырастал город.

Несколько недель назад, при проведении работ по благоустройству, на Крепостной горе обнаружили фундамент старого здания.

.

.

Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

ПОИСКИ ИСТОРИИ

- В результате археологических наблюдений был обнаружен остаток шефского дома, построенного в первой четверти 19 века. Предположительно, в 1811 или 1816 году. Скорее, в 1811-м — он отмечен на планах города Ставрополя этого года, опубликованных Гниловским, - ведущий научный сотрудник ООО «Наследие» Юлия Половинкина пролистывает пожелтевшие страницы книги до рисунка схемы крепости. - Эта постройка великолепно координируется со всеми планами города Ставрополя, с фотографиями начала 20 века и довоенными снимками конца 30-40-х годов. Во время исследования выявлены углы и небольшой кусок стены этого шефского дома. Возможно, это тот же шефский дом, который обозначен на плане 1811 года, - он вплотную примыкал к крепостной стене.

.

.

Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

Археологи уже не первую неделю перелопачивают краеведческую литературу и архивные документы. Их задача не только достать из-под земли предметы, оставшиеся от основателей города, но и восстановить исторические факты.

- Когда начинали благоустройство, предполагали, что может что-то обнаружиться? Или не знали, что остатки здания окажутся так близко?

- Не знали степень сохранности. Эта территория в период благоустройства 60-70-х годов была полностью перепланирована. Вот в стратеграфии, так называемой системе отложения слоёв, мы видим большой слой возникший именно при разрушении всего комплекса зданий интендантства, от которых уцелела только нынешняя музыкальная школа (Детская школа искусств № 2 в Ставрополе на улице Суворова, - прим.авт.), - Юлия открывает спутниковый снимок места раскопок. - То есть степень того, что там сохранилось, никак нельзя было определить. И потом, там на глубину вскрытия траншеи культурный слой, в раскопанных нами шурфах, отсутствует. Все эти слои - наносные и возникли при той перепланировке при разрушении зданий, а также были принесены извне или перекопаны. Изначально сказать осталось ли там что-нибудь или нет было невозможно.

.

.

Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

Сейчас археологи активно сотрудничают с музеем, который помогает архивными документами. В частности, фото шефского дома нашлось в музейных запасниках не просто в общегородском пейзаже, а на снимке начала 20 века виден непосредственно фасад здания.

- Вот виден слой, который образовался при сносе всех этих строений бывшего интендантства, - на снимках, открытых на мониторе компьютера, чётко просматриваются очертания фундамента. - Он достаточно мощный, прослеживается на всей площади во всех траншеях. Остальные слои преимущественно насыпные или перекопанные. Но сохранились части этого строения, части полов. Один угол, к сожалению, из-за проходящих коммуникаций мы вскрыть не смогли, а остальные три угла проследили. Фундамент сохранился в разной степени: где-то это 2-3 уровня кладки, где-то — один уровень. В целом, он полностью координируется с шефским домом.

.

.

Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

Фундамент здания частично пострадал и при строительстве бордюра по улице Суворова, тогда оказался немного подрезан северо-восточный угол строения. При этом известно, что здание электростанции, расположенное через дорогу от шефского дома, было взорвано немцами в период отступления в январе 1943 года. По описаниям и архивным данным специалисты пока не смогли выяснить насколько пострадали в тот момент строения интендантства. Хотя, даже на снимках начала прошлого века, они выглядят уже достаточно запустевшими. На довоенных фото здания стоят без окон, с обвалившейся штукатуркой.

.

.

Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

- В материалах по изучению Ставропольского края, Гниловской в статье 1949 года пишет об этом строении вкратце, и даже приводит его на своей схеме наложении крепости на план города: «Часть стены шефского дома, располагавшегося внутри бывшей крепости». То есть в 1949 году уже, вероятно, этот дом был в запустении, то есть его постепенное разрушение началось в 30-40-е годы прошлого века, - уточняет специалист.

Окончательно строения интендантства были разрушены во время благоустройства. Сейчас историки заняты поиском архивных фотографий, чтобы уточнить, когда точно был разрушен весь комплекс. Помимо шефского дома, здесь ещё находились двухэтажные склады интендантства, хозяйственное строение.

.

.

Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

- Открыв два угла, мы примерно высчитали параметры остальных углов здания и заложили здесь разведочный шурф. В нём линзой залегало огромное количество стеклотары, преимущественно медицинского назначения.

- То есть там госпиталь какой-то был?

- Неизвестно, потому что эта территория в 40-50 годы, до образования сквера и постройки бассейна, принадлежала военному ведомству, а с их архивами достаточно сложно. Но пузырьки и колбы, которые мы нашли, датируются примерно с 20-30-х гг. и до середины 20 века. У угла здания найден достаточно большой слой мусора. Вот к примеру, мусор более поздний из верхних слоёв, датируется искомыми 50-60-ми годами.

.

.

Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

Этот аптечный пузырёк достаточно ранний, предположительно 20-30-х годов. Кстати, часть производств в эти годы работала ещё по дореволюционным лекалам, поэтому сложно сказать это советского периода флаконы или более раннего.

.

.

Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

Помимо стеклянных , типичные находки, возникающие при разрушении зданий: кованые гвозди, костыли, так что материал достаточно типичный. На самой крепостной горе кипит работа. Археологи работают параллельно со строителями, ведущими работы по благоустройству. Пока первые корпят над фундаментом: чистят его щётками, просеивают землю и раскапывают, вторые - прокладывают дорожки, там, где это можно делать.

ДОКОПАТЬСЯ ДО СУТИ

- Здесь был целый комплекс интендантства: шефский дом, дальше были вещевые склады, но они почти полностью не сохранились, фундамент был очень слабый и их со временем разобрали,- археолог Евгений Руденко оставляет инструменты и проводит экскурсию по местам раскопок. - А вот фундамент шефского дома остался. Это одно из старейших каменных зданий в городе. До 40-х годов оно было в запущенном состоянии, но ещё целое. Но дальнейшая реконструкция города привела к тому, что его разрушили.

.

.

Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

- Получается, что фундамент располагается в нынешнем сквере. Что с ним будет дальше, когда раскопки завершатся?

- Мы его впишем в сквер, в местный ландшафт, сделаем ограждение. То есть это будет музеефикация под открытым небом.

- А как это отразится на состоянии самого фундамента? Не будет его размывать дождями, например?

- Нет, мы определённые процедуры сделаем, чтобы этого не происходило: укрепим стенки, поставим таблички, где напишем, что это исторический памятник. А дорожки будут использоваться как смотровые площадки.

.

.

Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

В плане города есть это здание, но специалисты думали, что оно полностью уничтожено. Теперь, когда обнаружился фундамент, чтобы продолжить здесь работы, остатки этого здания нужно обязательно откопать.

- А какие-то интересные находки при раскопках фундамента обнаружили?

- Нашли вот две монетки 1810 года. А это пуговица от кителя, по ней надо ещё многое определить.

.

.

Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

- На ней какие-то цифры?

- Да, мы отдадим её специалисту, он нам многое подскажет подробности. То есть можно будет вычислить историю человека, который эту пуговицу носил.

- По номеру пуговицы можно даже конкретного человека определить?

- Ну не конкретного, но в каком он полку служил и всё прочее.

- А монеты?

- Эта — 1810 года, то есть Александра I. Вторую нужно почистить, но это, скорее всего, денежка елизаветинского времени. Они здесь попадаются на этой территории. Они до построения крепости, то есть до 1777 года, активно были в обиходе, и люди их теряли.

- Какой может быть их ценность?

- Мы уточним историю города. Датировка монетная тоже даст нам определённые моменты: когда непосредственно здания крепости реконструировались тоже можно будет понять. В принципе, это реконструкция 1809 года, а может быть она была и раньше.

Комплекс интендантства, по словам Евгения, был очень основательный, с каменными конструкциями. А сам шефский дом был очень красивый, с колоннами и прочими архитектурными украшениями.

.

.

Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

- А помимо монет и бутылок, что-то ещё нашли?

- Очень много там всяких вещей железных собираем разного предназначения. Вот эта железка специально на воротах использовалась. Это всё железо времён крепости. Мы потом подреставрируем, поймём, что это такое, для чего использовалось.

.

.

Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

- Она как декоративная вещь использовалась?

- Нет, здесь есть специальная рабочая вставка, то есть она какую-то функцию выполняла. Но нужно почистить, понять механизм действия. Тут находки каждый случаются.

Среди довольно старых находок встерчаются и вполне современные. Среди стеклянных находок есть пузырёк с таблетками. Судя по всему, советского времени.

.

.

Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

Как утверждают историки, раньше крепостной стены как таковой не было. Был вал, а стоявшие по периметру здания выполняли защитную функцию. Крепостной стена, к которой мы сейчас водим туристов, реконструирована на основе казармы, где был боевой коридор, а одна из стен как раз была с бойницами.

- Всё мы это раскопаем, как положено в археологическом плане, а потом постараемся музеефицировать хотя бы часть, чтобы люди понимали, что эта территория — первое место, куда пришли люди и заселили его, - с надеждой произносит Евгений Руденко. - Это начало истории нашего города, чтобы корни не терялись, постараемся, чтобы в современный городской ландшафт древности вписались, всё компилировалось, люди смотрели на свою историю и её понимали. То есть я думаю, этот сквер станет логическим продолжением других комплексов Крепостной горы.

.

.

Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН