Премия Рунета-2020
Северный Кавказ
-10°
Boom metrics
Экономика25 июля 2022 10:20

Как я попала в трудовое рабство, устроившись работать продавцом

Сотрудница «Комсомолки» сменила деятельность и поняла, что это было не лучшее ее решение
Елена ГОРБАЧЕВА
Работать в магазине приходилось по 11 часов в день. Быть и грузчиком, и уборщицей, и охранником и получать за это смехотворные деньги.

Работать в магазине приходилось по 11 часов в день. Быть и грузчиком, и уборщицей, и охранником и получать за это смехотворные деньги.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

УВОЛИЛИАСЬ В НИКУДА

Меня зовут Елена, мне 41, и в данный момент я безработная. В очередной раз. Более 10 лет была у меня любимая творческая работа в области дизайна, но вдруг взбунтовались мои тараканы в голове и решили, что засиделась я на одном месте, пора все менять, причем кардинально. Подумала, уволилась и стала просматривать банк вакансий. Хотя сейчас понимаю, что все было не в том порядке: сначала уволилась, а потом подумала. Потому что вакансий оказалось не так много, а привлекательных - раз-два и обчелся.

Трудности начались уже на стадии составления резюме. Специалист я узкий, умения специфические. Какой опыт писать? Где его применить, если пытаешься сменить сферу деятельности? До пункта о личных качествах резюме мало кто дочитывает, работодателя интересуют профессиональные навыки. И посыпались отказы на мои отклики и звонки. Опыта нет - извиняйте!

Шесть месяцев прошло в поисках, одновременно ушли и накопления. Все бы ничего, можно было бы продолжать искать работу своей мечты, но пандемия внесла коррективы в планы - сократили мужа. Пришлось срочно-обморочно устраиваться, куда брали. А где всегда нужны рабочие руки? Правильно, в торговых сетях. Им не важен ни твой опыт, ни твоя личность. «Всему обучим, все покажем».

Так я стала продавцом-консультантом в сети товаров для дома. Объявление о вакансии увидела на двери магазина, с визитом тянуть не стала, собеседование с завмагом прошла успешно, и мне предложили трехдневную стажировку.

ЗАРПЛАТНАЯ ТУМАННОСТЬ

В первый день пригласили всего на 3 часа для общего ознакомления с магазином, с товаром. Обсудили должностные обязанности, график работы… И тут прозвенел первый тревожный звоночек: смена длится с 9.00 до 20.30, потом закрытие касс и сдача смены - практически 12-часовой рабочий день. И при этом работаем 5/2! Как так? Статья Трудового кодекса о продолжительности рабочей недели в 40 часов не работает? Видимо, не везде. Мне «повезло», в моем магазине штат состоял всего из трех человек: завмаг, старший продавец и продавец-консультант. Поэтому ежедневно в смене всего 2 сотрудника, и график 2/2 невозможен, ибо завмаг - работник офисный, у него выходные должны быть в субботу и воскресенье. А продавцы в эти дни не отдыхают никогда. Чтобы штат увеличили хотя бы на одного человека, магазин должен повысить продажи примерно в полтора раза, что, как я поняла, нереально. Вот такой смысл имеют слова «мы вам гарантируем сменный график работы».

Раз пошел такой разговор, решаю уточнить по оплате. Вдруг и тут сюрпризы? В объявлении написано: от 19 тысяч на руки. Сначала мне уверенно кивают, что так и есть, но на просьбу объяснить, из чего складывается это «от», начинают темнить. Пространные слова об окладе и выполнении нормативов меня не утраивают, прошу разложить по полочкам. И тут оказывается, что смена стоит 600 рублей до вычета налога. Я с математикой дружу, физмат окончила с красным дипломом и прекрасно понимаю, что при 22-23 сменах в месяц никак не может получиться обещанная сумма. Это ж какие нормативы нужно выполнить, чтоб еще почти столько же заработать? Дневной план продаж, месячный план, акции, распродажи…

Ситуация непонятная, но решаю все-таки попробовать, вдруг чего-то не знаю и просто себя накручиваю.

"ТЫ - ОБСЛУГА! ВОТ И ОБСЛУЖИВАЙ!"

Во второй день иду работать уже на 6 часов. Наблюдаю прием товара завмагом, расстановку на полках, смену ценников. По ходу дела запоминаю расположение, ведь этим в будущем придется заниматься именно мне. С памятью и ориентированием у меня все нормально, поэтому эта часть работы меня совсем не пугает. Зато услышала третий звоночек: замена ценников происходит утром, сразу после открытия магазина, их может быть 20, а может и 200. И все в одни руки! Завмаг или старший продавец распечатывают, а потом занимаются заполнением документации, а ты должна их быстро разрезать и заменить на полках. Если не успела и покупатель взял товар со старым ценником - разница оплачивается из твоего кармана. В магазине, конечно, выделяются деньги на непредвиденные ситуации, но это мизер, их ни на какие «ситуации» не хватает. Но я и тут пытаюсь быть оптимисткой. Работать я могу быстро и качественно, невнимательностью не грешу, надеюсь, что у меня все получится.

В третий день выхожу на полную смену. Именно сегодня я должна буду решить, остаюсь ли здесь работать. И начальство должно определиться, подхожу ли я на эту должность. Изучаю кассу, пробую обслуживать покупателей, консультирую в зале, вместе принимаем товар, расставляем на полках. Работаем втроем, посетителей много, время летит быстро, к вечеру ноги гудят не по-детски. И в первый раз сталкиваюсь с, мягко сказать, неприятным покупателем. У него на лице написано: «Ты кто? Обслуживающий персонал. Вот и обслуживай». Смотрит свысока, разговаривает неуважительно, «тыкает» и постоянно норовит сказать гадость. И абсолютно серьезные глаза. То бишь это его жизненная позиция. Люди, мы такие же работники, как и вы, мы никому не грубим и всегда стараемся помочь! Почему такое отношение?

Задевает? Еще как. Но всплакнула, улыбнулась и пошла работать.

За три дня минусов набралось много, однако тараканы в голове молчат, видимо, понимают, что бесплатно поесть никто не даст. Поэтому решаю остаться, честно заработать на свой кусок хлеба. И руководство осталось довольно моей стажировкой - меня берут!

ПРОДАВЕЦ, ОН ЖЕ УБОРЩИЦА, ОН ЖЕ ОХРАННИК И ГРУЗЧИК

Две недели пролетели быстро. Устраивалась с середины месяца, поэтому пришло время первой зарплаты. И я - опа! - получаю на карточку чуть больше 5 тысяч. Недоумение сменяется кучей вопросов, на которые слышу ответ: «Ну ты ж пока еще стажер». Ага, работаешь на полную катушку, а получаешь как стажер... Интересно, почему об этом не было сказано в те три пробных дня, чтобы я могла хотя бы морально подготовиться? Уже не первый вопрос в мою копилку для будущих собеседований.

Кстати, требование «поддерживать чистоту на рабочем месте» на деле для продавцов выливается в уборку магазина и подсобных помещений, мытье стеллажей и витрин. А в осенне-зимний период пол протирается несколько раз в день. То есть функция уборщицы идет в нагрузку к основным обязанностям.

В следующем месяце глаза открываются все шире и шире. Я понимаю, что большую часть времени нахожусь в магазине одна. Напарница то принимает товар, то заводит его в базу, то печатает ценники, то деньги сдает в банк. А магазин немаленький, есть глухие зоны, которые со стороны касс совсем не просматриваются. В нормальной ситуации в зале постоянно должен находиться хотя бы один консультант. Но это в нормальной. А я уже говорила, что мне «повезло». Приходится постоянно бегать от кассы в зал, помогать посетителям, заодно пугать желающих своровать. Да-да, такие есть. Берут и мелочевку, и товар покрупнее. Из-за этого постоянно проводим промежуточные инвентаризации. Как я уже сказала, выделяемых денег не хватает, поэтому недостача также списывается с сотрудников. Недосмотрели - виновны!

Еще одним шоком становится наблюдение за выгрузкой товара. Грузчики выкладывают коробки на крыльцо склада, а завмаг или старший продавец сами заносят их в помещение. Хотя заносят - это громко сказано. Затаскивают. Чтобы вы представляли, чем я так была возмущена, я опишу своих коллег: обе ростом максимум 160 см, щуплые, размер 42-44. Девчата, конечно, спортивные, но тяжелой атлетикой не занимаются. И в коробках не только ватные диски, но и стеклянная посуда, бутылки с домашней химией, шампуни…

Отдельна песня - проводимые акции. Есть долговременные, а есть на один-два дня. Об этих акциях ты должен рассказывать каждому входящему посетителю, так как от выполнения плана по ним зависит твоя зарплата. Вполне резонно. Только вот уже на первой акции я ощутила себя бездумным роботом. Если человек зашел просто посмотреть или купить, что на глаза попадется, совершенно уместно рассказать ему о скидочном товаре и прорекламировать его. Но если в двери вбегает запыхавшийся парень и спрашивает, например, граненый стакан, то как должен звучать мой ответ про то, что у нас сейчас сковородки по выгодным ценам? Однажды я не смогла перевести разговор в нужное русло, за что получила выговор от супервайзера. То есть нас учат скороговоркой говорить по скриптам, совершенно не делая скидок на реальные ситуации. Неприятная тенденция, и я понимаю, что с этим смириться не смогу, буду нарушать правила.

Но план продаж мы выполнили, и я впервые получила полную зарплату. Для разнообразия приятно. Очень было интересно, за что ж начислили сверх оклада в 12 500, но расчетный листок здесь на руки не выдают. Нарушение, но никто даже не пытается это изменить, все равно ничего не выйдет. К слову сказать, я его ни разу не видела за 5 месяцев работы.

УЛЫБАЕМСЯ И ПАШЕМ

Следующий месяц - предновогодний. Украшенный магазин, много интересных товаров, предвкушение хороших продаж - и настроение повышается. Но! Во второй половине месяца приходит распоряжение от руководства - в последнюю декаду работаем полным штатом без выходных. О семье можете забыть, о личных планах тоже - самое время делать деньги! Я попыталась возмутиться, но завмаг «успокоила»: «Без толку, в прошлом году было то же самое». Совершенно не успокаивающий ответ.

А тут еще завмаг уходит на больничный. И мы остаемся вдвоем со старшим продавцом, работаем без выходных при бешеном наплыве людей. Ноги и руки дрожат от напряжения уже к 12 часам дня, на обед ходим по 15 минут, потому что одной в зале находиться просто нереально. Но мне приходится. Товар к празднику привозят практически каждый день большими партиями, старшая постоянно на складе его принимает, а я кручусь-верчусь в магазине. Через неделю такого рабского труда начинаем звонить руководству, просим дать помощь. Но кто ж поделится своим работником в самый разгар продаж? Хотя в некоторых магазинах в штате 5-6 человек. Нам говорится практически прямым текстом: «Улыбаемся и пашем». Но уже как-то не смешно…

Кстати, об улыбке. Именно в такое время вечером приходит тайный покупатель. У меня всегда было представление, что эти люди должны выявлять недостатки в работе сотрудников, чтобы потом все это обсудить и улучшить качество обслуживания. Оказывается, нет. Создается впечатление, что здесь их задача только наложить штраф. Да, есть недочеты. Когда ты одна в магазине, трудно со всем справиться. Но последней каплей стало замечание: «Не улыбалась, стоя за кассой». Пусть скажет спасибо, что слезы с ресниц не капали.

Итак, после двух с половиной месяцев работы мой оптимизм пошел на убыль, очень захотелось написать заявление на увольнение, чтоб хотя бы на Новый год побыть с семьей. Да и домашние соскучились, жены и мамы дома никогда не бывает. Интересно, как семейный человек может работать в таком режиме без ущерба для своей личной жизни?

Но я понимаю, на носу праздничные каникулы, офис не работает, никто заявление не подпишет. Зато мы выходим на работу и 31 декабря, и 1 января, и дальше ежедневно вплоть до Рождества, пока наконец-то над нами не сжалились и не прислали помощь.

Кстати, зарплата вышла не намного выше, чем в предыдущий месяц. Никаких поощрительных выплат за работу вдвоем мы не получили. Видимо, доплата за вредные условия труда не предусмотрена.

НЕДОСТАЧУ ПОКРЫВАЙТЕ ИЗ СВОЕГО КАРМАНА!

Первой не выдержала такого графика и отношения со стороны начальства старший продавец, решила уволиться. Провели инвентаризацию, оказалось, что к празднику люди бесплатно поживились товаром на кругленькую сумму. Выделяемых на магазин денег, конечно же, не хватило покрыть недостачу, разницу возместили за наш счет. На этом и мое ангельское терпение закончилось.

При расчете мне был выплачен голый оклад. Вторую часть зарплаты здесь называют премией, а премия увольняющимся не положена.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Можно долго говорить о несправедливости. Некоторые продавцы могут не согласиться с моими словами, значит, им повезло с местом работы. Но, судя по текучке кадров, моя история не уникальная. Однако негативный опыт - это тоже опыт. Для себя я вынесла одно: работать можно, но не нужно.

А совсем недавно раздался звонок из прошлого: «Здравствуйте, я менеджер по персоналу организации такой-то. Вы у нас работали. Не могли б вы озвучить причину своего увольнения?» Как корректно ответить на такой вопрос и не обидеть человека? Она такой же наемный работник, как и мы…

Интересное