Премия Рунета-2020
Северный Кавказ
+22°
Boom metrics
Экономика25 мая 2022 7:00

«Покупай ставропольское!»: 12 лет уверенного развития внутреннего рынка

Информационно-маркетинговый проект «Покупай ставропольское!» стал основной точкой роста для местных производителей
Фото: stavkomtl.ru

Фото: stavkomtl.ru

На Ставрополье реализуется информационно-маркетинговый проект «Покупай ставропольское!», нацеленный на продвижение продукции местных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках. Удалось ли проекту доказать свою эффективность почти за 12 лет действия - разбиралась «Комсомолка».

Предложение есть - спроса нет

Ставрополье - край аграрный, способный вкусно и сытно накормить не только себя, но и соседей. Несмотря на то, что широкий ассортимент ставропольской продукции уже несколько десятилетий хорошо знаком жителям различных регионов страны, в наших магазинах товары местного производства встречались нечасто. Основной объем продукции на внутреннем рынке края долгие годы был преимущественно привозным. Свои правила диктовали и пришедшие на Ставрополье крупные торговые сети. Ассортимент федеральных торговых сетей также был представлен продукцией различных российских регионов - мест для наших товаров на полках новеньких супермаркетов на тот момент не было.

Все изменилось в конце 2010 года, когда правительство Ставропольского края объявило о старте нового информационно-маркетингового проекта «Покупай ставропольское!». Координатором проекта выступил комитет Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию. Задачи ставились амбициозные: повышение спроса на ставропольскую продукцию, значительное увеличение доли наших товаров на внутреннем потребительском рынке, эффективное взаимодействие товаропроизводителей и организаций торговли, а также привлечение внимания к местным брендам за пределами региона. В области пищевой и перерабатывающей индустрии Ставрополья такой проект реализовывался впервые и в результате стал основной точкой роста для местных товаропроизводителей.

Узнать продукцию Ставрополья теперь просто!

Сейчас в информационно-маркетинговом проекте принимают участие сотни ставропольских товаропроизводителей, а реализацию проекта активно поддерживает как правительство края, так и администрации муниципалитетов. Сегодня на территории Ставрополья установлены баннеры, световые короба, стенды и другие рекламные конструкции с размещенными на них логотипами «Покупай ставропольское!», «Ставропольские овощи и фрукты, «Ставропольские арбузы и дыни» и другими слоганами, повышающими узнаваемость местной продукции. В крупных сетевых магазинах края и на розничных рынках размещены информационные плакаты «Покупай ставропольское!». Более того, во многих крупных торговых предприятиях рядом с ценниками используются специальные стикеры для обозначения товаров ставропольских товаропроизводителей.

Выгодное партнерство

Также для продвижения местной продукции комитетом Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию систематически проводятся торгово-закупочные сессии с участием представителей организаций пищевой и перерабатывающей промышленности Ставропольского края, федеральных торговых сетей, региональных торговых сетей и крупных оптовых компаний. Подобные сессии позволяют наладить сотрудничество между производителями и поставщиками и увеличить долю местных товаров на полках крупных магазинов.

По данным комитета, за прошлый год было проведено 10 торгово-закупочных сессий, с начала этого года - три. Так, участниками третьей торгово-закупочной сессии в этом году стали 27 производителей молочной, хлебопекарной, кондитерской, мясной продукции, а также снеков, безалкогольных напитков, куриных яиц и овощей. Комитетом Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию были приглашены те предприятия, которые либо рассматривают для себя возможность сотрудничества и ищут выход на полки ритейлера, либо стремятся расширить свое присутствие в торговой сети.

Участники торгово-закупочной сессии продемонстрировали свою продукцию представителям сети, провели дегустацию и постарались убедить их в том, что ставропольская продукция может стать достойной заменой импортным товарам, уходящим сейчас из розницы.

Например, у одной из торговых сетей сейчас есть потребность в хлебобулочных и мясных изделиях, а также полуфабрикатах, некоторых видах сыра и яйцах кур. Эти запросы сети легко могут удовлетворить ставропольские товаропроизводители. Для расширения присутствия ставропольских продуктов в магазинах федеральных сетей комитетом также реализуется новый проект «Час ритейла». Рабочие встречи в рамках проекта проводятся еженедельно.

- Мы будем продолжать такие мероприятия, так как они, как делятся сами участники, уже приносят результаты: кто-то смог войти в торговые сети, кто-то находится на стадии переговоров, а кто-то изменил свое отношение к ритейлу и рассматривает возможность сотрудничества, - отмечает Денис Полюбин, председатель комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию.

Сегодня в магазинах федеральных сетей продукция ставропольских производителей реализуется в том числе и за пределами Ставрополья: в Калмыкии, на Кубани, в Астраханской области, в республиках Северного Кавказа - Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии - Алания, а также в других регионах страны.

Фото: stavkomtl.ru

Фото: stavkomtl.ru

Натурпродукт по выгодной цене

С момента запуска информационно-маркетингового проекта «Покупай ставропольское!» в крае регулярно проходят различные ярмарки. Праздничные, тематические (например - школьная ярмарка, которая традиционно проводится в преддверии Дня знаний) и ярмарки выходного дня очень популярны у населения. Для производителя это возможность найти своего покупателя, а для местных жителей - приобрести свежий, вкусный и натуральный продукт с минимальной наценкой.

По данным комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию, в прошлом году на постоянной основе действовали 355 ярмарочных площадок. В первом квартале 2022 года их число увеличилось до 395. Лидерами по организации территорий для ярмарочной торговли в крае стали Ессентуки - 49 площадок, Пятигорск - 47 и Ставрополь - 41. С начала года в крае проведено уже более четырех тысяч ярмарочных мероприятий, реализовано 4,2 тысячи тонн продукции. На прошедших ярмарках цены были ниже среднестатистических на целый ряд продуктов: хлеб ржаной и пшеничный, вермишель, муку, рис, пшено, гречку, чай, рыбу мороженую, мясо кур, свинину, сливочное масло, а также яблоки, картофель и лук.

- По поручению главы региона Владимира Владимирова предпринимаем все необходимые меры для того, чтобы активизировать ярмарочную деятельность на территории края, наращиваем количество площадок, приглашаем все больше именно производителей, чтобы исключить перекупщиков и реализацию через них продукции переработки по завышенным ценам, - отметил Денис Полюбин.

Кстати, почти до полутора тысяч увеличилось количество торговых площадок в рамках акции «Овощи к подъезду», где местные фермеры реализуют свою плодоовощную продукцию. - Также занимаемся продвижением нашей продукции на территории рынков края. Сейчас действует 45 розничных рынков, в том числе 29 универсальных, восемь сельскохозяйственных и восемь специализированных, на которых оборудовано 18 тысяч торговых мест. Для размещения краевых товаропроизводителей управляющими рынками компаниями выделено более двух тысяч торговых мест, - рассказали в комитете.

Потенциал - огромный!

Реализация проекта «Покупай ставропольское!» способствовала расширению фирменной сети ставропольских предприятий, выпускающих продукты питания и напитки. В числе предприятий с собственной фирменной сетью такие компании, как АО «Молочный комбинат «Ставропольский», ООО «Пятигорский хлебокомбинат», АО «Хлебокомбинат «Георгиевский», ОАО «Сыродел», ООО «Иней», ООО СХП «Югроспром», ЗАО «Холод», ООО «Хлеб Хмельницкого», ООО «Европа» и другие.

- В развитии сети фирменных магазинов ставропольских производителей есть большой потенциал. Сегодня их количество составляет более 500. С 13 ставропольскими товаропроизводителями подписаны соглашения о присутствии на полках их фирменных магазинов не менее 70 процентов продукции, произведенной в крае, - пояснили в комитете Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию.

Кстати, в прошлом году в рамках реализации регионального информационно-маркетингового проекта «Покупай ставропольское!» в Ставрополе открылась фирменная торговая точка нового формата, где представлен богатый ассортимент исключительно ставропольской продукции. «Премиум МКС + бренды Ставрополья» - это первый и, вероятнее всего, не последний в крае магазин, работающий в формате торгово-выставочной площадки.

- Мы, несомненно, продолжим развивать данный формат. В скором времени у нас появится региональная торговая сеть, которая объединит производителей местной продукции, - отметил Денис Полюбин, принявший участие в торжественном открытии торгово-выставочной площадки.

«Stavropol selection»: виноделы при деле

Для продвижения продукции ставропольских виноделов и производителей крепкого алкоголя в прошлом году была разработана первая винная карта Ставрополья. В нее включены 16 наименований алкогольной продукции товаропроизводителей края, которые были отобраны по результатам дегустаций профессиональными сомелье.

Винную карту «Stavropol selection» оценили местные рестораторы. Они познакомились с ассортиментом продукции, продегустировали ее и договорились с производителями об обучении своих сомелье, после чего ставропольский алкоголь занял достойное место в меню ставропольских заведений. На сегодняшний день винная карта «Stavropol selection» представлена в 13 организациях общественного питания города Ставрополя и в 14 организациях общественного питания Кавказских Минеральных Вод.

- Мы ведем работу по увеличению легальных точек розничных продаж. Одно из направлений - расширение фирменной торговли ставропольских товаропроизводителей. В крае уже более 50 розничных магазинов со специализированной торговлей алкогольной продукцией, - отмечает руководитель комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию. Запущенный в прошлом году пилотный проект по продвижению и позиционированию уникальной ставропольской продукции помогает нашим производителям выйти на принципиально новый уровень и, соответственно, увеличить продажи. - Основная задача комитета сегодня - помочь нашим предприятиям выйти на новый уровень. Уверен, что в скором времени во всех ресторанах появится такая карта, которая станет визитной карточкой Ставропольского края, - пояснил Полюбин.

Маркетплейс-бум

Пандемия коронавируса и связанные с ней ограничительные мероприятия спровоцировали в стране настоящий маркетплейс-бум. Сегмент электронной коммерции за последние два года показал взрывной рост. Российский рынок маркетплейсов не сбавляет темпов и продолжает стремительно развиваться.

Так, на Ставрополье по итогам 2021 года вдвое выросла доля онлайн-продаж и составила 2,3 процента от общего оборота торговли или 14,1 млрд рублей. Как отметили в комитете Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию, ритейл ищет альтернативные каналы продаж, новые точки роста и развивает сотрудничество с маркетплейсами. Существенным развитием в этом направлении станет реализация инвестиционного проекта по строительству складского комплекса на территории опережающего социально-экономического развития «Невинномысск» и универсального склада продовольственных и непродовольственных товаров, расположенных в Невинномысске.

К слову, строительство складского комплекса в Невинномысске под размещение там известного российского маркетплейса станет самым масштабным инвестпроектом в 2022 году в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности. Возведение объекта обойдется в восемь миллиардов рублей.

Всего в крае в этом году планируется реализовать 30 крупных инвестиционных проектов, что позволит привлечь в пищевую и перерабатывающую промышленность, сферы торговли и общественного питания региона почти 22 млрд рублей. Это порядка 9% от всего объема инвестиций, которые установлены для региона. Эта цифра превышает показатель 2021 года на 33,5% и почти на 275% показатель 2020 года.

- На сегодня инвестиционный портфель в сфере пищевой, перерабатывающей промышленности, торговли и общественного питания содержит 50 инвестиционных проектов на общую сумму более 30 млрд рублей. Это как новые инвестпроекты, так и принятые к реализации ранее, - говорит председатель комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию. - Инвесторам оказывается поддержка на уровне края. Например, предоставление субсидии муниципальному образованию на строительство подъездной автомобильной дороги, возмещение затрат на объекты инфраструктуры, предоставление земельных участков без торгов.

ЗНАЙ НАШИХ!

Стоит отметить, что ставропольские товаропроизводители принимают активное участие в различных международных и федеральных конкурсах, где добиваются высоких результатов.

Так, в 2021 году в Национальном конкурсе региональных брендов продуктов питания «Вкусы России», проводимом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, от Ставрополья было заявлено 13 брендов в восьми номинациях. Участниками конкурса стали 720 брендов из 84 регионов страны. По итогам конкурса наибольшее количество голосов набрали: «Ставропольские яблоки», «Георгиевский хлеб» и минеральная вода «Ессентуки».

Кроме того, комитетом Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию принято решение о проведении в крае ежегодного конкурса среди местных товаропроизводителей «Ставропольское качество», направленного на стимулирование производства, развитие конкуренции, большую узнаваемость и позиционирование ставропольской пищевой продукции.