Премия Рунета-2020
Северный Кавказ
0°
Boom metrics
Общество18 июня 2022 8:39

Республиканский диагностический центр: история преображения

Более 20-ти лет назад в Дагестане открыли Республиканский диагностический центр. Это было событие в медицинском мире региона. Ведь подобных медицинских учреждений в ту пору здесь не было
РДЦ принимает по 3000 человек и более. Фото предоставлено РДЦ

РДЦ принимает по 3000 человек и более. Фото предоставлено РДЦ

С самого своего образования Центр стал важным звеном практического здравоохранения и сделал доступными для населения Дагестана передовые на тот момент диагностические технологии. За эти годы РДЦ стал флагманом здравоохранения Дагестана. В течение двух десятилетий Центр сохранял свои позиции за счет опытного коллектива и востребованности у жителей республики в качественных диагностических услугах.

Но наука и технологии не стоят на месте, и назрела необходимость в совершенно новом подходе в оказании своевременной, качественной и доступной медицинской помощи. Ведь потребность в услугах Центра значительно возросла. Необходимость перемен в первую очередь осознала новый руководитель РДЦ - главный врач Заира Капланова. Заира Абдулхаликовна рассказала о преобразованиях.

Серьезные преобразования для повышения доступности медицинских услуг были произведены в 2019 году. Фото предоставлено РДЦ

Серьезные преобразования для повышения доступности медицинских услуг были произведены в 2019 году. Фото предоставлено РДЦ

- РДЦ изначально был рассчитан на прием 400 пациентов в день. Сегодня он принимает по 3000 человек и более. Как вам удалось так кардинально изменить формат работы? Какова реальная потребность в услугах, оказываемых Центром?

- Действительно, потребность в диагностических услугах растет вместе с увеличением численности населения Дагестана. Резкое увеличение отмечено с 2020 года в связи с пандемией коронавирусной инфекции. Республиканский диагностический центр начал работу по увеличению мощности, улучшению качества медицинских услуг за несколько лет до этого. Центр оснащается самым современным медицинским оборудованием, кадровый потенциал центра укрепляется за счет грамотных, перспективных, работоспособных молодых врачей, очень большое внимание уделяется информационным технологиям. Благодаря работе по всем этим направлениям мы смогли принять на себя основную нагрузку по диагностике коронавирусной инфекции и успешно справились с поставленными задачами. Что касается реальной потребности в услугах РДЦ - вовремя оказанные с максимальным удобством для пациента качественные медицинские услуги всегда будут востребованы.

А переход на новую модель работы мы начали с решения ключевых задач: технического переоснащения РДЦ, повышения квалификации докторов, создания доступных и комфортных условий для пациентов и врачей, информатизации всех рабочих процессов.

- Четыре года назад вы говорили о том, что износ имеющегося в центре оборудования был фактически 100-процентным. Сегодня мы наблюдаем, что материально-техническая база обновлена на 53 процента. Это, конечно, очень мощная динамика. Глава ассоциации ДиаМА, главный врач Ростовского ОКДЦ Дмитрий Бурцев считает, что государство должно изменить политику по отношению к диагностическим Центрам и выделять средства на приобретение оборудования, что в конечном итоге улучшит качество помощи. Где и какую поддержку Вы нашли для развития РДЦ?

- На сегодняшний день Республиканский диагностический центр представляет собой современное медицинское учреждение, в котором сконцентрировано диагностическое и лечебное оборудование самого высокого экспертного класса. За достаточно короткий срок значительно укрепилась материально-техническая база Центра и все отделения были оснащены новым оборудованием. Введены в эксплуатацию аппараты МРТ, КТ, цифровой маммограф с функцией то- мосинтеза, цифровой рентгеновский аппарат, цифровой флюорограф, эндоскопические видео-стойки, УЗИ аппараты, в том числе функцией 3Б, оборудование для проведения ЭЭГ- видеомониторинга и электромиографии, полностью оснащены кабинеты офтальмолога и отоларинголога.

В РДЦ сконцентрировано диагностическое и лечебное оборудование самого высокого экспертного класса. Фото предоставлено РДЦ

В РДЦ сконцентрировано диагностическое и лечебное оборудование самого высокого экспертного класса. Фото предоставлено РДЦ

Конечно, эти преобразования не были бы возможными без постоянной поддержки правительства Республики Дагестан и Министерства здравоохранения.

Еще один момент для гордости - то, что наш Центр обогатился очень грамотными, развивающимися и работоспособными врачами. Сложившийся симбиоз новых методик исследования и грамотных специалистов позволяет оказывать медицинскую помощь жителям Дагестана на самом высоком уровне.

- Конкуренция со стороны частных клиник была и есть, но РДЦ не сдает позиции ведущего центра. Как удалось собрать коллектив высококлассных специалистов и ответственных людей?

- Конкурентоспособность наших медуслуг обусловлена работой высококвалифицированных врачей, введением новых востребованных методик, сокращением сроков ожидания исследований, верификацией заключений с ведущими клиницистами республики и страны, регулярным обновлением медицинского оборудования.

Что касается гражданской ответственности наших докторов, то они показали это во время пандемии, когда в сложных условиях коллектив выполнял свою миссию в круглосуточном режиме ради жителей республики, которым нужна была медицинская помощь. Многие наши доктора отмечены благодарностями и грамотами главы Республики Дагестан и Министерства здравоохранения.

Время ожидания в регистратуре было сокращено с 5 часов до 40 минут. Фото предоставлено РДЦ

Время ожидания в регистратуре было сокращено с 5 часов до 40 минут. Фото предоставлено РДЦ

Врачи активно занимаются научной деятельностью, проходят курсы повышения квалификации и обучаются в онлайн-школах, участвуют и делают доклады на конференциях и конгрессах. Заведующая неврологическим отделением была победителем конкурса на получение гранта Европейской академии неврологии. Новые методы обследования и лечения пациентов внедряются в ежедневную работу. Оснастили отделение неврологии новейшим оборудованием и начали оказывать помощь по профилю «реабилитация». Также внедрены новые перспективные методики лечения хронической головной боли - ботулинотерапия, блокады больших затылочных нервов и инъекции антагонистов СОКР-рецепторов. Опыт работы наших врачей отражается в научных работах.

Республиканский диагностический центр обладает высокой эффективностью и качеством медицинских услуг, вносит заметный вклад в развитие диагностической службы республики, имеет высокий уровень компетентности, подтвержденный многолетней профессиональной практикой, хорошую деловую репутацию. Наши доктора заслуженно гордятся этими достижениями.

Что касается доступности и комфортности получения медицинской помощи в РДЦ - в 2019 году произведены серьезные преобразования для повышения доступности медицинских услуг, оказываемых населению республики. Организована дистанционная запись и открыт са11-центр, где диспетчерами записываются более 30 тысяч человек ежегодно. Налажена электронная запись на компьютерную томографию, магнитно-резонансную томографию и другие востребованные исследования. Пациентам нет необходимости приезжать в Центр для того, чтобы записаться на исследования. На сегодняшний день около 60% пациентов записываются дистанционно.

В Центре гордятся грамотными, развивающимися и работоспособными врачами. Фото предоставлено РДЦ

В Центре гордятся грамотными, развивающимися и работоспособными врачами. Фото предоставлено РДЦ

В регистратуре функционирует электронная очередь для эффективного распределения пациентов, что значительно сокращает время ожидания в регистратуре, предотвращает конфликтные ситуации. Созданы комфортные условия ожидания для пациентов.

Принятые меры позволили сократить время ожидания в регистратуре с 5 часов до 40 минут, а у предварительно записанных пациентов регистрация занимает 6 минут. Мы стараемся организовать обследование в максимально короткие сроки. Налажено дистанционное получение результатов исследований. Работают две горячие линии по всем возникающим у пациентов вопросам.

Для выполнения наших амбициозных планов необходимо было усиливать информатизацию всех рабочих процессов. И в результате многое сделано:

- Полностью автоматизирована работа регистратурно-диспетчерского отдела для записи пациентов на прием к врачам.

- Начал работу Личный кабинет пациента на сайте РДЦ: предварительная запись и результаты всех исследований теперь доступны в любое время.

- Ведется электронная медицинская карта каждого нашего пациента, в которой сохраняются и доступны для сравнения и анализа все предыдущиере- зультаты исследований и заключения.

- Отделения полностью переведены на электронный документооборот.

- Внедрена Лабораторная информационная система, благодаря этому есть возможность отправки результатов исследований как пациентам в их медицинскую карту, так и в медорганизации.

- Все диагностические изображения передаются от аппаратов в специальные хранилища, откуда могут быть записаны при наличии логина и пароля.

- Реализована интеграция с порталом «ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора» для передачи результатов анализов на новую коронавирусную инфекцию и антитела, для публикации результатов на портале Госуслуг.

Фото предоставлено РДЦ

Фото предоставлено РДЦ

- С самого начала пандемии РДЦ включился в решение вопросов диагностики и предотвращения распространения коронавирусной инфекции. Вы сказали, что лидируете в выполнении ПЦР-исследований в республике - к Вам везут материал на анализ со всей республики. Как справляется с нагруз-кой лабораторный комплекс?

- Период пандемии коронавирусной инфекции был испытательным для всех, в том числе для нашего учреждения. Мы показали себя одним из лучших учреждений, которое смогло мобилизоваться, взять на себя ответственность, осуществлять координацию всех диагностических служб республики, задействованных в диагностике СОЖ1-19. РДЦ принял на себя основной объем проведенных исследований для диагностики новой коронавирусной инфекции. Мы организовали работу лабораторного отделения в круглосуточном режиме и без выходных дней. Благодаря внедренной лабораторной информационной системе (ЛИС) были сведены к минимуму возможные ошибки при регистрации большого количества биоматериала, сокращено время подготовки к исследованию, упрощена работа специалистов лаборатории, налажена быстрая отправка полученных результатов в медицинские организации республики. РДЦ первым стал формировать результаты исследований с использованием ЦК-кода, все результаты исследований на коронавирус в автоматическом режиме отправляются на портал Роспотребнадзора и в течение 15 - 30 минут публикуются в личном кабинете на Госуслугах. Планомерная работа по широкому внедрению информационных, инновационных технологий, развитие информационной системы, объединяющей в единое информационное пространство все сферы деятельности Центра, сделали возможным такой результат.

- Планируете ли заниматься выездными приемами в районах?

- В этом направлении мы уже проводим большую работу. Заведующие отделениями РДЦ являются главными внештатными специалистами Министерства здравоохранения РД. С их помощью оказывается не только регулярная организационно-методическая помощь непосредственно в районах республики, осматриваются сложные пациенты, но и организовываются выездные обучающие семинары для повышения качества медицинских услуг, оказываемых всеми врачами-диагно- стами.

Кстати, на базе РДЦ создан Учебный центр для врачей республики, где они могут получить новые практические навыки и повысить свой профессиональный уровень.

- Каковы, на Ваш взгляд, основные направления развития медицинской диагностики ближайшего будущего?

- Цель всех проводимых преобразований - переход к более продуманному и эффективному производству, создание комфортных условий для пациента и врача, постоянное повышение качества оказываемых медицинских услуг для населения Дагестана.

Помните главный постулат советской медицины, что болезнь легче предупредить, чем лечить? Так вот, мы будем стремиться к тому, чтобы каждый обратившийся в наш Центр мог, пройдя полное диагностическое обследование, выявлять болезни на ранних стадиях и предотвратить их развитие.