Премия Рунета-2020
Северный Кавказ
+11°
Boom metrics
Общество8 декабря 2023 13:36

Как телефонные мошенники лишают жертв не только денег, но и свободы

Какими схемами пользуются злоумышленники в 2023 году
Современное телефонное мошенничество - целая индустрия, в которой задействовано множество людей

Современное телефонное мошенничество - целая индустрия, в которой задействовано множество людей

Фото: Shutterstock

В России телефонные мошенники каждый день совершают около 8 млн звонков. На уловки попадаются люди с разным образованием, уровнем дохода и любого возраста, даже, казалось бы, технически подкованная молодёжь. Из-за давления махинаторов жертвы не только теряют крупные суммы, но и преступают закон: нападают на офисы и банкоматы. Такие преступления быстро раскрываются, а всем соучастникам приходится нести ответственность.

Почему так происходит? Современное телефонное мошенничество — целая индустрия, в которой задействованы множество людей. Каждая схема тщательно разрабатывается и быстро меняется под текущие реалии. Об актуальных видах мошенничества и способах их избежать рассказывают «КП-Ставрополь» и Сбер.

Обвинение в госизмене

«Вам грозит до 20 лет тюрьмы!» — согласитесь, от такой информации кто угодно потеряет бдительность. А пока вы приходите в себя, «сотрудник ФСБ» по телефону заявляет вам, что кто-то украл ваши данные и сделал перевод для помощи иностранному государству в деятельности против России. А это квалифицируется как госизмена. Чтобы вычислить «предателя», нужно перевести средства на некий счёт. Иногда человека вынуждают взять кредит.

Получения денег злоумышленнику может быть недостаточно — нередко мошенники начинают шантаж. Средства обещают вернуть только если жертва согласится совершить нападение: бросить в офис банка бутылку с зажигательной смесью, запустить в отделении фейерверк или облить сотрудника зелёнкой. При этом всё действие необходимо снять на камеру.

Что делать?

Подобные выдуманные обвинения в госизмене могут поступать только от мошенников, которые используют методы социальной инженерии. Ни органы власти, ни банки не станут решать вопросы такой важности по телефону. А проверить списания с карты и другие банковские операции можно самостоятельно с помощью уведомлений или мобильного приложения банка. Что касается шантажа, то важно помнить об ответственности за свои действия. Нужно понимать, что украденные деньги злоумышленники не вернут, а преступление, которое они заставляют совершить, раскроют правоохранительные органы. И тогда всем соучастникам придётся нести наказание, вплоть до лишения свободы.

На уловки попадаются люди с разным образованием, уровнем дохода и любого возраста

На уловки попадаются люди с разным образованием, уровнем дохода и любого возраста

Фото: Shutterstock

Автоматизированные колл-центры

Аферисты усовершенствовали свою самую популярную «методичку» — звонок от лица сотрудника банка с шокирующей новостью: злоумышленники якобы получили персональные данные абонента и оформили на него кредит. Мошенник настаивает, что жертве нужно срочно сообщить пароль из СМС или вывести деньги на «безопасный» счёт, номер которого ему уже готовы продиктовать.

С недавних пор абонентам начал звонить «банковский робот», который механическим голосом заявляет о проблеме и проговаривает номер фиктивной службы безопасности для уточнения подробностей. Дальше всё идёт по стандартному сценарию.

Может ли такой звонок поступить от реального банка?

Голосовой помощник банка действительно может позвонить. Но только если банк заподозрил мошенничество и только для подтверждения того, что операция действительно проводится вами. При этом ни робот, ни живой собеседник не станет просить вас назвать цифры, код или позвонить на номер, который отличается от официального. Мошенники могут для убедительности также предложить проверить «личный идентификатор сотрудника» через специальный сайт, например, «Единый государственный реестр». Там есть фото реально существующих работников банковской сферы, однако сама база данных фальшивая.

Семейный обман

В этом году мошенники развили предыдущую схему: теперь, если человек выполняет все инструкции, злоумышленники начинают расспрашивать его о родственниках и уверять, что им тоже грозит опасность. Чтобы защитить семью, жертва передает лжесотруднику банка персональные данные, в том числе номер телефона близкого человека. По нему мошенники начинают общение уже с новой жертвой.

Что делать?

В этой схеме мошенники воздействуют на жертву через семью, поскольку понимают, что это главная ценность для человека, которая дороже денег и любых других благ. Важно помнить, что передавать данные своему собеседнику нельзя ни при каких обстоятельствах. В случае, если вам говорят, что средства вашего родственника в опасности, стоит сразу прервать разговор, позвонить вашему близкому человеку и попросить его обратиться в банк по официальному номеру телефона для уточнения информации.

Мошенники могут воздействовать на жертву через семью, поскольку понимают, что это главная ценность для человека

Мошенники могут воздействовать на жертву через семью, поскольку понимают, что это главная ценность для человека

Фото: Shutterstock

Приложение-кошелёк с «защищенной» картой

Злоумышленник от лица «банка» сообщает хорошую новость - вы, как постоянный, надёжный и лучший клиент, получили доступ к VIP-обслуживанию: для вас выпущена новая, особо защищённая карта. Пока радость не утихла, вам диктуют инструкцию, как добавить карту в мобильное приложение-кошелёк и перевести на неё деньги с других счетов.

Как мошенники смогут забрать деньги?

Дело в том, что такие приложения — фальшивые и являются клонами реальных программ банков. Туда можно добавить любую, даже чужую, карту, а затем завладеть средствами, которые хранятся на счёте.

Перевод по ошибке

Вам приходят два СМС: одно имитирует банковское сообщение об операции, другое содержит в себе просьбу вернуть якобы случайно отправленные средства. Более сложный вариант — рассылка ответа на заявку о возврате купленного товара. Её создадут злоумышленники, взломав аккаунт в онлайн-магазине. Тут же вас наберёт «менеджер». Он сообщит, что произошел сбой: деньги уже отправлены, а вам надо их вернуть.

Можно ли вернуть деньги в таком случае?

Если вы сами сделаете перевод, деньги вернуть не получится. Поэтому проверьте номер, с которого пришло сообщение, и баланс своей карты, чтобы понять действительно ли на ваш счёт поступили деньги. Если нет, проигнорируйте отправителя, а его данные передайте в банк для принятия мер.

Алексей Чванов, управляющий Ставропольским отделением Сбербанка:

«Борьбе с мошенничеством Сбер уделяет особое внимание: банк оказывает помощь в поиске преступников, определению фальшивых сайтов, приостанавливает сомнительные операции по целому списку критериев. Наши эксперты помогают всем желающим получить информацию о том, как защитить себя от мошенников: у нас есть электронная библиотека знаний по кибербезопасности. Портал может быть полезен и взрослым, и детям. Также мы фиксируем и предотвращаем попытки нападения на офисы и банкоматы. Все нападения оказываются безуспешными, виновных привлекают к ответственности — как административной, так и уголовной».

ВАЖНО!

Чтобы убедиться, что вам звонят не мошенники, можно просто повесить трубку и перезвонить в банк

Чтобы убедиться, что вам звонят не мошенники, можно просто повесить трубку и перезвонить в банк

Фото: Shutterstock

Чтобы не стать жертвой мошенников, запомните, что настоящие сотрудники банков никогда:

- не спрашивают данные карты, трехзначный код на обороте карты, коды из СМС или пароли от мобильного банка;

- не звонят через мессенджеры, в отличие от большинства мошенников;

- не просят перевести средства на другой счет и оформить кредит для «спасения» денег.

В каких случаях клиентам могут звонить действительно из банка:

- проводится соцопрос о качестве работы. При этом собеседник не просит назвать никаких личных данных;

- банк предлагает свои услуги;

- вы самостоятельно оставили заявку на кредит.